Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.04.2013 по делу N А60-43806/2012 <О признании недействующим Постановления Правительства Свердловской области от 18.07.2012 N 799-ПП "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Свердловской области от 29 октября 2007 г. N 1056-ПП "О внесении изменений в описание объектов культурного наследия регионального значения, расположенных в городе Екатеринбурге">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 2013 г. по делу № А60-43806/2012

Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 08 апреля 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Ю.А. Куричева, судей Ю.К. Киселева и П.Н. Киреева при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.А. Машьяновой рассмотрел в судебном заседании дело № А60-43806/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания Бикор" (ИНН 6664079680, ОГРН 1036605194273)
к Правительству Свердловской области (ИНН 6658021579, ОГРН 1036602648444)
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
- Министерства культуры Свердловской области (ИНН 6661079554, ОГРН 1036603988717),
- Государственного бюджетного учреждения культуры Свердловской области "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области" (ИНН 6661008384, ОГРН 1036603981072),
- Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588),
- Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800),
- муниципального казенного учреждения "Екатеринбургский Центр по охране и использованию исторического и культурного наследия" (ИНН 6661081151, ОГРН 1026605244820)
о признании недействующим нормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Е.А. Шубина, представитель по доверенности от 11 декабря 2012 г. № 273, предъявлен паспорт; А.Л. Брызгалов, представитель по доверенности от 14 февраля 2013 г. № 4, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица:
А.А. Цветков - консультант юридического управления по доверенности от 13 декабря 2012 г. № 01-15-20/69, предъявлен паспорт; А.А. Малов - заместитель начальника юридического управления по доверенности от 21 сентября 2012 г. № 01-15-20/56, предъявлен паспорт;
от третьих лиц:
от Министерства культуры Свердловской области: Е.В. Мажирова - заместитель начальника отдела программ развития культуры, документационного обеспечения и административной работы по доверенности от 28 сентября 2012 г. № 18, предъявлен паспорт;
от ГБУК Свердловской области "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области": В.Н. Шадрин, представитель по доверенности от 14 января 2013 г. № 25-04, предъявлен паспорт;
от Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области: Е.Г. Рябинина, представитель по доверенности от 24 октября 2012 г. № 17-01-82/13269, предъявлен паспорт;
от Администрации города Екатеринбурга: Л.Ф. Королева, представитель по доверенности от 20 декабря 2012 г. № 287/05/50.2-03, предъявлен паспорт;
от МКУ "Екатеринбургский Центр по охране и использованию исторического и культурного наследия": Л.В. Генин - директор, представлен приказ от 06 апреля 2011 г. № 57-он, предъявлен паспорт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда, помощнику судьи, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Компания Бикор" (далее - заявитель, ООО "Компания Бикор") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Правительству Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Свердловской области от 18 июля 2012 г. № 799-ПП "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Свердловской области от 29 октября 2007 г. № 1056-ПП "О внесении изменений в описание объектов культурного наследия регионального (областного) значения, расположенных в городе Екатеринбурге" (далее - Постановление Правительства Свердловской области от 18 июля 2012 г. № 799-ПП).
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- зданию по адресу: г. Екатеринбург, ул. Гоголя, д. 7 на арендуемом заявителем с 2009 г. земельном участке оспариваемым Постановлением Правительства Свердловской области от 18 июля 2012 г. № 799-ПП присвоен в 2012 г. статус объекта культурного наследия. Это решение делает невозможным реализацию инвестиционного проекта по строительству гостиницы, под который арендовался земельный участок, что приводит к несению заявителем значительных убытков. Убытки возникли в результате непоследовательных действий Правительства Свердловской области, которое, как оказалось, на протяжении более 11 лет рассматривало вопрос о статусе указанного дома, принимая противоречащие друг другу решения, и, вводя в заблуждение заявителя относительно возможности организации бизнеса на предоставленном в аренду земельном участке. Таким образом, в наличии один из главных признаков для обращения в арбитражный суд - нарушение прав заявителя в его предпринимательской деятельности.
