Апелляционное определение Свердловского областного суда от 17.09.2013 по делу N 33-11566/2013 <Об оставлении без изменения Решения Серовского районного суда Свердловской области от 10.06.2013, которым было признано недействующим Постановление Администрации Серовского городского округа от 25.12.2012 N 2048 "Об установлении случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах">



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 сентября 2013 г. по делу № 33-11566/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего: Сазоновой О.В.,
судей: Кормильцевой И.И. и Шумкова Е.С.,
с участием прокурора Истоминой И.В.,
при секретаре: Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 сентября 2013 года гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности Серовского городского прокурора об оспаривании постановления Администрации Серовского городского округа от 25 декабря 2012 года № 2048 "Об установлении случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах"
по апелляционной жалобе Администрации Серовского городского округа на решение Серовского районного суда Свердловской области от 10 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Шумкова Е.С., объяснения прокурора Истоминой И.В., возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Исполняющий обязанности Серовского городского прокурора обратился в суд с заявлением об оспаривании Постановления Администрации Серовского городского округа от 25 декабря 2012 года № 2048 "Об установлении случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах".
В обоснование заявления указал, что оспариваемое постановление принято в нарушение положений ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 35, 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 21, 28, 52 Устава Серовского городского округа, поскольку принятие такого нормативного правового акта, регулирующего порядок распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, не относится к компетенции Администрации Серовского городского округа, а относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Решением Серовского районного суда Свердловской области от 10 июня 2013 года заявление прокурора удовлетворено, постановление Администрации Серовского городского округа от 25 декабря 2012 года № 2048 "Об установлении случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах" признано противоречащим закону и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе, представитель Администрации Серовского городского округа Свердловской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права. В обоснование доводов указывает, что в соответствии с под. 7 п. 1 ст. 28 Устава Серовского городского округа управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включая муниципальные земли, отнесено к компетенции администрации городского округа. Обладая такими полномочиями, администрация городского округа вправе была установить случаи, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах, приняв оспариваемое постановление. Это постановление не содержит каких-либо норм, устанавливающих процедуры и действия, то есть не предусматривает никакого порядка управления.
Представитель Администрации Серовского городского округа и представитель Думы Серовского городского округа, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав объяснения прокурора, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Часть 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пп. 17 и 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если суд установит, что оспариваемый акт или его часть приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими, при этом суд вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Часть 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом ч. 1.2 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет органам местного самоуправления право устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Данное положение федерального законодательства определяет полномочия органа местного самоуправления по установлению порядка распоряжения указанными земельными участками, не конкретизируя, к полномочиям какого именно органа местного самоуправления они относятся.
Пункт 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Представительным органом местного самоуправления на территории Серовского городского округа Свердловской области, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с п. 1 ст. 20 Устава Серовского городского округа является Дума Серовского городского округа.
Полномочия по утверждению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Серовского городского округа подп. 5 п. 2 ст. 21 Устава Серовского городского округа отнесены к исключительной компетенции Думы Серовского городского округа. В силу же подп. 9 п. 3 ст. 21 Устава Серовского городского округа к полномочиям Думы Серовского городского округа относятся также и полномочия по утверждению в соответствии с федеральными законами порядка предоставления, использования и изъятия земельных участков по представлению главы администрации городского округа.

Полномочия администрации Серовского городского округа, являющейся исполнительно-распорядительным органом этого городского округа, определяются ст. 28 Устава Серовского городского округа, в соответствии с подп. 2 п. 1 которой к полномочиям Администрации отнесены полномочия по управлению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включая муниципальные земли.
Проанализировав указанные положения законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что установление порядка предоставления земельных участков, включает в себя и установление случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством имеют право распоряжаться органы местного самоуправления, осуществляется исключительно на торгах. А установление такого порядка, в том числе и указанных случаев, относится к исключительной компетенции Думы Серовского городского округа и не относится к компетенции Администрации Серовского городского округа.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что оспариваемым постановлением Администрации Серовского городского округа был утвержден Перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах. Данное постановление является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, который был опубликован 27 декабря 2012 года и вступил в действие.
Оценивая вопросы, урегулированные в этом нормативном правовом акте, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что им регулируются отношения по поводу установления порядка представления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством имеют право распоряжаться органы местного самоуправления.
Соотнеся предмет регулирования, установленный этим нормативным правовым актом, с полномочиями органа местного самоуправления его принявшим, установленными Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также ст. 21 Устава Серовского городского округа Свердловской области, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что данный нормативный правовой акт был принят Администрацией Серовского городского округа по вопросу, не отнесенному к ее компетенции, то есть с нарушением полномочий этого органа местного самоуправления.
На основании изложенного, суд правильно пришел к выводу о том, что данный нормативный правовой акт противоречит п. 4 ст. 7, п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подп. 5 п. 2 ст. 21, подп. 9 п. 3 ст. 21, ст. 28 Устава Серовского городского округа, имеющим большую юридическую силу и в соответствии с ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерно удовлетворил заявление прокурора, признав этот нормативный правовой противоречащим закону и недействующим.
Доводы жалобы о принятии оспариваемого постановления в пределах компетенции Администрации Серовского городского округа, установленной подп. 7 п. 1 ст. 28 Устава Серовского городского округа, предоставляющего Администрации городского округа полномочия по управлению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включая муниципальные земли, был предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отвергнут, поскольку установление случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах, относится к вопросам определения порядка предоставления, то есть порядка распоряжения земельными участками, а не к вопросам управления этими земельными участками.
Остальные доводы жалобы не устраняют указанное выше противоречие оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не являются основанием к отмене принятого судом решения.
Апелляционная жалоба не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда, и судебной коллегией указанные основания установлены не были.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. ст. 327, 327.1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Серовского районного суда Свердловской области от 10 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Серовского городского округа - без удовлетворения.

Председательствующий
О.В.САЗОНОВА

Судьи
И.И.Кормильцева
Е.С.Шумков


------------------------------------------------------------------