Решение Свердловского областного суда от 17.06.2013 по делу N 3-29/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого пункта 16 Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, до 1 января 2005 года принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 N 723-ПП >



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июня 2013 г. по делу № 3-29/2013

Свердловский областной суд в составе:
судьи Соболевой Т.Е.,
с участием прокурора Куриловича И.А.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 1 пункта 16 Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, до 1 января 2005 года принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 14 июня 2011 года № 723-ПП "Об утверждении Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, до 1 января 2005 года принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области" (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 21 сентября 2012 года № 1036-ПП),

установил:

Постановлением Правительства Свердловской области от 14 июня 2011 года № 723-ПП был утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, до 1 января 2005 года принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, действующий в настоящее время в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 21 сентября 2012 года № 1036-ПП (далее - Порядок). Постановление Правительства Свердловской области от 14 июня 2011 года № 723-ПП было опубликовано в официальных средствах массовой информации: "Областной газете" от 29 июня 2011 года № 232-233 и в "Собрании законодательства Свердловской области" 2011 год № 6-2 статья 918. Постановление Правительства Свердловской области от 21 сентября 2012 года № 1036-ПП было опубликовано в официальных средствах массовой информации: "Областной газете" от 29 сентября 2012 года № 388-389 и в "Собрании законодательства Свердловской области" 2012 год № 9-3 статья 1559.
В соответствии с абзацем 1 пункта 16 Порядка в случае отчуждения гражданином, уволенным с военной службы, и приравненным к нему лицом и (или) членами его семьи жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности после его включения в сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (за исключением случая, указанного в подпункте 3 пункта 15 настоящего Порядка), или принятия решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, или принятия решения не освобождать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, гражданину, уволенному с военной службы, и приравненному к нему лицу предоставляется жилое помещение по нормам, указанным в пункте 13 настоящего Порядка, либо единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, рассчитанная по нормативам, указанным в пункте 14 настоящего Порядка, за вычетом общей площади отчужденного жилого помещения или общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. При этом жилое помещение предоставляется гражданину, уволенному с военной службы, и приравненному к нему лицу только в случае, если определенный таким образом размер общей площади жилого помещения, которое предполагается предоставить, составляет не менее 18 квадратных метров.
Заявитель В. обратился в Свердловский областной суд с заявлением о признании противоречащим Федеральному закону "О статусе военнослужащих" абзаца 1 пункта 16 Порядка в части словосочетания "за вычетом общей площади отчужденного жилого помещения или общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания".
В обоснование заявления заявитель указал, что оспариваемый в части Порядок противоречит части 2.1 статьи 15, статье 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающих обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, в том числе в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, и устанавливающих норму предоставления жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, которая составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" не устанавливает возможность производить вычет в связи с имеющейся собственностью у граждан, уволенных с военной службы, и предусматривает в статье 3, что правовые и социальные гарантии военнослужащих не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Оспариваемый Порядок существенно снизил гарантии, предусмотренные Федеральным законом, что отразилось на законных интересах заявителя, относящегося к категории граждан, уволенных с военный службы, при предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в меньшем размере, произведенной за вычетом стоимости общей площади жилого помещения в размере 55,6 кв. м, находящегося в собственности члена его семьи и оставленного для дальнейшего проживания, что подтверждается судебными постановлениями, чем были нарушены его права. Он не является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, поэтому является неправильным применение в отношении него методики, установленной Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.
Представитель Правительства Свердловской области в судебном заседании, возражая против удовлетворения заявления, пояснил, что оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных полномочий во исполнение Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 303 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций, общий объем которых определяется по методике, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 303, которым также установлено применение нормативов общей площади жилого помещений для расчета размера социальной выплаты, установленных пунктами 16, 16(1), абзацем 1 пункта 16(2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, для участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Оспариваемый заявителем абзац 1 пункта 16 Порядка полностью соответствует пункту 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", не противоречит Федеральному закону "О статусе военнослужащих" и не нарушает права заявителя.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, выслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами "ж", "к" части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, социальное обеспечение и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В силу положений статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1).
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации (пункт 2.1).
Норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов или предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 15.1).
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (пункт 1).
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций (пункт 5).
Общий объем субвенций определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, общей площади жилых помещений, которыми должны быть обеспечены указанные граждане, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для каждого субъекта Российской Федерации (пункт 6).
Таким образом, Федеральным законом от 08.12.2010 № 342-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, принятых до 1 января 2005 года органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляемых за счет субвенций, и по определению законодательством субъектов Российской Федерации порядка обеспечения их жильем, в том числе предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В силу статьи 9 Устава Свердловской области и статьи 1 Областного закона от 04.11.1995 № 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области.
Таким образом, анализ приведенных норм свидетельствует о том, что Правительством Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством, и компетенцией принято Постановление от 14.06.2011 № 723, которым утвержден оспариваемый Порядок, действующий на территории Свердловской области.
Правительством Российской Федерации во исполнение Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" принято Постановление от 21.04.2011 № 303 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации", которым:
утверждена методика определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
установлено, что при расчете размера единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, применяются нормативы общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, установленные пунктами 16, 16(1) и абзацем первым пункта 16(2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, для участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (подпункт "а" пункта 2).
Указанная норма права является отсылочной и распространяет на граждан, уволенных с военной службы, к категории которых относится заявитель, при расчете размера предоставляемой единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения применение нормативов общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, установленных пунктами 16, 16(1) и абзацем первым пункта 16(2) вышеуказанных Правил, и применяется независимо от наличия у заявителя статуса участника подпрограммы, поэтому довод заявителя о том, что он не является таким участником, в данном случае правового значения не имеет, поскольку он построен на неправильном толковании норм материального права.
Абзацем первым пункта 16.2 вышеуказанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, установлено, что в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствуют какие-либо противоречия абзаца 1 пункта 16 Порядка, в части оспариваемой заявителем, положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Правительство Свердловской области, осуществляя правовое регулирование в пределах компетенции, не снижало уровень правовых гарантий военнослужащих в социальной сфере, установленный Федеральным законом "О статусе военнослужащих", пунктом 2 статьи 4 которого предусмотрено, что правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. В данном случае изменения в Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" внесены Федеральным законом от 08.12.2010 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", во исполнение которого и Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 303 было принято оспариваемое Постановление Правительства Свердловской области, что следует из его преамбулы.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемого в части Порядка пункту 2.1 статьи 15, статье 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" построены на неправильном толковании заявителем норм материального права, поскольку применяемые в настоящем деле положения статей 15, 15.1 указанного Федерального закона содержат отсылочные нормы права, которые непосредственно указывают на другие нормы права, как на условие своего действия.
Правильность предоставления заявителю единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в порядке пункта 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не является предметом проверки абстрактного нормоконтроля, указанное обстоятельство являлось предметом рассмотрения в порядке искового производства судами первой и апелляционной инстанций с вынесением судебных постановлений, вступивших в законную силу, копии которых имеются в материалах дела.
Согласно статье 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд проверяет нормативный правовой акт на предмет его соответствия действующим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим оспариваемого в части Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 № 723-ПП, не имеется, поскольку нормативный правовой акт принят управомоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в пределах предоставленных полномочий, в оспариваемой части соответствует требованиям федерального законодательства, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Руководствуясь статьями 194, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления В. о признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 1 пункта 16 Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, до 1 января 2005 года принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 14 июня 2011 года № 723-ПП "Об утверждении Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, до 1 января 2005 года принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области" (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 21 сентября 2012 года № 1036-ПП).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Судья
Т.Е.СОБОЛЕВА


------------------------------------------------------------------