- принятый нормативный акт противоречит двум законодательным актам, имеющим большую юридическую силу:
1) Областному закону от 10 марта 1999 г. № 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" (далее - Областной закон от 10 марта 1999 г. № 4-ОЗ), где в пункте 2 статьи 22 указано, что наименование правового акта кратко отражает предмет его регулирования. Преамбула правового акта содержит разъяснение целей и мотивов его принятия. Включение в преамбулу положений нормативного характера не допускается. Преамбула может состоять из абзацев и (или) частей. В постановлениях Законодательного Собрания, указах Губернатора Свердловской области и постановлениях Правительства Свердловской области преамбула завершается постановляющей фразой;
2) Закону Свердловской области от 21 июня 2004 г. № 12-ОЗ "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры в Свердловской области)" (далее - Закон Свердловской области от 21 июня 2004 г. № 12-ОЗ) в части пункта 2 статьи 7, где указано, Правительство Свердловской области в сфере государственной охраны объектов культурного наследия обеспечивает исполнение областных законов, регулирующих отношения в сфере государственной охраны объектов; принимает в порядке, предусмотренном федеральным законом и настоящим Законом Свердловской области, решения о включении объектов культурного наследия областного значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Определениями суда от 30 октября 2012 г., 12 декабря 2012 г. и от 18 января 2013 г. к участию в деле в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:
- Министерство культуры Свердловской области (ИНН 6661079554, ОГРН 1036603988717),
- Государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области" (ИНН 6661008384, ОГРН 1036603981072) (далее - ГБУК СО "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области"),
- Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588) (далее - МУГИСО),
- Администрация города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800),
- муниципальное казенное учреждение "Екатеринбургский Центр по охране и использованию исторического и культурного наследия" (ИНН 6661081151, ОГРН 1026605244820) (далее - МКУ "Екатеринбургский Центр по охране и использованию исторического и культурного наследия").
Представители Правительства Свердловской области, и привлеченные к участию в деле на стороне заинтересованного лица третьи лица ГБУК СО "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области", Министерство культуры Свердловской области и МУГИСО требования не признали, пояснив, что здание по адресу г. Екатеринбург, ул. Гоголя, д. 7 в установленном законом порядке поставлено на государственную охрану первоначально в 2001 г. на основании Постановления Правительства Свердловской области от 28 декабря 2001 г. № 859-ПП и впоследствии оспариваемым Постановлением в 2012 г. как памятник архитектуры местного (регионального) значения ("Дом жилой с элементами русского барокко в декоре" второй половины XIX века) и включено в единый государственный список (реестр) памятников истории и культуры (объектов культурного наследия) местного (регионального) значения. Исключить данный объект из числа охраняемых объектов возможно только по специальной процедуре через акт Правительства Российской Федерации. При постановке на учет заключение об объекте, подлежащем постановке, дают специалисты обладающие познаниями в области строительства, истории, архитектуры и имеющими ученые звания. На объект культурного наследия составляется паспорт (статья 21 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ), который содержит сведения об объекте, включая его адрес. Объектом, признанным памятником истории и культуры, является объект включенный в реестр. Если в реестре не было внесено изменений адреса объекта, следовательно, действия Правительства Свердловской области в части устранения неточностей в адресной части объекта культурного наследия законны и обоснованы, соответственно отмене не подлежат.
Привлеченные к участию в деле третьи лица на стороне заявителя Администрация города Екатеринбурга и МКУ "Екатеринбургский Центр по охране и использованию исторического и культурного наследия" требование заявителя поддержали.
В судебном заседании, состоявшемся 01 апреля 2013 г., заявитель заявил отказ от заявленного в судебном заседании 22 марта 2013 г. ходатайства о назначении экспертизы, обосновав свое решение достаточностью имеющихся в деле материалов для рассмотрения дела по существу.
Суд рассмотрел заявленное ходатайство и с согласия сторон его удовлетворил, перешел к рассмотрению дела по существу.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

05 февраля 2009 г. между Администрацией города Екатеринбурга (арендодатель) и ООО "Компания Бикор" (арендатор) заключен договор № 4-1192 аренды земельного участка с кадастровым номером 66:41:04 01 027:55 площадью 1468 кв. м. по улице Гоголя сроком на 8 лет. Земельный участок предоставлен арендатору для строительства и дальнейшей эксплуатации гостиницы с подземной и наземной парковками.
Данный земельный участок был свободен от прав третьих лиц и не обременен иными обязательствами и ограничениями, в том числе связанными с объектами культурного наследия, что было неоднократно официально подтверждено органами власти и должностными лицами города и области.
