Приказ Минздрава Свердловской области N 994-п, Управления Роспотребнадзора по Свердловской области N 01-01-01-01/249 от 02.08.2013 "О выполнении мероприятий по реабилитации здоровья детского населения, беременных женщин, проживающих на экологически неблагополучных территориях, в Свердловской области в 2013 году"



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
№ 994-п

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
№ 01-01-01-01/249

ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 года

О ВЫПОЛНЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ЗДОРОВЬЯ
ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН, ПРОЖИВАЮЩИХ
НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ,
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ

В целях реализации Постановлений Правительства Свердловской области от 16.08.2005 № 665-ПП "О Комплексном плане мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, на период до 2015 года" и от 27.08.2007 № 830-ПП "О Программе демографического развития Свердловской области на период до 2025 года" ("Уральская семья"), выполнения Приказа Министерства здравоохранения Свердловской области от 30.12.2011 № 1625-п "Об установлении стандартов по оказанию медицинской помощи больным при проведении восстановительного лечения" приказываем:
1. Главным врачам лечебных учреждений Свердловской области, принимающим участие в выполнении мероприятий по реабилитации здоровья детского населения, беременных женщин, проживающих на экологически неблагополучных территориях, в Свердловской области в 2013 году (приложение № 1):
1) организовать работу по выбору групп риска среди детского населения для проведения комплекса мер по реабилитации (биологический мониторинг, клинико-лабораторная диагностика и лечение, биопрофилактика); обеспечить организацию и работы по проведению курсов биологической профилактики для детского населения в соответствии с планом реализации мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, на 2013 год (приложение № 2);
2) сформировать группы риска по возникновению экологически обусловленных нарушений здоровья среди беременных женщин для проведения биологического мониторинга и биопрофилактики в соответствии с планом реализации мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, на 2013 год (приложение № 2);
3) ознакомиться с информацией о выполнении Постановления Правительства Свердловской области от 16.08.2005 № 665-ПП "О Комплексном плане мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, на период до 2015 года" за 2005 - 2012 годы (приложение № 3) и довести ее до сведения сотрудников, ответственных за организацию данных работ в 2013 году.
2. Рекомендовать начальнику Управления здравоохранения Администрации г. Екатеринбурга Дорнбушу А.А.:
1) организовать работу по выбору групп риска среди детского населения для проведения комплекса мер по реабилитации (биологический мониторинг, клинико-лабораторная диагностика и лечение, биопрофилактика); обеспечить организацию и проведение работ по реализации курсов биологической профилактики среди детского населения в соответствии с планом реализации мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, на 2013 год (приложение № 2);
2) ознакомиться с информацией о выполнении Постановления Правительства Свердловской области от 16.08.2005 № 665-ПП "О Комплексном плане мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, на период до 2015 года" за 2005 - 2012 годы (приложение № 3) и довести ее до сведения сотрудников, ответственных за организацию данных работ, в 2013 году.
3. Главному врачу ГБУЗ СО "Областная детская клиническая больница № 1" (далее - ГБУЗ СО "ОДКБ № 1") Боярскому С.Н.:
1) обеспечить научно-методическое сопровождение работ по реабилитации детского населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях в Свердловской области, в соответствии с планом реализации мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, на 2013 год (приложение № 2);
2) организовать плановое лечение детей с доказанным риском экологически обусловленной патологии при взаимодействии с ответственными представителями лечебно-профилактических учреждений экологически неблагоприятных территорий Свердловской области, сотрудниками отдела социальной гигиены Роспотребнадзора по Свердловской области, в соответствии со стандартом восстановительного лечения (код МЭС 43341096 Приказа Министерства здравоохранения Свердловской области от 30.12.2011 № 1625-п), в условиях круглосуточного специализированного стационара (отделение восстановительной медицины ГБУЗ СО "ОДКБ № 1") за счет средств обязательного медицинского страхования;
3) принять участие в организации и проведении семинара для медицинских работников указанных городов по реализации реабилитационных мероприятий для детского населения в 2013 году в III квартале 2013 года.
4. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга; территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Каменск-Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах; территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе; территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда; территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Североуральск, городе Ивдель, городе Краснотурьинск и городе Карпинск; территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области городе Серов, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах; территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбест и Белоярском районе; территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевской и в Сысертском районе; территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, на 2013 год (приложение № 2).
5. Начальнику отдела социально-гигиенического мониторинга Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Малых О.Л. во взаимодействии с заместителем главного врача по восстановительной медицине ГБУЗ СО "ОДКБ № 1" Плотниковой И.А., главным специалистом акушером-гинекологом Министерства здравоохранения Свердловской области Давыденко Н.Б. и заместителем начальника отдела организации медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения Свердловской области Малямовой Л.Н. обеспечить методическое сопровождение работ по выбору групп детей по данным гигиенической диагностики, мероприятий по реабилитации детского населения и беременных женщин в соответствии с планом реализации мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, на 2013 год (приложение № 2).
6. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Свердловской области Беломестнова С.Р.

