Постановление Правительства Свердловской области от 29.05.2013 N 675-ПП "Об итогах выполнения Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2012 год"



ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. № 675-ПП

ОБ ИТОГАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОЖИВАЮЩИМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА 2012 ГОД

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона Свердловской области от 21 ноября 2012 года № 91-ОЗ "Об охране здоровья граждан в Свердловской области", в целях контроля реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2012 год, реализуемой в целях обеспечения населения гарантированными объемами бесплатной медицинской помощи с учетом территориальных нормативов, региональных особенностей здравоохранения и его структуры, реализации принципов доступности и качества медицинской помощи, оказываемой населению, Правительство Свердловской области постановляет:
1. Принять к сведению доклад о реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2012 год (прилагается).
2. Направить доклад о реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2012 год в Законодательное Собрание Свердловской области не позднее 01 июня 2013 года.
3. Поручить представлять доклад о реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2012 год в Законодательном Собрании Свердловской области Министру здравоохранения Свердловской области, Члену Правительства Свердловской области А.Р. Белявскому.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В.А. Власова.
5. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".

Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.ПАСЛЕР





К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 29 мая 2013 г. № 675-ПП

ДОКЛАД
О РЕАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРОЖИВАЮЩИМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА 2012 ГОД

Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2012 год (далее - Территориальная программа) утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2012 № 649-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2012 год".
Финансовое обеспечение Территориальной программы осуществлялось за счет следующих источников финансирования:
1) бюджета Свердловской области и местного бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" путем выполнения государственных заданий государственными бюджетными и автономными учреждениями здравоохранения Свердловской области, подведомственными Министерству здравоохранения Свердловской области;
2) средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - территориальная программа ОМС), являющейся составной частью Территориальной программы, путем реализации объемов медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторных, стационарных условиях и условиях дневных стационаров, рассчитанных на одно застрахованное лицо, и утвержденных решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденной Распоряжением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 № 1072-РП "Об утверждении состава комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования".
Основные показатели, представленные в докладе, рассчитаны на основе сводного годового отчета по форме федерального статистического наблюдения № 62 "Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению", утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.07.2009 № 154.

Раздел 1. ФАКТИЧЕСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Объемы финансирования Территориальной программы представлены в таблице 1.

ОБЪЕМ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕАЛИЗАЦИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ,
В РАЗРЕЗЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Таблица 1


№ Наименование Утверждено Исполнено за 2012 год
строки на 2012 год
(в тысячах в тысячах в
рублей) рублей процентах

1 2 3 4 5

1. Расходы областного бюджета 30659023,8 29402057,5 95,9
без платежей на обязательное
медицинское страхование
неработающего населения

2. Расходы местных бюджетов 844638,0 1356432,0 160,6
(с учетом ЗАТО)

3. Расходы Территориального фонда 20737720,3 20934401,3 101,0
обязательного медицинского
страхования Свердловской области
(с учетом закрытых автономных
территориальных образований),
всего,
в том числе расходы 10817514,0 10817514,0 100,0
областного бюджета по платежам
на обязательное медицинское
страхование неработающего
населения

4. Расходы на финансирование 52241382,1 51692890,8 98,9
здравоохранения
Свердловской области, всего

в том числе на финансирование 44543075,2 44855372,8 100,7
Территориальной программы


Данные о финансировании Территориальной программы за период с 2008 по 2012 годы представлены в таблице 2.

ФАКТИЧЕСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В ДИНАМИКЕ ЗА ПЕРИОД С 2008 ПО 2012 ГОДЫ
ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Таблица 2


Источники 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
финансирования
млн. процентов млн. процентов млн. процентов млн. процентов млн. процентов
рублей рублей рублей рублей рублей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Областной 7746,7 23,0 6207,1 21,3 9966,9 30,2 12638,8 32,7 22564,5 50,3
бюджет

Местные 11496,8 34,1 9270,4 31,8 9526,1 28,9 9492,4 24,6 1356,4 3,0
бюджеты

Средства 14480,3 42,9 13692,4 46,9 13468,7 40,9 16534,0 42,8 20934,4 46,7
обязательного
медицинского
страхования