Министерство культуры Свердловской области письмами от 06 ноября 2007 г. № 390-07 и от 20 марта 2008 г. № 01-04-437/8 дважды заявило, что "нежилое здание, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Гоголя, д. 7 литера А, не относится к объектам культурного наследия".
Договор аренды от 05 февраля 2009 г. № 4-1192 содержит точные указания относительно дальнейшей судьбы единственного строения, находящегося на земельном участке. Пунктом 4 статьи 2.4 договора на арендатора возложена обязанность произвести снос объекта, расположенного по адресу: ул. Гоголя, д. 7, литер А, уплатив городу компенсацию за снос муниципального объекта недвижимости.
18 февраля 2011 г. Главным управлением архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений был утвержден Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) № RU66302000-03778, содержащий параметры градостроительного регламента застройки участка, а именно: строительство гостиницы с подземной автостоянкой максимальной высотой 24 этажа, максимальный процент подземной застройки 100%, надземной - 85%. Разделом 4 ГПЗУ городские власти еще раз подтвердили, что в границах земельного участка расположено одно административное здание по адресу ул. Гоголя, д. 7, которое не относится к объектам культурного наследия: особо указано, что "Объекты культурного наследия отсутствуют".
Исходя из изложенного, арендатор на основании заключенного договора аренды и ГПЗУ провел огромную работу по подготовке к строительству на арендованном земельном участке гостиницы самого высокого уровня, которая должна была украсить центр города.
Однако Постановлением Правительства Свердловской области от 18 июля 2012 г. № 799-ПП, подписанного Председателем Правительства Свердловской области Д.В. Паслером, постановлено: "...2. При регулировании отношений в сфере охраны объектов культурного наследия, связанных с использованием памятника истории "Дом жилой с элементами русского барокко", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Гоголя, 7, руководствоваться постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2001 г. № 859-ПП "О постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры". Таким образом, зданию по адресу: г. Екатеринбург, ул. Гоголя, д. 7 на арендуемом заявителем земельном участке присвоен статус объекта культурного наследия.
Считая нарушенными свои права в области предпринимательской деятельности и несоответствующим двум областным законам, имеющим большую юридическую силу, Постановления Правительства Свердловской области от 18 июля 2012 г. № 799-ПП, ООО "Компания Бикор" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает заявленные ООО "Компания Бикор" требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Во-первых. Решением Екатеринбургской городской Думы к Постановлению Главы города Екатеринбурга от 16 августа 1999 г. № 820 объявлены памятниками истории и культуры объекты, находящиеся в собственности города Екатеринбурга: "2-этажный дом с элементами русского барокко в декоре", расположенный по адресу: ул. Гоголя, 7, середина 19 века", и "2-этажный жилой дом с сенями с элементами барокко", расположенный по адресу: ул. Гоголя, 9, середина 19-го века" (в Перечне позиции 32 и 33, соответственно).
Решением Екатеринбургской городской Думы от 26 октября 1999 г. № 73/3 установлено, что историко-культурной ценностью обладают эти же два объекта (в утвержденном Перечне позиции 31 и 32, соответственно)
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регламентирующим отношения в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2001 г. № 859-ПП "О постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры" (далее - Постановление Правительства Свердловской области от 28 декабря 2001 г. № 859-ПП) на государственную охрану был поставлен объект культурного наследия "Дом жилой с элементами русского барокко в декоре", расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Гоголя, д. 7. В качестве времени постройки объекта указана вторая половина 19-го века.
На тот период времени действовал Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории" от 15 декабря 1978 г. На тот период времени действовали также такие подзаконные акты, как Постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры", "Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры", утвержденная Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. № 203.
Разделом II Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. № 203, предусмотрен порядок государственного учета памятников истории и культуры, где закреплено, что государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны. Местные государственные органы охраны памятников обязаны вести учет всех находящихся на их территории недвижимых памятников истории и культуры и принимать меры к обеспечению соблюдения правил охраны и использования памятников общесоюзного, республиканского и местного значения.
В обоснование включения данных объектов в число памятников истории и культуры заинтересованным лицом представлены выписка из научно-исследовательской работы Проектного института "Свердловскгражданпроект" 1988 г., выписка из отчета о научно-исследовательской работе Свердловского Архитектурного института 1988 г., копия Распоряжения Исполнительного комитета от 18 марта 1988 г. № 117-рб.