Министр здравоохранения Руководитель Управления
Свердловской области Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
по Свердловской области
А.Р.БЕЛЯВСКИЙ С.В.КУЗЬМИН





Приложение № 1
к Приказу
Роспотребнадзора
по Свердловской области
и Министерства здравоохранения
Свердловской области
от 2 августа 2013 г. № 994-п/01-01-01-01/249

ПЕРЕЧЕНЬ
УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЕ
В КОМПЛЕКСЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ,
КЛИНИКО-ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ

МБУ "Детская городская больница № 5", г. Екатеринбург.
МБУ "Городская детская больница № 16", г. Екатеринбург.
МБУ "Городская детская больница № 15" г. Екатеринбург.
ГБУЗ СО "Детская городская больница № 2 город Каменск-Уральский".
ГБУЗ СО "Детская городская больница № 1 город Каменск-Уральский".
ГБУЗ СО "Детская городская больница город Асбест".
ГБУЗ СО "Полевская центральная городская больница".
ГБУЗ СО "Детская городская больница № 2 город Нижний Тагил".
ГБУЗ СО "Кировградская центральная городская больница".
ГБУЗ СО "Красноуральская городская больница".
ГБУЗ СО "Детская городская больница город Первоуральск".
ГБУЗ СО "Краснотурьинская детская городская больница".
ГБУЗ СО "Детская городская больница город Серов".
ГБУЗ СО "Режевская центральная районная больница".
ГБУЗ СО "Ревдинская городская больница".
ГБУЗ СО "Нижнесергинская городская детская больница".

ПЕРЕЧЕНЬ
УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЕ
В ОРГАНИЗАЦИИ БИОМОНИТОРИНГА СОДЕРЖАНИЯ СВИНЦА
И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ У БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН


Город Женские консультации, роддома

Каменск-Уральский Ж/к ГБУЗ СО "Детская городская поликлиника № 1"
г. Каменск-Уральский"
Ж/к ГБУЗ СО "Городская больница № 5
город Каменск-Уральский"

Краснотурьинск ГБУЗ СО "Краснотурьинская городская больница № 1"
ГБУЗ СО "Детская городская больница г. Краснотурьинск"

Красноуральск Акушерское отделение и женская консультация
ГБУЗ СО "Красноуральская городская больница"

Нижний Тагил Женская консультация и родильный дом
ГБУЗ СО "Центральная городская больница № 1
город Нижний Тагил"
Женская консультация
ГБУЗ СО "Центральная городская больница № 4
город Нижний Тагил"
Женская консультация и перинатальный центр
ГБУЗ СО "Демидовская центральная городская больница"

Первоуральск Женская консультация и роддом ГБУЗ СО
"Первоуральская центральная городская больница"

Полевской Женская консультация и роддом
ГБУЗ СО "Полевская центральная городская больница"

Ревда Женская консультация и роддом
ГБУЗ СО "Ревдинская городская больница"






Приложение № 2
к Приказу
Роспотребнадзора
по Свердловской области
и Министерства здравоохранения
Свердловской области
от 2 августа 2013 г. № 994-п/01-01-01-01/249

ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ,
ПРОЖИВАЮЩЕГО НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, НА 2013 ГОД


№ Мероприятие Города, чел.
п/п
Асбест Качканар Екате- Каменск- Киров- Красно- Красно- Нижний Перво- Ревда Серов Полевской Нижние Верх- Итого
ринбург Уральский град турьинск уральск Тагил уральск Серги Нейвинск

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

1. Скрининг-диагностика и 60 50 45 150 30 80 40 135 80 125 50 30 30 - 905
биомониторинг содержания
токсичных веществ
у детей дошкольного
возраста