Итого 33723,8 100 29169,9 100 32961,7 100 38665,2 100 44855,3 100


Утвержденная стоимость Территориальной программы составила 44543,1 млн. рублей, в том числе расходы консолидированного бюджета 23805,3 млн. рублей (без взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения).
Исполнение Территориальной программы за 2012 год составило 44855,4 млн. рублей, или 100,7 процента. По сравнению с 2011 годом фактическая стоимость Территориальной программы увеличилась на 16 процентов (в 2011 году - 38665,2 млн. рублей).
Расходы областного бюджета на здравоохранение (без платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения) составили 29402,0 млн. рублей, или 95,9 процента к плану года.
Расходы на здравоохранение за счет средств местных бюджетов в 2012 году исполнены в сумме 1356,4 млн. рублей, что составляет 160,6 процента к плану года.
В 2012 году на финансирование Территориальной программы обязательного медицинского страхования направлено 20934,4 млн. рублей, или 101 процент к плану года.
Таким образом, ежегодно происходит рост фактической стоимости Территориальной программы, в 2012 году по сравнению с 2011 годом рост составил 16 процентов.
Фактические показатели финансовых затрат Территориальной программы в 2012 году составили:
расходы на здравоохранение на одного жителя, всего - 12028,6 рубля;
расходы на Территориальную программу на одного жителя, всего - 10437,6 рубля;
в том числе расходы бюджетов на одного жителя - 5566,2 рубля;
расходы обязательного медицинского страхования на одного жителя - 4871,3 рубля;
расходы обязательного медицинского страхования на одного застрахованного - 4723,3 рубля.

Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В 2012 ГОДУ

В реализации Территориальной программы в 2012 году приняли участие 253 медицинские организации различных типов, организационно-правовых форм и уровней подчиненности (в 2010 году - 265, в 2011 году - 251). Больничные учреждения составили чуть больше половины от общего числа медицинских организаций - 136 учреждений (53 процента), амбулаторно-поликлинические - 75 медицинских организаций (29,6 процента), диспансеры - 12 учреждений (4,7 процента), учреждения особого типа и прочие - 10 учреждений (3,95 процента), учреждения охраны материнства и детства - 3 учреждения (1,18 процента), центры - 4 учреждения (1,58 процента), учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови - 12 учреждений (4,7 процента) и санаторно-курортные учреждения - 1 учреждение (0,39 процента) (рисунок 1).

Структура медицинских организаций, участвующих в реализации
Территориальной программы в 2012 году, по типам учреждений
(в процентах к итогу; по данным статистической формы № 62)

Рисунок не приводится.

Рис. 1

В структуре медицинских организаций, принимавших участие в реализации Территориальной программы, преобладали медицинские организации Свердловской области, которые составили 69 процентов от общего числа организаций (175 организаций), муниципальные медицинские организации - 12,6 процента (32), федеральные медицинские организации, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству России, другим министерствам и ведомствам, - 6,3 процента (16), медицинские организации негосударственной формы собственности - 11,85 процента (30) (рисунок 2).
В 2012 году по сравнению с предыдущим годом отмечено снижение удельного веса муниципальных медицинских организаций (с 60 процентов до 12,6 процента) и увеличение удельного веса медицинских организаций Свердловской области (с 23 до 69 процентов) в связи с передачей полномочий по оказанию медицинской помощи с муниципального уровня на уровень субъекта Российской Федерации, за исключением города Екатеринбурга. Напротив, количество медицинских организаций негосударственной формы собственности выросло с 10,3 до 11,85 процента в связи с включением в реестр медицинских организаций, реализующих территориальную программу ОМС, новых медицинских организаций. Количество федеральных медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы, не изменилось.

Структура медицинских организаций, участвующих в реализации
Территориальной программы в 2011 и 2012 годах, по формам
собственности (в процентах к общему количеству;
по данным статистической формы № 62)


yy
yy
xx yy
xx yy
xx yy
xx yy
xx yy
xx yy
xx yy
xx yy
xx yy
xx yy
xx yy
xx xx yy
xx xx yy
xx xx yy
xx yy xx yy yy
xx yy xx yy xx yy
xx yy xx yy xx yy xx yy

муниципальные субъекта РФ федеральные негосударственные


xx 2011 yy 2012


Рис. 2

Раздел 3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ВИДАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И УСЛОВИЯМ ЕЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

В рамках Территориальной программы бесплатно предоставлялись следующие виды медицинской помощи: скорая медицинская помощь, первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь. Медицинская помощь населению предоставлялась в амбулаторных условиях, условиях дневных стационаров, условиях круглосуточных стационаров и вне медицинских организаций при оказании скорой медицинской помощи.
Объемы медицинской помощи в рамках Территориальной программы на 2012 год установлены в соответствии с территориальными нормативами, полученными путем коррекции федеральных нормативов согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 № 856 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год" с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости, климатогеографических условий и транспортной доступности медицинских организаций.
Фактические объемы медицинской помощи по условиям ее оказания в рамках Территориальной программы представлены в таблице 3.