В Отчете о научно-исследовательской работе "Изучение региональных особенностей архитектурно-планировочной и ландшафтной организации градостроительной среды г. Свердловска и разработки рекомендации комплексной реконструкции и охраны историко-градостроительного наследия" с Приложением 3 "Список памятников истории и культуры", имелось несколько Списков, подготовленных в Свердловском архитектурном институте в 1988 г. В списке 1 "Памятники архитектуры города Свердловска, находящихся на государственной охране и рекомендуемых к постановке на государственную охрану под № 79 значится "2-х этажный дом с элементами русского барокко в декоре" середины 19-го века по адресу ул. Гоголя, 7. В свою очередь в Списке 2 Объектов городской ценной исторической среды под № 46 значится "2х этажный жилой дом с сенями и элементами барокко" середины 19-го века по адресу Гоголя, 9. Из представленных документов следует, что целью работ является сбор исходной информации и составление единого списка памятников истории и культуры по административным территориям, входящим во внутриобластной район. В качестве исходных данных использованы: сводный список памятников истории и культуры Свердловского областного управления культуры; сводный список памятников истории и культуры Свердловского областного отделения ВООПИК; перечни охраняемых, выявленных и представляющих историко-художественную ценность объектов, представленных городскими и районными отделами архитектуры.
Из чего следует, что исследование, выявление признаков объекта культурного наследия, анализ не были осуществлены. Главная цель - сбор информации.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения производится исполнительными комитетами областных, городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР.
Согласно пункту 18 Постановления Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР.
На основании Методических рекомендаций "Первичная учетная документация на памятники градостроительства и архитектуры", утвержденных Министерством культуры РСФСР от 14 июня 1989 г., в связи с расширением работы по выявлению и изучению памятников истории и культуры с целью определения научной, исторической и художественной ценности для последующей постановки на государственную охрану было признано целесообразным разработать унифицированную форму первичной учетной документации. Основные формы первичной учетной документации - паспорт и учетная карточка утверждены Приказом Министерства культуры СССР от 27 марта 1972 г. № 153. Количественный состав учетных документов установлен Приказом Министерства культуры РСФСР от 17 июля 1972 г. № 843. Примеры заполнения этих документов включены в Приложение к "Рекомендациям".
Также на основании пунктов 12, 14, 15, 16, 18 Приказа Минкультуры СССР от 13 мая 1986 г. № 203 "Об утверждении "Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры" при получении сведений об обнаружении объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. Список вновь выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.
Государственные органы охраны памятников организуют обследование и изучение включенных в списки вновь выявленных объектов, составление на них учетных документов.
На каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал.
На каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ. Учетная карточка и паспорт составляются в четырех экземплярах и передаются:
- в Центр научной документации Научно-методического совета по охране памятников культуры Министерства культуры СССР - они представляются на русском языке в первом экземпляре государственными органами охраны памятников союзных республик;
- в государственные органы охраны памятников союзных республик, в научные учреждения, осуществляющие подготовку Свода памятников истории и культуры народов СССР - для памятников истории и культуры всех видов и категорий, расположенных на территории соответствующей союзной республики;
- в местные государственные органы охраны памятников - для памятников всех видов и категорий, а также вновь выявленных объектов, расположенных на территории союзной республики (не имеющей областного деления).
Учетная карточка и паспорт памятника подлежат дополнению при получении новых данных о памятнике. Эти данные оформляются вкладышами и рассылаются в соответствующие организации.
В связи с чем, при постановке на государственную охрану явно были нарушены положения вышеуказанной инструкции, а также не проведена экспертиза.
Кроме того причины, по которым в "Список вновь выявленных памятников истории и культуры", утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2001 г. № 859-ПП, был включен объект "Дом жилой с элементами русского барокко в декоре", расположенный по адресу ул. Гоголя, 7, не известны. Кроме того, ранее, в том числе на основании представленных Правительством Свердловской области документов, видно, что жилым был дом по адресу ул. Гоголя, 9, а не дом по адресу: ул. Гоголя, 7.
Кроме того в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр соответствующий орган охраны объектов культурного наследия представляет в частности описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (предмет охраны).
