Приказ Минздрава Свердловской области от 23.04.2013 N 527-п "О реализации межведомственной Инструкции "О порядке оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах"



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 23 апреля 2013 г. № 527-п

О РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ИНСТРУКЦИИ
"О ПОРЯДКЕ ОКАЗАНИЯ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
ПОСТРАДАВШЕМУ НАСЕЛЕНИЮ В ЗОНАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
И ПРИ ПОЖАРАХ"

В целях упорядочения системы взаимодействия территориальных органов МЧС России и учреждений здравоохранения Свердловской области при организации и реализации мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах приказываю:
1. Принять к исполнению Межведомственную инструкцию "О порядке оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах", утвержденную Протоколом № 9 от 19 декабря 2012 года Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Приложение).
2. Направлять медицинских психологов и врачей психиатров в распоряжение руководителя оперативной группы психологов по месту расположения оперативного штаба.
3. Оплату проезда, командировочных расходов, заработной платы специалистов, привлекаемых к мероприятиям по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зоне чрезвычайной ситуации, производить по основному месту работы данных специалистов.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на начальника отдела мобилизационной подготовки и организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях Министерства здравоохранения Свердловской области Д.В. Полякова.

Министр
А.Р.БЕЛЯВСКИЙ





Утверждена
Протоколом
Правительственной комиссии
по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности

Протокол № 9 от 19 декабря 2012 г.

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
"О ПОРЯДКЕ ОКАЗАНИЯ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
ПОСТРАДАВШЕМУ НАСЕЛЕНИЮ В ЗОНАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
И ПРИ ПОЖАРАХ"

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая Межведомственная инструкция "О Порядке оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайной ситуации и при пожарах" (далее - Инструкция) разработана с целью упорядочения системы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций, входящих в структуру единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) при организации и реализации мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи (далее - ЭПП) пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах (далее - ЧС).
Инструкция разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.09.2011 № 525 "Об утверждении Порядка оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах" и определяет порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций, входящих в структуру РСЧС и других заинтересованных структур; правила организации и проведения мероприятий по оказанию ЭПП пострадавшему населению в ЧС силами специалистов-психологов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), а также специалистов-психологов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций, входящих в структуру РСЧС, привлекаемых к мероприятиям по оказанию ЭПП пострадавшему населению в ЧС (далее - специалисты-психологи организаций РСЧС). Ответственность за организацию и проведение мероприятий по оказанию ЭПП пострадавшему населению в ЧС возлагается на психологическую службу МЧС России (далее - психологическая служба).
Инструкция применяется в период ликвидации последствий ЧС и предназначена для центрального аппарата МЧС России, организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России, центров управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, а также федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций, входящих в структуру РСЧС.
Все виды экстренной психологической помощи пострадавшему населению в ЧС оказываются бесплатно.

II. ЗАДАЧИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ В ЧС

Задачами специалистов психологической службы при оказании ЭПП в режиме ЧС являются:
- создание психологической обстановки, обеспечивающей оптимальные условия для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР);
- снижение интенсивности острых реакций на стресс у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС, оптимизация их актуального психического состояния;
- снижение риска возникновения массовых негативных реакций в части касающейся;
- профилактика возникновения у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события.
В целях реализации поставленных задач специалистами психологической службы обеспечивается:
- ЭПП пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в результате ЧС при наличии у них острых реакций на стресс;
- психологическое консультирование пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС;
- информационно-психологическое сопровождение пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС;
- организация взаимодействия со службами, осуществляющими работы по ликвидации последствий ЧС и оказанию помощи пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в результате ЧС, в том числе, информирование специалистов этих служб о специфике психического состояния указанных лиц и ее учете при проведении необходимых мероприятий с участием пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС;
- способствование обеспечению минимальных условий жизнедеятельности пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС;
- сопровождение массовых мероприятий в целях снижения риска возникновения массовых негативных реакций;
- психологическое сопровождение специалистов принимающих участие в ликвидации ЧС.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ
СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ВХОДЯЩИХ В СТРУКТУРУ РСЧС К МЕРОПРИЯТИЯМ ПО ОКАЗАНИЮ ЭПП
ПОСТРАДАВШЕМУ НАСЕЛЕНИЮ В ЧС

1. Старший оперативной группы (далее - ОГ) психологов на основе анализа оперативной обстановки, сложившейся в ходе ликвидации последствий ЧС, определяет необходимость привлечения специалистов-психологов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций, входящих в структуру РСЧС (далее - специалисты-психологи организаций РСЧС) к мероприятиям по оказанию ЭПП пострадавшему населению в ЧС.
2. Старший ОГ психологов готовит предложения о привлечении специалистов-психологов организаций РСЧС к мероприятиям по оказанию ЭПП пострадавшему населению в ЧС, с указанием необходимого числа специалистов, а также даты, времени и места их прибытия.
3. Руководитель оперативного штаба (оперативной группы в зоне ЧС) принимает решение о привлечении специалистов-психологов организаций РСЧС в установленном порядке.
4. Специалисты-психологи организаций РСЧС, привлекаемые к мероприятиям по оказанию ЭПП пострадавшему населению в ЧС, прибывшие для оказания психологической помощи, поступают под руководство старшего ОГ психологов.
5. Старший ОГ психологов инструктирует прибывших специалистов-психологов организаций РСЧС, интегрирует их в план работы ОГ психологов, определяет участки работы, задачи, предоставляет необходимую для работы информацию.
6. Руководители специалистов-психологов организаций РСЧС отвечают за их готовность к участию в мероприятиях по оказанию ЭПП пострадавшему населению в ЧС, обеспечивают материально-техническую оснащенность и несут ответственность за жизнь и здоровье соответствующих специалистов-психологов организаций РСЧС в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Контроль выполнения задач психологами, входящими в состав ОГ психологов, осуществляет старший ОГ психологов.
8. Специалисты-психологи организаций РСЧС несут ответственность за качество своей профессиональной деятельности, соблюдение техники безопасности.
9. Специалисты-психологи организаций РСЧС по завершению работы по оказанию ЭПП пострадавшему населению составляют и направляют отчет о проделанной работе старшему ОГ психологов (Приложение к Инструкции).
10. Материально-техническое обеспечение специалистов-психологов организаций РСЧС и специалистов психологической службы МЧС России при оказании ЭПП пострадавшему населению организуется в соответствии с законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

IV. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТ ПО ОКАЗАНИЮ ЭПП
ПОСТРАДАВШЕМУ НАСЕЛЕНИЮ В ЧС

По завершению работ по оказанию ЭПП пострадавшему населению в ЧС регионального, федерального характера, специалистами ФКУ ЦЭПП МЧС России составляются отчет о проделанной работе и прогноз развития социально-психологической ситуации и направляются курирующему заместителю Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при необходимости руководителю координационного органа РСЧС в установленном порядке.


------------------------------------------------------------------