2. Выбор групп риска - - - 100 - 80 80 160 60 40 - 40 - - 560
среди беременных женщин
по гигиеническим
критериям для проведения
биопрофилактики

3. Биопрофилактика риска 270 130 430 1510 260 500 270 770 380 690 220 240 100 90 5860
развития экологически
обусловленных
заболеваний на базе ДОУ
и оценка эффективности

4. Биопрофилактика риска - - - 50 - 40 40 80 30 20 - 20 - - 280
развития экологически
обусловленных
заболеваний
для беременных женщин

5. Биомониторинг - - - 105 - 84 84 168 63 42 - 42 - - 588
содержания свинца
у беременных женщин
до и после проведения
курса биопрофилактики и
оценка эффективности

6. Клинико-лабораторная - - 40 - - - - 20 - - - - - - 60
диагностика и лечение
экологически
обусловленных
заболеваний у детей
дошкольного возраста
на базе детских
лечебно-профилактических
учреждений

7. Специализированная - - - 20 - 20 20 - 20 20 - - - - 80
клинико-лабораторная
диагностика и лечение
экологически
обусловленных
заболеваний у детей
дошкольного возраста
на базе отделения
восстановительного
лечения ГБУЗ СО
"ОДКБ № 1" (оз. Балтым)

8. Биомониторинг содержания - - 80 40 - 40 40 40 40 40 - - - - 320
токсичных веществ
в крови у детей
до и после курса
реабилитации и оценка
эффективности
(количество детей)

9. Обследование детей - - 15 - - 200 40 30 - - - - - - 285
в связи с высоким риском
развития экологически
обусловленных
заболеваний

10. Биомониторинг у детей - - 15 - - - - - - - - - - - 15
в связи с высоким риском
развития экологически
обусловленных
заболеваний (кровь)

11. Биомониторинг металлов - - - - - - - 30 - - - - - - 30
в грудном молоке
у женщин из группы риска

Всего 9033






Приложение № 3
к Приказу
Роспотребнадзора
по Свердловской области
и Министерства здравоохранения
Свердловской области
от 2 августа 2013 г. № 994-п/01-01-01-01/249

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ
"ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПРОФИЛАКТИКИ
И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РАБОЧИХ ПРОМПРЕДПРИЯТИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА"

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
"ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.08.2005 № 665-ПП
"О КОМПЛЕКСНОМ ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ЗДОРОВЬЯ
НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ
ТЕРРИТОРИЯХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"
ЗА 2005 - 2012 ГОДЫ

Настоящая информация содержит краткие сведения об организации и основных этапах выполненных работ, объеме финансирования, полученных результатах и эффективности реабилитационных мероприятий в период с 2005 по 2012 годы, а также выводы и рекомендации по дальнейшему развитию работ на 2013 - 2015 годы, направленных на обеспечение выполнения целевых показателей снижения экологически обусловленного риска для здоровья населения и установленных Постановлениями Правительства Свердловской области от 16.08.2005 № 665-ПП "О Комплексном плане мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, на период до 2015 года", от 28.07.2009 № 865-ПП "О Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года" и от 25.06.2010 № 974-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года".
С 2011 года в соответствии с пунктом 7 Протокола заседания Президиума Правительства Свердловской области от 28 марта 2011 года № 10-ПЗП по вопросу "О ходе реализации областной государственной целевой программы "Экология и природные ресурсы Свердловской области на 2009 - 2011 годы" выполнение мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, должно предусматриваться в рамках реализации областной государственной целевой программы "Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011 - 2015 годы (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1473-ПП), направления 1 "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области". Однако в период 2011 - 2012 годов финансирование реабилитационных мероприятий за счет областного бюджета не осуществлялось.

1. РЕАБИЛИТАЦИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ,
ПРОЖИВАЮЩЕГО НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, В 2005 - 2012 ГОДАХ

