Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2013 по делу N А60-8871/2013 <О признании недействующим подпункта 3 пункта 21 Положения "О порядке передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества муниципального образования Алапаевское", утв. Решением Думы муниципального образования Алапаевское от 28.12.2011 N 189>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2013 г. по делу № А60-8871/2013

Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2013 года
Полный текст решения изготовлен 21 июня 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Н.И. Ремезовой, судей В.В. Окуловой, Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.О. Никифоровой рассмотрел в судебном заседании дело № А60-8871/2013
по заявлению Заместителя прокурора Свердловской области (далее - заявитель)
к Думе муниципального образования Алапаевское (далее - заинтересованное лицо)
о признании недействующим нормативного акта в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Данилова А.В., представитель по доверенности № 8-15-12 от 27.12.2012, удостоверение;
от заинтересованного лица - Лызлов А.В., представитель по доверенности от 12.09.2012, паспорт.
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Думе муниципального образования Алапаевское о признании недействующими пп. 3 п. 10, п. 15, пп. 3 и 4 п. 21 Положения "О порядке передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества муниципального образования Алапаевское", утвержденного Решением Думы муниципального образования Алапаевское № 189 от 28.12.2011, как не соответствующие ст. 17.1, 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заинтересованное лицо требования заявителя признало полностью.
В судебном заседании 17.06.2013 заявитель отказался от требований в части признания недействующими пп. 3 п. 10, п. 15, пп. 4 п. 21 Положения "О порядке передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества муниципального образования Алапаевское", утвержденного Решением Думы муниципального образования Алапаевское № 189 от 28.12.2011, как не соответствующие ст. 17.1, 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". В остальной части требования поддерживает.
Частичный отказ судом принят в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В части требований, касающихся пп. 3 п. 21 Положения "О порядке передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества муниципального образования Алапаевское", утвержденного Решением Думы муниципального образования Алапаевское № 189 от 28.12.2011, дело подлежит рассмотрению по существу.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд

установил:

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29, ч. 3 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Под нормативным правовым актом понимается акт, изданный уполномоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неоднократное применение (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 № 2).
Рассматриваемый акт - Положение "О порядке передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества муниципального образования Алапаевское", утвержденное Решением Думы муниципального образования Алапаевское № 189 от 28.12.2011 - соответствует указанным критериям.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу положений ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Решением Думы муниципального образования Алапаевское № 189 от 28.12.2011 утверждено Положение "О порядке передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества муниципального образования Алапаевское" (далее - Положение).
Данное решение опубликовано в специальном приложении к газете "Алапаевская искра" № 1 "Муниципальный вестник" № 1 от 05.01.2012.
Положение устанавливает единые правовые нормы - правила передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, унитарными предприятиями и учреждениями, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципального образования.
В силу подпункта 4 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ заключение договоров безвозмездного пользования, и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Таким образом, данной нормой закона возможность передачи имущества в безвозмездное пользование некоммерческим организациям обусловлена лишь их видом и направлением деятельности (решение социальных проблем, развитие гражданского общества и иных видов деятельности, установленных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях") и не ограничена в случае осуществления ими какой-либо деятельности, приносящей доход.
Частью 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено право некоммерческих организаций на осуществление предпринимательской и иную приносящей доход деятельность, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах организаций.
Нормы, предоставляющие некоммерческим организациям осуществлять такую деятельность с определенными ограничениями содержатся в ст. 37 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 № 82-ФЗ, ст. 23 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 № 125-ФЗ, п. 3 ст. 31 Федерального закона "О политических партиях" от 11.07.2001 № 95-ФЗ, п. 6 ст. 24 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 № 10-ФЗ и иных нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность некоммерческих организаций.
Согласно п. 15 Положения предоставление в безвозмездное пользование имущества в виде муниципальной преференции возможно только в отношении муниципального имущества, находящегося в казне.
В силу ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, находящегося в казне, или закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе, в случае предоставление государственных или муниципальных преференций.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
В силу ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации.
Из указанных выше норм следует, что муниципальные преференции предоставляются как в отношении муниципального имущества, находящегося в казне, так и переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление.
Кроме того, ст. 19 вышеуказанного закона закреплены цели предоставления государственных или муниципальных преференций.
В соответствии с пп. 3 п. 21 Положения заключение договоров безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества, находящегося в казне, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением предоставления права безвозмездного пользования на такое имущество государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям и государственным компаниям.
В соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 17.1 Заключение договоров безвозмездного пользования и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество государственным и муниципальным учреждениям.
Таким образом, пп. 3 п. 21 Положения противоречит пп. 3 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку устанавливает более широкий перечень субъектов, которым муниципальное имущество может быть предоставлено без проведения конкурсов или аукционов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать недействующим пп. 3 п. 21 Положения "О порядке передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества муниципального образования Алапаевское", утвержденного Решением Думы муниципального образования Алапаевское № 189 от 28.12.2011, как не соответствующий ст. ст. 17.1, 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Производство по делу в части признания недействующими пп. 3 п. 10, п. 15, пп. 4 п. 21 Положения "О порядке передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества муниципального образования Алапаевское", утвержденного Решением Думы муниципального образования Алапаевское № 189 от 28.12.2011, как не соответствующие ст. 17.1, 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить.
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Н.И.РЕМЕЗОВА

Судьи
В.В.ОКУЛОВА
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА


------------------------------------------------------------------