ВИДЫ И ОБЪЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В РАМКАХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Таблица 3


№ Виды медицинской Единица План 2012 год Процент
строки помощи измерения 2012 года исполнения
к плану
года

1 2 3 4 5 6

1. Медицинская помощь за счет средств бюджета

2. Скорая медицинская тыс. вызовов 1361,749 1376,71 101
помощь

3. Амбулаторно- тыс. посещений 3161,793 3330,84 105
поликлиническая
помощь

4. Стационарная помощь тыс. 2979,429 2890,77 97
койко-дней

тыс. 97,781 97,453 100
госпитализаций

средняя 30,5 29,7
длительность,
дней

5. Медицинская помощь, тыс. 393,262 400,803 102
предоставляемая пациенто-дней
в дневных
стационарах тыс. пациентов 11,67 11,75 101

средняя 33,7 34,5
длительность,
дней

6. Территориальная программа обязательного медицинского страхования

7. Амбулаторно- тыс. посещений 37621,8 34585,5 92
поликлиническая
помощь

8. Стационарная помощь тыс. 8375,121 8176,86 98
койко-дней

тыс. 785,922 791,215 101
госпитализаций

средняя 10,7 10,3
длительность,
дней

9. Медицинская помощь, тыс. 2131,978 2117,22 99
предоставляемая пациенто-дней
в дневных
стационарах тыс. пациентов 191,463 185,94 97

средняя 11,1 11,4
длительность,
дней

10. Всего по Территориальной программе государственных гарантий

11. Амбулаторно- тыс. посещений 40783,6 37916,3 93
поликлиническая
помощь

12. Стационарная помощь тыс. 11354,55 11067,62 97
койко-дней

тыс. 883,703 888,668 101
госпитализаций

средняя 12,8 12,5
длительность,
дней

13. Медицинская помощь, тыс. 2525,24 2518,02 100
предоставляемая пациенто-дней
в дневных
стационарах тыс. пациентов 203,133 197,69 97

средняя 12,4 12,7
длительность,
дней


Расчет проведен на население Свердловской области 4297,5 тыс. человек. Территориальная программа ОМС рассчитана на застрахованное население - 4432,119 тыс. человек.

В результате реализации Территориальной программы в 2012 году выполнение объемных показателей по основным видам медицинской помощи составило: скорая медицинская помощь - 101 процент к плану, амбулаторно-поликлиническая помощь - 93 процента к плану, стационарная помощь - 97 процентов к плану, стационарозамещающие технологии - 100 процентов к плану (таблица 4).
За 2012 год объем потребления услуг скорой медицинской помощи вырос на 6,6 процента и составил 0,320 вызова на 1 жителя в год. Норматив, рекомендуемый Российской Федерацией, составляет 0,318 вызова. Рост объемов скорой медицинской помощи произошел в связи с организацией работы межмуниципальных центров по принципу направленной маршрутизации пациентов, в связи с чем возросли объемы вызовов, связанные с проведением медицинской эвакуации пациентов в межмуниципальные центры. Кроме того, с целью повышения доступности скорой медицинской помощи и сокращения времени доезда бригады до пациента в областном центре увеличено количество бригад станции скорой помощи города Екатеринбурга на 15 единиц. Для сравнения, объемы скорой медицинской помощи в среднем по Российской Федерации за 2011 год составили 0,333 вызова на 1 жителя.
Объем амбулаторной медицинской помощи в 2012 году планировался на уровне 9,5 посещения на 1 жителя в год. Выполнение составило 8,82 посещения, в том числе по территориальной программе ОМС - 7,8 посещения.
Объемы амбулаторной помощи выполнены на уровне факта 2011 года и не достигли уровня планируемого показателя (ниже плана на 7 процентов). Сохраняется существенный дефицит посещений по территориальной программе ОМС за счет стоматологии, которая до 2013 года входила в территориальную программу ОМС лишь частично. С 2013 года территориальная программа ОМС приведена в полное соответствие с базовой программой обязательного медицинского страхования: оказание стоматологической помощи населению в полном объеме переведено на финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, в связи с чем возможен рост числа посещений стоматологов.
Сохраняется дефицит врачебных кадров в первичном звене здравоохранения, который усугубляется в связи с отвлечением узких специалистов для работы в призывных комиссиях и для проведения дополнительной диспансеризации, что оказывает существенное влияние на недовыполнение врачами функции врачебной должности.
В 2012 году впервые финансирование деятельности фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) осуществлялось за счет средств обязательного медицинского страхования, в связи с чем упорядочен учет посещений ФАП, исключены дублирующие посещения и посещения по поводу процедур, что повлияло на объем амбулаторной помощи в целом по Свердловской области.
Продолжается работа по развитию профилактического направления в оказании медицинской помощи, в области работают 24 центра здоровья, в том числе 18 центров для взрослых и 6 центров для детей; 238 общих врачебных практик, большая часть которых расположена в сельской местности. Осуществляется диспансеризация работающих граждан в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", диспансеризация детей-сирот, а также реализация федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения льготников. Все эти мероприятия способствуют повышению обеспеченности населения амбулаторной помощью.
Количество пациенто-дней по медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах, в расчете на 1 человека в год составило 0,58 дня при нормативе 0,59 дня и в сравнении с 2011 годом выросло на 6 процентов. По территориальной программе ОМС объем медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах, на 1 жителя составил 0,478 пациенто-дня и максимально приблизился к федеральному нормативу. Некоторое несоответствие показателей объема медицинской помощи в дневных стационарах рекомендуемому нормативу связано с недостаточным развитием стационарозамещающих технологий в муниципальных учреждениях города Екатеринбурга. Объемы стационарозамещающей помощи в городе Екатеринбурге не достигают нормативных значений, выполнение установленных показателей за 2012 год составило 97 процентов к плану. При формировании Территориальной программы на 2013 год объем медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах города Екатеринбурга, спланирован на уровне федерального норматива, администрации муниципального образования "город Екатеринбург" указано на недостаточное развитие стационарозамещающих технологий и предложено провести оптимизацию стационарной медицинской помощи.
В 2012 году выполнение объемов стационарной помощи соответствует уровню 2011 года. План по койко-дням реализован на 97 процентов, количество проведенных больными койко-дней соответствует 2011 году, по количеству госпитализаций выполнение составило 101 процент к плану, что выше объемов предыдущего года на 1,9 процента. Некоторый рост числа госпитализаций произошел по территориальной программе ОМС за счет снижения средней длительности пребывания пациентов на койке с 10,6 дня в 2011 году до 10,3 дня в 2012 году за счет использования высокоэффективных и малоинвазивных технологий лечения, позволяющих проводить необходимое лечение за более короткий срок пребывания пациента на койке с достижением установленных критериев качества. В целом объемы стационарной помощи по области ниже федерального норматива на 6,8 процента. Средняя длительность пребывания больного на койке в среднем составила 12,7 дня, что меньше, чем в 2011 году.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩЬЮ ПО ВИДАМ И УСЛОВИЯМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В ДИНАМИКЕ
ЗА 2008 - 2012 ГОДЫ В СРАВНЕНИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ НОРМАТИВАМИ
(НА ОДНОГО ЖИТЕЛЯ В ГОД)

