Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.09.2013 по делу N А60-25454/2013 <О признании частично недействующим Положения "О порядке предоставления в аренду муниципального недвижимого имущества городского округа Красноуфимск", утв. Решением Думы городского округа Красноуфимск от 25.12.2008 N 4/4 >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 сентября 2013 г. по делу № А60-25454/2013

Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 06 сентября 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи И.В. Евдокимова, судей Е.Г. Италмасовой, Л.Ф. Савиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.Ю. Исаевой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Прокуратуры Свердловской области (далее - Заявитель)
к Думе городского округа города Красноуфимска Свердловской области (далее - Ответчик)
о признании нормативного правового акта недействующим
при участии в судебном заседании
от Заявителя: Л.В. Зобнина, представитель по доверенности от 27.12.2012 г. № 8-15-12.
от Ответчика: не явился, извещен надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Заявитель просит признать не соответствующими ст. ст. 3, 610, ч. 2 ст. 615, ч.ч. 1, 2 ст. 927, ч. 4 ст. 935 ГК РФ, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" первое предложение пункта 1.6, пункт 1.7, подпункт 3 пункта 1.9 в части слов "государственным корпорациям, государственным компаниям", пункт 7.6 в части слов "Порядок страхования муниципального недвижимого имущества определяется муниципальным нормативным правовым актом, принимаемым Думой городского округа Красноуфимск" Положения "О порядке предоставления в аренду муниципального недвижимого имущества городского округа Красноуфимск", утвержденного решением Думы городского округа Красноуфимск от 25.12.2008 № 4/4 (в ред. решений Думы городского округа Красноуфимск от 29.05.2008 № 11/7, от 22.10.2009 № 16/5, от 25.03.2010 № 24/8, от 22.04.2010 № 25/9, от 26.01.2012 № 56/4).
Признать недействующими первое предложение пункта 1.6, пункт 1.7, подпункт 3 пункта 1.9 в части слов "государственным корпорациям, государственным компаниям", пункт 7.6 в части слов "Порядок страхования муниципального недвижимого имущества определяется муниципальным нормативным правовым актом, принимаемым Думой городского округа Красноуфимск" Положения "О порядке предоставления в аренду муниципального недвижимого имущества городского округа Красноуфимск", утвержденного решением Думы городского округа Красноуфимск от 25.12.2008 № 4/4 (в ред. решений Думы городского округа Красноуфимск от 29.05.2008 № 11/7, от 22.10.2009 № 16/5, от 25.03.2010 № 24/8, от 22.04.2010 № 25/9, от 26.01.2012 № 56/4).
Ответчик возражений не представил.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения, суд

установил:

Решением Думы городского округа Красноуфимск от 25.12.2008 № 4/4 утверждено Положение "О порядке предоставления в аренду муниципального недвижимого имущества городского округа Красноуфимск" (далее - Положение).
Данное решение опубликовано в газетах "Вперед" № 3 от 13.01.2009, № 6 от 20.01.2009, № 9 от 27.01.2009.
Решениями Думы городского округа Красноуфимск от 29.05.2009 № 11/7, опубликованном в газете "Вперед" № 69 от 09.06.2009, от 22.10.2009 № 16/5, опубликованном в газете "Вперед" № 133 от 27.10.2009, от 25.03.2010 № 24/8, опубликованном в газете "Вперед" № 35 от 30.03.2010, от 22.04.2010 № 25/9, опубликованном в газете "Вперед" № 53 от 11.05.2010, от 26.01.2012 № 56/4, опубликованном в газете "Вперед" № 14 от 05.02.2012, в вышеуказанное решение Думы городского округа Красноуфимск внесены изменения.
Положение устанавливает единые правовые нормы - правила передачи муниципального недвижимого имущества в аренду обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципального образования. Предложением первым п. 1.6 Положения закреплено, что арендатор, заключивший договор аренды до 1 июля 2008 года вправе с письменного согласия Управления муниципальным имуществом сдавать арендованный объект недвижимости в субаренду.
Согласно ч. 2 ст. 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Таким образом, арендатор вправе сдать арендованное недвижимое имущество с согласия арендодателя в субаренду. При этом какие-либо ограничения по сроку заключения договора аренды законодательством не установлены.
На основании изложенного, первое предложение п. 1.6 Положения не соответствует ч. 2 ст. 615 ГК РФ.
Пунктом 1.7 Положения закреплено, что договоры аренды могут быть краткосрочными и заключаться на срок до 1 года либо долгосрочными и заключаться на срок от 1 года до 5 лет.
В силу ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
Следовательно, срок договора аренды определяется сторонами. Представительный орган местного самоуправления своим нормативным правовым актом не вправе его ограничить.
С учетом изложенного, п. 1.7 Положения не соответствует ст. 610 ГК РФ.
Подпунктом 3 пункта 1.9 Положения установлено, что заключение договоров может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям.
Исключения из общего правила заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, без соблюдения конкурсной процедуры предусмотрены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Предоставление в аренду муниципального имущества государственным корпорациям, государственным компаниям без проведения торгов вышеуказанной нормой закона не предусмотрено.
Таким образом, п.п. 3 п. 1.9 Положения в части слов "государственным корпорациям, государственным компаниям" противоречит ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
В силу п. 7.6 Положения передаваемое в аренду недвижимое имущество подлежит обязательному страхованию. Порядок страхования муниципального недвижимого имущества определяется муниципальным нормативным правовым актом, принимаемым Думой городского округа Красноуфимск.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами главы 48 ГК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 935 ГК РФ в случаях, когда обязанность страхования не вытекает из закона, а основана на договоре, в том числе обязанность страхования имущества - на договоре с владельцем имущества или на учредительных документах юридического лица, являющегося собственником имущества, такое страхование не является обязательным.
Гражданским законодательством не предусмотрена обязанность арендатора страховать имущество, переданное в аренду.
Учитывая, что в силу положений ст. 3 ГК РФ у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия в области гражданско-правового нормотворчества, п. 7.6 Положения в части слов "Порядок страхования муниципального недвижимого имущества определяется муниципальным нормативным правовым актом, принимаемым Думой городского округа Красноуфимск" не соответствует ч.ч. 1, 2 ст. 927, ч. 4 ст. 935, ст. 3 ГК РФ.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ от 06.10.2003 решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.
В соответствии со ст. ст. 52, 192 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает конкуренцию устанавливая запрет на реализацию права арендатора по предоставлению имущества в субаренду, ограничивает сроки договора аренды, предоставляет представительному органу местного самоуправления полномочия в области гражданско-правового нормотворчества, что в силу ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" является недопустимым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействующими первое предложение пункта 1.6, пункт 1.7, подпункт 3 пункта 1.9 в части слов "государственным корпорациям, государственным компаниям", пункт 7.6 в части слов "Порядок страхования муниципального недвижимого имущества определяется муниципальным нормативным правовым актом, принимаемым Думой городского округа Красноуфимск" Положения "О порядке предоставления в аренду муниципального недвижимого имущества городского округа Красноуфимск", утвержденного решением Думы городского округа Красноуфимск от 25.12.2008 № 4/4 (в редакции решений Думы городского округа Красноуфимск от 29.05.2009 № 11/7, от 22.10.2009 № 16/5, от 25.03.2010 № 24/8, от 22.04.2010 № 25/9, от 26.01.2012 № 56/4) как несоответствующими Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
И.В.ЕВДОКИМОВ

Судьи
Е.Г.ИТАЛМАСОВА
Л.Ф.САВИНА


------------------------------------------------------------------