Такое описание объекта составлено в 2004 г., учетная карточка оформлена 03 декабря 2004 г.
Учитывая вышеизложенное, процедура принятия Постановления Правительства Свердловской области от 28 декабря 2001 г. № 859-ПП нарушена. 25 июня 2002 г. принят Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ, в силу заключительных и переходных положений которого до утверждения Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено данным Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 г. сохранялись правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные "Положением об охране и использовании памятников истории и культуры", утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 (СП СССР, 1982, № 26, статья 133) и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречили упомянутому Федеральному закону. Кроме того, памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", отнесенные к объектам культурного наследия регионального значения, подлежат последующей регистрации данных объектов в реестре в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ.
Указанным Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ в статьях 28 - 32 главы 5 определены основные принципы и правила проведения государственных историко-культурных экспертиз на предмет, в том числе, как включения, так и исключения из государственного Реестра памятников, порядок и принципы ведения которого были определены в статьях 15 - 23 главы 4 указанного закона.
Таким образом, в период до 2007 г. уже действовал Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ и ряд законодательных (подзаконных) актов, регламентировавших постановку и снятие с охраны памятников истории и культуры.
Как видно из материалов дела, а именно Заключения о принадлежности к объектам культурного наследия регионального значения зданий, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Гоголя, 7 и 9, Заключения историко-культурной экспертизы от 14 сентября 2007 г., Акта историко-культурной экспертизы от 01 октября 2007 г. № 84-07-ИКЭ, в 2007 г. проведен целый комплекс работ историко-культурно-экспертного характера, в соответствии с которыми установлено, что:
- в адресной части памятника, поставленного на государственную охрану, допущена ошибка, вместо "Гоголя 7" следует считать "Гоголя 9",
- в его описательной части установлено некорректность наименования и целесообразность его изменения с идентификацией по имени застройщика и собственника А.И. Безбородова.
В итоге даны следующие выводы и рекомендации:
- историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью и особым значением для истории и культуры Свердловской области обладает здание, расположенное по ул. Гоголя, дом № 9 в Екатеринбурге;
- в адресе объекта культурного наследия с наименованием "Дом жилой с элементами русского барокко в декоре" при постановке его на государственную охрану была допущена техническая ошибка, выразившаяся в замене почтового номера с 9 на 7;
- экспертами рекомендуется в установленном порядке внести следующие изменения.
Впоследствии Постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября 2007 г. № 1056-ПП "О внесении изменений в описание объектов культурного наследия регионального (областного) значения, расположенных в городе Екатеринбурге" (далее - Постановление Правительства Свердловской области от 29 октября 2007 г. № 1056-ПП) было изменено описание данного объекта, включена строка 14, в результате чего уточнено наименование и адрес места его нахождения.
Таким образом, в период до 2007 г. проведен целый комплекс историко-культурно-экспертных работ, в результате которых был сделан однозначный вывод о том, что памятником истории и культуры является здание, расположенное по адресу г. Екатеринбург, ул. Гоголя, дом № 9. Здание, расположенное по адресу г. Екатеринбург, ул. Гоголя, дом № 7, памятником истории и культуры не является и государственной охране не подлежит.
В 2012 г. по факту начавшихся строительных работ в зоне объекта культурного наследия по адресу: г. Екатеринбург, ул. Гоголя, 7 в Министерство культуры Свердловской области поступили обращения граждан, общественных организаций.
Министерством культуры Свердловской области были вновь рассмотрены документы, обосновывающие принятие Постановления Правительства Свердловской области от 29 октября 2007 г. № 1056-ПП.
В результате выявленных противоречий было принято оспариваемое Постановление Правительства Свердловской области от 18 июля 2012 г. № 799-ПП, которым внесены изменения в постановление Правительства Свердловской области от 29 октября 2007 г. № 1056-ПП в части исключения положений об уточнении наименования и адреса недвижимого памятника - "Дом жилой с элементами русского барокко в декоре", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Гоголя, 7.
Таким образом, оспариваемое Постановление Правительства Свердловской области от 18 июля 2012 г. № 799-ПП принято без соблюдения требований Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ, без проведения каких-либо достаточных историко-культурно-экспертных исследований, основывалось исключительно лишь на пересмотре ранее имевших место документов. Таким образом, не соблюдены требования Закона Свердловской области от 21 июня 2004 г. № 12-ОЗ. В оспариваемом нормативном акте в противоречие с Областным законом от 10 марта 1999 г. № 4-ОЗ не отражен предмет его регулирования, не содержится разъяснение целей и мотивов его принятия.