Таблица 4


Виды Единица Норматив Территориальный 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
медицинской измерения Российской норматив
помощи Федерации на 2012 год
на 2012 год

Скорая вызовов 0,318 0,317 0,328 0,316 0,308 0,300 0,320
медицинская
помощь

Амбулаторная посещений 9,7 9,49 8,5 8,7 9,0 8,8 8,8
помощь

Стационарная койко-дней 2,78 2,588 2,928 2,809 2,684 2,575 2,575
помощь

Медицинская пациенто-дней 0,59 0,573 0,607 0,605 0,55 0,552 0,586
помощь
в дневных
стационарах


При анализе показателей объемов медицинской помощи в динамике отмечается снижение ресурсоемких видов медицинской помощи - скорой медицинской помощи и стационарной медицинской помощи.
Отмечена позитивная тенденция дальнейшего сокращения числа койко-дней, проведенных больными в стационарных медицинских организациях, в расчете на одного человека, а также увеличения объема амбулаторной медицинской помощи (с 8,5 посещения на 1 человека в 2008 году до 8,8 посещения на 1 человека в 2012 году). С 2010 года наметилась тенденция роста объемов медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров (с 0,550 пациенто-дней на 1 человека в 2010 году до 0,586 пациенто-дней на 1 человека в 2012 году).
В целом можно отметить повышение сбалансированности объемов медицинской помощи за счет отсутствия превышения объемов стационарной и скорой медицинской помощи, поступательного развития дневных стационаров.
В рамках Территориальной программы предоставлялась высокотехнологичная медицинская помощь. Финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной помощи осуществлялось за счет средств федерального бюджета на основе квот, установленных Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также за счет средств областного бюджета, в том числе на условиях софинансирования (рисунок 3).
В медицинских учреждениях Свердловской области за счет всех источников финансирования в 2012 году проведено порядка 23300 высокотехнологичных операций и манипуляций, что на 13 процентов выше, чем в 2011 году. Наибольший объем высокотехнологичных вмешательств осуществляется по профилю "сердечно-сосудистая хирургия", с 2013 года такие операции начали проводиться в межмуниципальных медицинских центрах городов Краснотурьинска и Каменска-Уральского.
В Свердловской области, в одном из немногих субъектов Российской Федерации, проводится кохлеарная имплантация (проведена 41 операция). Развиваются вспомогательные репродуктивные технологии. С 2013 года планируется ввод в эксплуатацию отделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области (далее - ГБУЗ СО) "Клинико-диагностический центр "Охраны здоровья матери и ребенка", что позволит внедрить процедуру экстракорпорального оплодотворения не только за счет федеральных квот, но и за счет средств областного бюджета. Растет число операций по трансплантации органов - в 2012 году проведено 89 таких вмешательств, из них 39 трансплантаций за счет средств областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования. Тем не менее есть и "проблемные" профили. Одним из них является эндопротезирование крупных суставов: 80 процентов больных, стоящих в очереди на высокотехнологичную медицинскую помощь, нуждаются именно в этой операции. Для сокращения листа ожидания увеличено число оперативных вмешательств в ГБУЗ СО "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн" и ГБУЗ СО "Свердловская областная клиническая больница № 1", кроме того, лицензии получили 3 больницы города Екатеринбурга; увеличен поток пациентов в лечебные учреждения других регионов. Подобным образом регулируется очередь по аритмологии - в частности, пациенты направляются в центры сердечно-сосудистой хирургии, расположенные в городах Перми и Челябинске.
Терапию диализом в течение 2012 года получил 1871 больной с терминальной стадией хронической почечной недостаточности, за 2012 год им проведено свыше 150 тыс. сеансов гемодиализа, что на 7 процентов выше, чем в предыдущем году. В рамках реализации частно-государственного партнерства продолжает расширяться сеть диализных отделений в муниципальных образованиях в Свердловской области. Функционируют центры амбулаторного диализа в городах Асбесте, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле. В 2012 году открыты отделения в городах Краснотурьинске и Первоуральске.

