Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2013 по делу N А60-17218/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. по делу № А60-17218/2013

Резолютивная часть решения объявлена 13 августа 2013 года
Полный текст решения изготовлен 14 августа 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего В.В. Окуловой,
судей Е.Г. Италмасовой, Н.И. Ремезовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А. Мальгиновым
рассмотрел в судебном заседании дело № А60-17218/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Комарова Андрея Алексеевича (ИНН 667350981364)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960)
о признании нормативного правового акта недействующим
при участии в судебном заседании:
от заявитель: Д.С. Овчинников, представитель по доверенности от 09.01.2013, паспорт;
от заинтересованного лица: В.С. Лебедева, представитель по доверенности от 22.05.2013 № 17-01-82/6955, паспорт;
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.

Индивидуальный предприниматель Комаров Андрей Алексеевич обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании недействующим приказа № 32 от 15.01.2013 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
До принятия решения по делу в порядке ст. 49 АПК РФ от заявителя поступило письменное ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым заявитель просит признать Приказ № 32 от 15.01.2013 (в редакции Приказа МУГИСО от 06.05.2013 № 520) "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области недействующим в части утверждения кадастровой оценки земельных участков, принадлежащих Комарову А.А. на праве собственности с кадастровыми номерами 66:41:0110002:53 и 66:41:0110002:66, расположенные на территории МО г. Екатеринбург по ул. Шефская, 3 (с учетом уточнения ходатайства в судебном заседании).
Уточнение заявленных требований принято судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
Заинтересованное лицо представило отзыв, заявленные требования не признает, по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

установил:

Оспариваемым приказом от 15.01.2013 № 32 Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (опубликован в специальном выпуске "Областной газеты" от 29.01.2013 № 38-39/св).
В обоснование заявленных требований индивидуальный предприниматель Комаров Андрей Алексеевич ссылается на то, что приказ в оспариваемой части не соответствует требованиям 24.18 ФЗ № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ч. 1 ст. 15 Областного закона от 10.03.1999 № 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", Постановлению Правительства Свердловской области № 695-ПП от 07.06.2011 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
При этом заявитель исходит из следующего:
1. Приказ МУГИСО № 32 принят неполномочным органом исполнительной власти Свердловской области. Утверждение кадастровой стоимости земельных участков отнесено к исключительной компетенции Правительства Свердловской области (пп. 4-1 п. 1 ст. 7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ), делегирование данных полномочий законодательством не предусмотрено.
2. Решение об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в Свердловской области должно оформляться в виде Постановления Правительства (ч. 1 ст. 15 Областного закона от 10.03.1999 № 4-ОЗ).
3. Решение об утверждении результатов оценки должно содержать информацию о кадастровой стоимости земельных участков и дате проведения последней государственной кадастровой оценки (ст. 24.18 ФЗ № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Приказ МУГИСО № 32 не содержит сведений о дате, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
4. Приказ МУГИСО № 32 от 15.01.2013 вступил в законную силу и действует одновременно с действием Постановления Правительства Свердловской области № 695-ПП от 07.06.2011, которое в силу ч. 4 ст. 18 Областного закона от 10.03.1999 № 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" имеет большую юридическую силу.
Заявитель полагает, что связи с изданием Приказа МУГИСО № 32 от 15.01.2013 нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку Приказ МУГИСО № 32 от 15.01.2013 не содержит даты, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость участков, принадлежащих ИП Комарову А.А., в связи с чем заявитель лишен права на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земли, предусмотренного ст. 24.19 ФЗ № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, по мнению заявителя, он лишен права на экономически обоснованное налогообложение, Приказ МУГИСО № 32 от 15.01.2013 препятствует реализации его права на установление кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной по вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-48873/2012.
МУГИСО в обоснование заявленных возражений ссылается на то, что приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 № 32 соответствует закону и не нарушает прав заявителя, поскольку приказ Министерства от 15.01.2013 № 32 с изменениями, внесенными приказом Министерства от 06.05.2013 № 520, лишь утверждает результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", и не регулирует порядок применения утвержденной кадастровой стоимости, который установлен федеральным и областным законодательством. Установление кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0110002:53 и 66:41:0110002:66 в размере рыночной, определенной индивидуально, в рамках рассмотрения конкретного дела А60-48873/2012, не подменяет государственную кадастровую оценку земель и не лишает компетентные органы государственной власти права актуализировать результаты государственной кадастровой оценки земель не реже чем раз в 5 лет. Законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11).
При разрешении спора суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Согласно п. 7 ст. 8 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года № 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" (в ред. от 07.12.2012 № 93-ОЗ) уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, в сфере земельных отношений принимает решения о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, утверждает результаты определения кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии с пп. 2-1 п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 22.04.1999 № 499-ПП "Об уполномоченных органах по управлению государственным имуществом Свердловской области", Положением о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июля 2012 г. № 824-ПП), Министерство является уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Свердловской области, а также по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром Свердловской области, осуществляющим проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений на территории Свердловской области.
Таким образом, обжалуемый приказ принят Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области в рамках предоставленных ему полномочий.
Согласно статье 1 Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:
- принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
- формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
- отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;
- определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
- экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;
- утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости;
- внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В рамках областной целевой программы "Создание системы кадастра недвижимости в Свердловской области" на 2012 год" в целях актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "Екатеринбург, соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 07.09.2011 № 1182-ПП был проведен аукцион для определения исполнителя работ по актуализации кадастровой стоимости земельных участков и 19 декабря 2012 года по результатам аукциона МУГИСО с СОГУП "Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости" заключены государственные контракты № 0162200002912000048-0033653-01, № 0162200002912000049-0033653-01, № 0162200002912000050-0033653-01, № 0162200002912000051-0033653-01, № 0162200002912000052-0033653-01, № 0162200002912000053-0033653-01, № 0162200002912000054-0033653-01 на выполнение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", 24 декабря 2012 подписаны акты выполненных работ, представлены отчеты об определении кадастровой стоимости земель и экспертное заключение № 603/01-12, № 603/02-12, № 603/03-12, № 603/04-12, № 603/05-12, № 603/06-12, № 603/07-12 от 21.12.2012, на основании чего Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 № 32 была утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в городе Екатеринбурге.
Как видно из представленных в материалы дела документов (отчета об оценке), актуализация кадастровой стоимости земельных участков в городе Екатеринбурге была проведена по состоянию на 15 ноября 2012 года.
Для целей налогообложения земельным налогом собственников земельных участков результаты государственной кадастровой оценки земель применяются не ранее 1 января следующего налогового периода за периодом, в котором результаты такой оценки были опубликованы (п. 1 ст. 5, ст. 391 НК РФ, Постановление Конституционного суда РФ от 02.07.2013 № 17-П).
Ссылка заинтересованного лица на то, что установление кадастровой стоимости в размере рыночной, определенной индивидуально, в рамках рассмотрения конкретного спора, не подменяет собой государственную кадастровую оценку земель и не лишает компетентные органы государственной власти права актуализировать результаты государственной кадастровой оценки земель не реже чем раз в 5 лет, является правомерной. Внесение в государственный кадастр недвижимости новых результатов государственной кадастровой оценки земель, может служить основанием для их оспаривания в установленном законом порядке.
Оснований полагать, что оспариваемый приказ принят в нарушение Постановления Правительства Свердловской области № 695-ПП от 07.06.2011, суд не усматривает.
Исходя из изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Признать Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 № 32 (в редакции Приказа МУГИСО от 06.05.2013 № 520) "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в части утверждения кадастровой оценки земельных участков, принадлежащих Комарову А.А. на праве собственности с кадастровыми номерами 66:41:0110002:53 и 66:41:0110002:66, расположенных на территории МО г. Екатеринбург по ул. Шефская, 3 соответствующим Постановлению Правительства Свердловской области от 07.06.2011 № 695-ПП, ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 № 135-ФЗ, п. 1 ст. 7 Областного Закона № 18-ОЗ от 07.07.2004 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области".
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
В.В.ОКУЛОВА

Судьи
Е.Г.ИТАЛМАСОВА
Н.И.РЕМЕЗОВА


------------------------------------------------------------------