Во-вторых. В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Принятое Правительством Свердловской области Постановление от 18 июля 2012 г. № 799-ПП обладает приведенными признаками.
Постановление носит нормативный характер, что следует из содержания его правовых норм, которые регулируют отношения в сфере охраны объектов культурного наследия, а именно, в отношении объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Гоголя, 7, устанавливается охранный статус, который действует неопределенное время, рассчитан на многократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц.
Оспариваемым актом вносятся изменения в ранее принятое Постановление Правительства Свердловской области от 29 октября 2007 г. № 1056-ПП. В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Областного закона от 10 марта 1999 г. № 4-ОЗ внесение изменений в правовой акт Свердловской области осуществляется путем принятия органом, принявшим правовой акт Свердловской области, в который вносятся изменения, правового акта того же вида, если иное не установлено федеральным и областным законодательством.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 3 и 4 статьи 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения.
Аналогичная норма содержится в статье 4 Закона Свердловской области от 21 июня 2004 г. № 12-ОЗ (в ред. от 30 января 2012 г.).
Согласно положениям статей 14, 22 Областного закона от 04 ноября 1995 г. № 31-ОЗ (в ред. от 05 октября 2012 г.) "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области осуществляет государственную поддержку культуры, организует сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в государственной собственности Свердловской области, государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) областного значения; решения Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений.
Таким образом, судом установлено и сторонами не оспаривается, что оспариваемое Постановление принято в пределах компетенции Правительства Свердловской области и является нормативным актом.
Довод Правительства Свердловской области о том, что признание оспариваемого постановления незаконным не повлечет утраты объектом "Дом жилой с элементами русского барокко в декоре", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Гоголя. 7, статуса памятника истории и культуры и исключения его из единого государственного реестра объектов культурного наследия со ссылкой на пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения), и на статью 28 этого же Федерального Закона (в целях обоснования исключения объекта культурного наследия из реестра проводится государственная историко-культурная экспертиза), с общим выводом о том, что исключение объекта культурного наследия из реестра возможно только при осуществлении особой административной процедуры, судом не принимается, поскольку, как установлено выше, изначально в Реестре памятников должен был находиться дом, расположенный по адресу г. Екатеринбург, ул. Гоголя, дом № 9, а включение в Реестр здания под № 7 на улице Гоголя - техническая ошибка законодателя. В дальнейшем, на основании настоящего судебного акта Правительство Свердловской области должно принять меры к урегулированию спорного вопроса в федеральном Реестре, подготовив соответствующие правовые акты и документы.
В-третьих. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что оспариваемый нормативный акт нарушает права и интересы заявителя - ООО "Компания "Бикор" в его предпринимательской деятельности, поскольку ставит преграду в реализации инвестиционного проекта, целью которого является строительство на земельном участке, где находится дом, необоснованно попавший под государственную охрану.
При таких обстоятельствах, суд считает требование ООО "Компания "Бикор" подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы в размере 2000 руб. 00 коп. по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем за рассмотрение настоящего заявления, подлежат взысканию с Правительства Свердловской области в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявление общества с ограниченной ответственностью "Компания Бикор" (ИНН 6664079680, ОГРН 1036605194273) удовлетворить.
2. Признать недействующим Постановление Правительства Свердловской области от 18 июля 2012 г. № 799-ПП "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Свердловской области от 29 октября 2007 г. № 1056-ПП "О внесении изменений в описание объектов культурного наследия регионального (областного) значения, расположенных в городе Екатеринбурге" как несоответствующее Областному закону от 10 марта 1999 г. № 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" и Закону Свердловской области от 21 июня 2004 г. № 12-ОЗ "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области".
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Правительства Свердловской области (ИНН 6658021579, ОГРН 1036602648444) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Компания Бикор" (ИНН 6664079680, ОГРН 1036605194273) 2000 (Две тысячи) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
5. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Ю.А.КУРИЧЕВ

Судьи
Ю.К.КИСЕЛЕВ
П.Н.КИРЕЕВ


------------------------------------------------------------------