Число случаев оказания высокотехнологичной
медицинской помощи


ooooo ooooo ooooo
10292 ooooo 13920 ooooo 17000 ooooo
ooooo ooooo ooooo
ooooo ooooo ooooo
ooooo ooooo ooooo
ooooo ooooo ooooo
ooooo ooooo ooooo
ooooo ooooo
yyyyy
1365 yyyyy 2310 yyyyy 1237 yyyyy

xxxxx xxxxx xxxxx
4373 xxxxx 4376 xxxxx 5057 xxxxx
xxxxx xxxxx xxxxx
xxxxx xxxxx xxxxx

2010 2011 2012


xxxxx Федеральный бюджет


yyyyy Софинансирование из областного бюджета


ooooo Областной и муниципальный бюджет


Рис. 3

Раздел 4. ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В соответствии с Территориальной программой лекарственные препараты для медицинского применения при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара предоставлялись бесплатно в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых при реализации Территориальной программы.
В общей структуре расходов на медицинскую помощь доля расходов на лекарственное обеспечение в стационарных условиях с 2010 года увеличилась незначительно - с 13,7 процента до 14,4 процента в 2012 году, при этом в разрезе медицинских организаций этот показатель варьируется от 5 процентов до 24 процентов.
Низкие показатели лекарственного обеспечения в стационарных условиях, как правило, отмечаются в медицинских организациях, расположенных в отдаленных муниципальных образованиях в Свердловской области.
В 2012 году финансирование медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями в стационарных условиях и условиях дневного стационара, в части расходов на лекарственные препараты и расходные материалы составило 2,8 млрд. рублей.
Одним из приоритетных направлений развития фармацевтической помощи населению в условиях амбулаторно-поликлинического лечения является льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан.
Льготное лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих в Свердловской области, осуществляется по федеральным и областным программам:
1) в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" с 2005 года осуществляется обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами (далее - программа ОНЛП) за счет средств федерального бюджета.
С 2008 года в соответствии с Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий", в связи с передачей полномочий на уровень субъектов Российской Федерации закупки лекарственных препаратов и организация лекарственного обеспечения осуществляются Министерством здравоохранения Свердловской области (за исключением лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей).
Финансирование программы ОНЛП ежегодно увеличивается. С 2008 по 2011 год по Российской Федерации увеличение составило 45 процентов, по Свердловской области - 50 процентов (таблица 5). Финансовые средства выделяются из расчета количества льготополучателей в субъекте Российской Федерации.

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ОНЛП

Таблица 5


2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год

Российская 30857207,8 44135237,2 43321669,9 44930594,9 42489581,9
Федерация

Свердловская 946553,3 1317362,3 1360218,9 1421817,3 1404750,4
область


Назначение лекарственных препаратов и выписку рецептов для них осуществляли 172 медицинских организации, 5091 врач, 2025 фельдшеров.
В работе по льготному лекарственному обеспечению участвовали 186 пунктов отпуска лекарственных препаратов, в том числе 149 аптек и 37 аптечных пунктов;
2) лекарственное обеспечение больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей в 2012 году осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1155 "О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей".
В 2012 году для обеспечения больных по программе "7 нозологий" за счет средств федерального бюджета получено лекарственных препаратов на сумму 1119,35 млн. рублей;
3) лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Свердловской области осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", которым утверждены перечни групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", в целях повышения эффективности и доступности бесплатного и льготного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении граждан, проживающих в Свердловской области, в 1997 году была разработана областная программа "Доступные лекарства" (далее - программа ДЛ). В 2012 году льготное лекарственное обеспечение осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.2010 № 1658-ПП "О порядке предоставления мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, проживающих в Свердловской области, за счет средств областного бюджета".
Финансирование программы ДЛ ежегодно увеличивается. С 2008 по 2012 годы увеличение составило 31 процент.
В 2012 году в фармацевтические организации Свердловской области поступили 174 международных непатентованных наименования лекарственных препаратов на сумму 322,91 млн. рублей, обслужено 906,2 тыс. рецептов, по которым отпущено лекарственных препаратов на сумму 422,6 млн. рублей (таблица 6).