Полномасштабные работы по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, проводятся в Свердловской области с 2001 года.
Целью реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, является улучшение состояния здоровья и снижение экологически обусловленного риска для здоровья населения на основе развития единой областной специализированной медико-профилактической системы, включающей в себя опережающую гигиеническую диагностику и оценку опасности влияния на здоровье неблагоприятных экологически обусловленных факторов риска, а также разработку, внедрение и широкое использование мер адресной медицинской профилактики, современных технологий диагностики и лечения экологически обусловленных заболеваний в комплексе с мерами по предотвращению и сокращению загрязнения окружающей среды.
Достижение этой цели предусматривает решение трех ключевых задач:
1) снижение уровня экологически обусловленной заболеваемости путем реабилитации здоровья населения, прежде всего группы риска среди детей, беременных женщин и женщин репродуктивного возраста, проживающих на экологически неблагополучных территориях. Состояние экологически обусловленной заболеваемости детского населения Свердловской области приведено на рисунке 1. В 2009 году финансирование реабилитационных мероприятий в связи с нестабильными кризисными явлениями в экономике было практически приостановлено, что отразилось на показателях здоровья детей, обусловленных загрязнением окружающей среды. В 2010 - 2012 годах финансирование было практически восстановлено, однако до настоящего времени не решен вопрос о софинансировании этих мероприятий за счет областного бюджета;

900



800 787,5
726,4
xxxx
xxxx xxxx 684,3
700 680,2 xxxx 662,7 652,8 xxxx
643,0 637,6 xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
600 xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx 520,0
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
500 xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
400 xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
300 xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
200 xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
100 xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx
0
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012<*> 2020
целевой
показатель

Рис. 1. ДИНАМИКА ЧИСЛА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЕВ ЗАБОЛЕВАНИЙ
У ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЕМ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, НА 1000 ДЕТЕЙ

2) создание, развитие и устойчивое функционирование к 2015 году единой областной системы диагностики, лечения и медицинской профилактики экологически обусловленных заболеваний у населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, с охватом не менее 200000 человек из группы риска. В 2012 году около 12200 детей и беременных женщин из группы риска были включены в программу реабилитации (в 2011 году более 17000 человек), в период с 2001 года - более 93000 человек;
3) формирование у населения мотивации на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, информирование населения об экологически обусловленных рисках и мерах по их сокращению и предотвращению.
Работа организована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Министерством здравоохранения Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, отнесенных к экологически неблагополучным. Общая схема проведения реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, приведена на рисунке 2.
Координация всех работ по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, и их научно-методическое сопровождение осуществляется Федеральным бюджетным учреждением науки "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий" Роспотребнадзора.
Выполнение комплекса мероприятий по адресной реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, осуществляется на междисциплинарной, конкурсной основе и на междисциплинарном уровне, организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере гигиенической оценки риска для здоровья населения вследствие химического загрязнения среды обитания, биомониторинга содержания токсичных веществ в биосредах человека, оценки токсической нагрузки и биологической профилактики риска развития экологически обусловленных заболеваний, клинико-лабораторной диагностики и восстановительного лечения экологически обусловленных заболеваний, экономической оценки эффективности и результативности реализации реабилитационных мероприятий.
Для решения задач реабилитации здоровья населения предусматривается аккумулирование финансовых ресурсов областного бюджета в рамках реализации областных государственных целевых программ, бюджетов муниципальных образований, средств предприятий и организаций, расположенных на территориях с экологически неблагополучной обстановкой, а также средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (в рамках финансирования медико-экономических стандартов оказания медико-профилактической помощи и восстановительного лечения), иных источников финансирования.


Гигиеническая диагностика Выбор территорий и групп населения
и многосредовая оценка > с риском развития экологически
химического риска обусловленных заболеваний


\/

> Скрининг-диагностика и биомониторинг содержания
токсичных веществ в биосредах в группах риска


\/ \/ \/ \/

Дети дошкольного Беременные Дети раннего Дети,
возраста, подлежащие женщины и возраста, посещающие ДОУ,
реабилитации, женщины родившиеся школы,
подростки репродуктивного с высоким расположенные
(обследование) возраста из содержанием на территориях
групп риска свинца в крови риска,
оздоровительные
лагеря

\/ \/ \/ \/ \/

Реабилитация Реабилитация Биопрофилактика Проведение Широкая и/или
на базе на базе для беременных медицинского контролируемая
муниципальных областных из группы риска обследования биопрофилактика
детских ЛПУ и детских ЛПУ детей
санаториев


\/ \/ \/ \/

Биомониторинг Биомониторинг
содержания содержания свинца
токсичных веществ в крови
в биосредах
до и после лечения


\/ \/ \/

Рекомендации Оценка Анализ и оценка
по предотвращению < персональных экспозиций < эффективности курсов
экологического по результатам реабилитации и
риска реабилитации для детей биопрофилактики

/\


Рис. 2. ОБОБЩЕННАЯ СХЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ,
ПРОЖИВАЮЩЕГО НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