Таблица 6


Показатели 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год

1 2 3 4 5 6

Количество льготников 396289 328493 328493 328493 370926

Количество льготников, 94380 83298 87807 88909 145631
обратившихся
за лекарственной помощью

Выписано рецептов, штук 753487 611516 551015 695112 906744

Обеспечено рецептов, штук 751317 574742 531452 694208 906158

Сумма отпуска лекарственных 257,914 235,680 172,247 315,262 422,578
средств, в млн. рублей

Выписано рецептов 7,98 7,34 6,28 7,82 6,23
на 1 обратившегося льготника

Отпуск лекарственных средств 2732,72 2829,36 1961,65 3545,90 2901,70
на 1 обратившегося
льготника, (рублей) в год

Отпуск лекарственных средств 277,7 235,8 163,5 295,5 241,8
на 1 обратившегося
льготника, (рублей) в месяц

Стоимость 1 бесплатного 343,28 410,06 324,11 454,13 466,34
рецепта, рублей


Самыми дорогостоящими заболеваниями в 2012 году остались бронхиальная астма, сахарный диабет, эпилепсия и глаукома. Доля затрат на лекарственные препараты для лечения данных заболеваний в течение ряда лет составляет в среднем около 90 процентов от общего финансирования программы ДЛ;
4) за счет средств бюджета Свердловской области осуществлялось бесплатное лекарственное обеспечение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, при амбулаторном лечении.
Финансирование этого направления лекарственного обеспечения ежегодно увеличивается: если в 1997 году было выделено 109,741 млн. рублей, то в 2011 году - 493,077 млн. рублей, в 2012 году - 522,662 млн. рублей, то есть рост в 4,8 раза.
Лекарственную помощь получили более 164 тыс. человек, страдающих такими социально значимыми заболеваниями, как сахарный диабет, туберкулез, онкологические заболевания, психические расстройства, ВИЧ-инфекция. Выдача лекарств осуществляется через 221 профильный кабинет медицинских организаций Свердловской области.

Раздел 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ВИДАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
(В РАСЧЕТЕ НА ЕДИНИЦУ ОБЪЕМА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ)

Территориальные нормативы финансовых затрат на единицу медицинской помощи рассчитаны в соответствии с информационным письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.12.2011 № 20-2/10/1-8234 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год", утверждены и исполнены:
по скорой медицинской помощи - утверждено 1999,9 рубля на один вызов, фактически исполнено 1999,7 рубля. По сравнению с 2010 годом стоимость одного вызова снизилась на 1 процент (2011 год - 2020,3 рубля), при этом фактически равна районному коэффициенту. Снижение стоимости 1 вызова по сравнению с 2011 годом связано с переходом муниципальных учреждений на финансирование из областного бюджета и перераспределением потоков вызовов между учреждениями здравоохранения. Кроме того, в течение 2012 года проводилась оптимизация бюджетных расходов в части сокращения сверхнормативных штатных единиц, неэффективных расходов по статьям содержания учреждений и отделений скорой медицинской помощи;
по амбулаторно-поликлинической помощи - утверждено 317 рублей на 1 посещение, фактически исполнено 315,4 рубля. По сравнению с 2010 годом стоимость одного посещения увеличилась на 23,8 процента и составила 124 процента от федерального норматива. Увеличение стоимости одного посещения произошло в основном в результате снижения количества "дешевых" посещений на фельдшерско-акушерских пунктах, увеличения объема финансирования амбулаторно-поликлинической службы с целью перераспределения объемов со стационарного звена;
по стационарной помощи - утверждено 2044,9 рубля на 1 койко-день, фактически исполнено 1975,3 рубля. По сравнению с 2010 годом стоимость одного койко-дня увеличилась на 22 процента и превысила федеральный норматив на 22 процента. Увеличение стоимости 1 койко-дня объясняется переходом на планирование расходов по государственному заданию в виде субсидий, выравниванием финансовых условий оказания помощи во вновь переданных на финансирование из областного бюджета муниципальных учреждениях;
по дневным стационарам - утверждено 654,7 рубля на 1 пациенто-день, фактически исполнено 560,3 рубля, что выше, чем в 2010 году на 43 процента. Стоимость 1 пациенто-дня в 2012 году равна федеральному нормативу. Значительное увеличение стоимости 1 пациенто-дня связано с упорядочиванием учета расходов в подведомственных учреждениях здравоохранения.
Структура расходов на медицинскую помощь в рамках Территориальной программы за период с 2010 по 2012 годы приведена в таблице 7 и на рисунке 4.

СТРУКТУРА РАСХОДОВ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В РАМКАХ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЗА ПЕРИОД С 2010 ПО 2012 ГОДЫ
(В ПРОЦЕНТАХ К ИТОГУ)

Таблица 7


Условия оказания медицинской помощи 2010 год 2011 год 2012 год

Скорая медицинская 7,3 7,1 6,7

Амбулаторная 27,1 26,3 29,0

Стационарная 49,7 48,5 53,1

В дневных стационарах 2,7 2,7 3,4

Прочие виды (иные типы учреждений) 13,2 15,5 7,8

Итого 100,0 100,0 100,0


Структура расходов на медицинскую помощь по статьям,
в процентах


2011 год 2012 год

964,8 млн. рублей Оборудование 3020,2 млн. рублей

6683,6 млн. рублей Медикаменты 7865,5 млн. рублей

1241 млн. рублей Питание 1216,1 млн. рублей


Рисунок не приводится.

Рис. 4

Раздел 6. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

В 2012 году Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области осуществлял свою деятельность в соответствии с Законом Свердловской области от 26 декабря 2011 года № 130-ОЗ "О бюджете государственного внебюджетного Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов".
Нормативы объемов медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС составляют:
по амбулаторно-поликлинической помощи (без учета посещений по дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации детей-сирот) - 8,366 посещения на одного человека в год;
по стационарной помощи - 1,890 койко-дня на одного человека в год;
по медицинской помощи, представляемой в дневных стационарах всех типов, - 0,481 пациенто-дня.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 № 856 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год" при формировании территориальной программы ОМС на 2012 год федеральные нормативы скорректированы с учетом особенностей половозрастного состава, уровня и структуры заболеваемости населения Свердловской области, климатогеографических условий и транспортной доступности медицинских организаций.
Нормативы финансовых затрат на единицу медицинской помощи рассчитаны в соответствии с информационным письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.12.2011 № 20-2/10/1-8234 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год" с применением коэффициента удорожания условной единицы бюджетной услуги 1,06 и с учетом приведения бюджетных ресурсов к областным нормативам стоимости единицы объема медицинской помощи и составляют:
по амбулаторно-поликлинической помощи - 205,4 рубля на 1 посещение;
по стационарной помощи - 1334,9 рубля на 1 койко-день;
по дневным стационарам - 551,7 рубля на 1 пациенто-день.
Утвержденная стоимость территориальной программы ОМС составила 27759,2 млн. рублей.
В результате реализации территориальной программы ОМС выполнение объемных показателей по видам медицинской помощи составило:
по круглосуточному стационару - 8176,8 тыс. койко-дней, 103,7 процента к 2011 году (в 2011 году - 7885,8 тыс. койко-дней);
по амбулаторно-поликлиническим подразделениям - 34585,5 тыс. посещений, 105,6 процента к 2011 году (в 2011 году - 32766,4 тыс. посещений);
по стационарозамещающим технологиям - 2117,2 тыс. пациенто-дней, 104,0 процента к 2011 году (в 2011 году - 2036,1 тыс. пациенто-дней).
На выполнение основной функции - финансирование территориальной программы ОМС - в 2012 году Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области направлено 20934,4 млн. рублей, или 126,6 процента к 2011 году (в 2011 году - 16534 млн. рублей).
На оплату медицинской помощи, оказанной лечебно-профилактическими учреждениями Свердловской области в рамках территориальной программы ОМС, израсходовано 17891,5 млн. рублей, или 116,5 процента к 2011 году (в 2011 году - 15361 млн. рублей), в том числе израсходовано на оказание медицинской помощи:
в круглосуточных стационарах - 10090 млн. рублей, 113,5 процента к 2011 году (в 2011 году израсходовано 8893,5 млн. рублей);
в амбулаторно-поликлинических подразделениях - 7078,8 млн. рублей, 121 процент к 2011 году (в 2011 году израсходовано 5850,8 млн. рублей);
в стационарозамещающих подразделениях - 722,7 млн. рублей, 117,2 процента к 2011 году (в 2011 году израсходовано 616,7 млн. рублей).
Целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи приведены в таблице 8.

ИНФОРМАЦИЯ О ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕВЫХ ЗНАЧЕНИЙ КРИТЕРИЕВ
ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Таблица 8


№ Наименование Единица Целевое Фактическое
строки показателя измерения значение значение

1 2 3 4 5

1 Смертность случаев на 1000 не выше 14,0 13,9
населения человек населения

2 Смертность случаев на 1000 не выше 7,6 7,58
населения от человек населения
сердечно-сосудистых
заболеваний

3 Смертность случаев на 1000 не выше 2,2 2,22
населения человек населения
от злокачественных
новообразований

4 Смертность случаев на 1000 не выше 1,7 1,66
населения человек населения
от внешних причин

5 Смертность случаев на 100 тысяч не выше 17,1 16,7
населения человек населения
от туберкулеза