В результате реализации Комплексного плана мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 16.08.2005 № 665-ПП), за период с 2005 по 2012 годы достигнуты следующие результаты:
По разделу 1 Комплексного плана. Мероприятия по гигиенической диагностике и оценке влияния на здоровье неблагоприятных факторов среды обитания:
1) создана основа развития геоинформационной системы гигиенической диагностики и анализа взаимосвязи заболеваемости и химического загрязнения среды обитания населения, проживающего в техногенно загрязненных муниципальных образований (Асбестовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование "город Екатеринбург", "Город Каменск-Уральский", Кировградский городской округ, городской округ Краснотурьинск, городской округ Красноуральск, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, Полевской городской округ, Серовский городской округ, городской округ Ревда, Режевской городской округ, городской округ Верх-Нейвинский, Качканарский городской округ). Сформированы базы данных по химическому загрязнению атмосферного воздуха, численности населения, заболеваемости и смертности. Отработаны алгоритмы пространственного анализа сформированных баз данных. Выполнена гигиеническая диагностика риска развития экологически обусловленных заболеваний для 2,8 млн. человек. В период 2013 - 2015 годов планируется завершить формирование баз данных о состоянии здоровья населения и окружающей среды, проведение пространственного анализа с использованием геоинформационных технологий и ежегодное уточнение результатов гигиенической диагностики экологически обусловленного риска для населения муниципальных образований в Свердловской области, территории которых отнесены к экологически неблагополучным;
2) проведена многосредовая оценка риска для здоровья населения, проживающего в 14 муниципальных образованиях, территории которых отнесены к техногенно загрязненным (Асбестовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование "город Екатеринбург", "Город Каменск-Уральский", Кировградский городской округ, городской округ Краснотурьинск, городской округ Красноуральск, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, Полевской городской округ, Серовский городской округ, городской округ Ревда, Режевской городской округ, городской округ Сухой Лог), с численностью экспонированного населения - 1,8 млн. человек. В 2013 - 2015 годах планируется завершить работы по уточнению результатов оценки многосредового химического риска для населения в городах Каменске-Уральском, Ревдинско-Первоуральском промышленном узле и городе Нижний Тагил, а также для населения, проживающего в зонах влияния (прежде всего для санитарно-защитных зон) предприятий, отнесенных к 1 и 2 классам опасности (всего 31 предприятие). Уточнение данных по оценке риска предусматривается по каждому муниципальному образованию один раз в 5 - 7 лет в соответствии с Комплексным планом;
3) внедрены системообразующие нормативно-методические документы по организации комплекса мер по адресной реабилитации здоровья населения и использованию экономических методов управления экологически обусловленным риском для здоровья населения (МР 5.1.0029-11 "Методические рекомендации к экономической оценке рисков для здоровья населения в связи с воздействием факторов среды обитания" и МР 5.1.0030-11 "Методические рекомендации к экономической оценке и обоснованию решений в области управления риском для здоровья населения в связи воздействием факторов среды обитания", утверждены 31 июля 2011 года Руководителем Роспотребнадзора, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, к утверждению подготовлены Методические рекомендации МР 5.1....-12 "Система профилактических мероприятий по управлению риском для здоровья населения, подвергающегося влиянию химически загрязненной среды обитания" и МР 5.1....-12 "Методические рекомендации к анализу многосредового химического риска здоровью населения для обоснования мер по обеспечению химической безопасности"). Отработанные методические рекомендации использованы при планировании и оценки эффективности реализации комплекса мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, по муниципальным образованиям. Результаты оценки эффективности мер по управлению риском для здоровья населения Свердловской области рассмотрены на заседании Правительства Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 18.07.2012 № 797-ПП "О санитарно-эпидемиологической обстановке в 2011 году, управлении риском для здоровья и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области"). В период 2013 - 2015 годов планируется завершить подготовку и утверждение на федеральном уровне пакета нормативно-методических и организационных документов, регламентирующих функционирование и развитие систем реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных, химически загрязненных территориях;