6 Смертность случаев на 100 тысяч не выше 17,3 19,3
населения человек населения
от транспортных
травм всех видов

7 Материнская случаев на 100 тысяч не выше 18,0 9,6
смертность живорожденных детей

8 Младенческая случаев на 1000 не выше 6,3 7,2
смертность новорожденных,
родившихся живыми

9 Смертность случаев не выше 6,1 6,0
населения на 1000 человек
в трудоспособном трудоспособного
возрасте населения

10 Число лиц, случаев, не выше 2265,0 2269,0
страдающих впервые выявленных
социально значимыми в 2012 году,
болезнями, на 100 тысяч человек
с установленным населения
впервые в жизни
диагнозом

11 Охват населения процентов не ниже 75 75,3
профилактическими
осмотрами
на туберкулез
(флюорография)

12 Охват взрослого процентов не ниже 35 43
населения
профилактическими
осмотрами,
проводимыми
с целью выявления
онкологических
заболеваний

13 Число лиц лиц не выше 73 65,6
в возрасте 18 лет и на 10 тысяч человек
старше, впервые населения
признанных
инвалидами

14 Доступность
медицинской помощи
на основе оценки
реализации объемов
медицинской помощи
по условиям
ее предоставления

15 Амбулаторная посещений не менее 9,2 8,823
медицинская помощь на 1 жителя в год

16 Стационарная койко-дней не более 2,7 2,575
медицинская помощь на 1 жителя в год

17 Медицинская помощь пациенто-дней не менее 0,55 0,586
в дневных на 1 жителя в год
стационарах

18 Скорая медицинская вызовов на 1 жителя не более 0,318 0,320
помощь в год

19 Время ожидания часов не более менее 1 часа
медицинской помощи 1 часа
на амбулаторном
приеме

20 Время ожидания часов не более до 6 часов
врача на дому 6 часов

21 Время ожидания дней не более 30 - 90 дней
плановой 30 - 90 дней
госпитализации

22 Показатели
эффективности
использования
ресурсов
здравоохранения

23 Среднегодовая дней в году не менее 320 318,4
занятость койки

24 Средние сроки дней не более 12,6 12,6
пребывания пациента
на койке

25 Обеспеченность численность врачей не менее 31,8 32,2
населения врачами на 10 тысяч человек
населения

26 Обеспеченность численность средних не менее 96,2 95,7
населения средним медицинских
медицинским работников
персоналом на 10 тысяч человек
населения

27 Обеспеченность число коек не более 87 82,8
населения в больничных
больничными койками учреждениях
на 10 тысяч человек
населения

28 Удовлетворенность процентов от числа не менее 30 80
населения опрошенных (по данным
медицинской помощью социологического
опроса
Территориального
фонда
обязательного
медицинского
страхования
Свердловской
области)


Значения показателей 19 - 21 приведены на основе выборочных опросов пациентов и их родственников, в том числе при проведении социологических опросов Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области и очных проверок деятельности лечебных учреждений.

Реализация Территориальной программы, областных и федеральных программ в сфере здравоохранения оказала влияние на медико-демографическую ситуацию в области. За счет продолжения роста рождаемости и снижения общей смертности впервые с 1991 года прекратилась естественная убыль населения, число смертей сравнялось с числом рождений, а по итогам года зарегистрирован естественный прирост населения в полторы тысячи человек. Для сравнения, в среднем по России небольшая естественная убыль сохраняется, но она наименьшая за весь период с 1991 года.
Из 72 муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, естественный прирост зарегистрирован в 24, в том числе в муниципальном образовании "город Екатеринбург", а также в Камышловском городском округе, Белоярском городском округе, городском округе Богданович, Березовском городском округе, городском округе Верхняя Пышма. В 48 муниципальных образованиях смертность выше рождаемости.
Структура общей смертности не изменилась, но по трем основным причинам сохраняется тенденция к сокращению показателей: смертности от сердечно-сосудистых болезней - на 2,2 процента, от новообразований - на 1,3 процента, от внешних причин - на 3,5 процента.
Продолжилось снижение показателя смертности трудоспособного населения (на 2,7 процента к уровню 2011 года). Сокращается смертность трудоспособного населения от внешних причин (на 11,4 процента к уровню 2011 года).
В 2012 году отмечается рост показателей младенческой смертности. Рост показателя обусловлен переходом на новые критерии живорождения. Младенческая смертность увеличилась на 25 процентов, в среднем по России - на 19 процентов, так как в Свердловской области учет маловесных детей начался с 01 января, а по России - с 01 апреля. Материнская смертность снизилась на 49 процентов к уровню 2011 года.
В целом Территориальная программа по видам и объемам медицинской помощи выполнена. Граждане, проживающие в Свердловской области, обеспечены социально гарантированными объемами бесплатной медицинской помощи с учетом территориальных нормативов, региональных особенностей здравоохранения и его структуры.


------------------------------------------------------------------