4) проведено картографическое зонирование по 15 муниципальным образованиям, территории которых отнесены к техногенно загрязненным (Асбестовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование "город Екатеринбург", "Город Каменск-Уральский", Кировградский городской округ, городской округ Краснотурьинск, городской округ Красноуральск, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, Полевской городской округ Серовский городской округ, городской округ Ревда, Режевской городской округ, городской округ Сухой Лог, городской округ Верх-Нейвинский). Для каждой территории установлены приоритетные экологически обусловленные заболевания, территории риска и расположенные в них дошкольные образовательные учреждения, определены группы риска и составлены списки населения из групп риска (дети и беременные женщины), подлежащие адресной реабилитации. Ежегодно группа риска составляет около 60000 человек. К 2015 году группа риска в муниципальных образованиях, территории которых отнесены к техногенно загрязненным, должна составить не менее 200000 человек (дети, беременные женщины и женщины репродуктивного возраста);
5) внедрены технологии определения персональных экспозиций к токсичным веществам. Индивидуальные уровни воздействия загрязняющих веществ определены для детей из 9 муниципальных образований (городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование "город Екатеринбург", "Город Каменск-Уральский", Кировградский городской округ, городской округ Краснотурьинск, городской округ Красноуральск, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, городской округ Ревда). Планируется, что в период до 2015 года оценка персональной экспозиции детского населения будет выполняться во всех муниципальных образованиях, территории которых отнесены к техногенно загрязненным. В период 2013 - 2015 годов оценка персональной экспозиции должна проводиться ежегодно для 100 человек (прежде всего дети дошкольного возраста);
6) скрининг-диагностика риска развития экологически обусловленных заболеваний и биологический мониторинг содержания токсичных веществ в биосредах проведен для 12000 человек (дети, беременные женщины) из 13 муниципальных образований (Асбестовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование "город Екатеринбург", "Город Каменск-Уральский", Кировградский городской округ, городской округ Краснотурьинск, городской округ Красноуральск, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, Полевской городской округ, Серовский городской округ, городской округ Ревда, Режевской городской округ), по результатам которых для этой группы повышенного риска определяются адресные реабилитационные мероприятия. Планируется, что с 2013 года скрининг-диагностика и биомониторинг будут проводиться для групп риска населения дополнительно из городского округа Сухой Лог. К 2015 году предусматривается проведение скрининг-диагностики и биомониторинга ежегодно не менее чем для 3000 человек.
По разделу 2 Комплексного плана. Мероприятия по медицинской профилактике, клинико-лабораторной диагностике и лечению экологически обусловленных заболеваний:
7) ежегодно массовая и контролируемая биологическая профилактика (с отработкой специального комплекса биопрофилактических средств) риска развития экологически обусловленных заболеваний проводится для 10000 - 12000 человек (дети, беременные женщины) из 15 муниципальных образований (Асбестовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование "город Екатеринбург", "Город Каменск-Уральский", Кировградский городской округ, городской округ Краснотурьинск, городской округ Красноуральск, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, Полевской городской округ, Серовский городской округ, городской округ Ревда, Режевской городской округ, городской округ Верх-Нейвинский, Качканарский городской округ). Выполняется выборочная оценка эффективности по результатам медицинских осмотров и эпидемиологических исследований (от 5 до 10 процентов детей, включенных в программу биопрофилактики). Планируется, что с 2013 года проведение курсов биопрофилактики будет организовано дополнительно в городском округе Сухой Лог. К 2015 году планируется проведение курсов биопрофилактики для не менее чем 20000 человек ежегодно;
8) базовое клинико-лабораторное обследование и восстановительное лечение экологически обусловленных заболеваний проходят ежегодно от 100 до 200 детей дошкольного возраста на базе муниципальных детских лечебно-профилактических учреждений, в основном с использованием стационарзамещающих специальных технологий и методов (в 2012 году в муниципальном образовании "город Екатеринбург", "Город Каменск-Уральский", город Нижний Тагил). В период 2013 - 2015 годов планируется организовать выполнение реабилитационных мероприятий на базе муниципальных детских лечебно-профилактических учреждений и (или) санаториев-профилакториев во всех муниципальных образованиях, территории которых отнесены к техногенно загрязненным. Восстановительное лечение планируется осуществлять в соответствии со специализированными медико-экономическими стандартами. Обследование и лечение в связи с высоким риском развития экологически обусловленных заболеваний с 2015 года должны проходить до 2000 детей ежегодно;
9) специализированное клинико-лабораторное обследование и лечение в основном в условиях стационара ГБУЗ СО "Научно-практический центр детской дерматологии и аллергологии" (с 2012 года - в составе ГБУЗ СО "ОДКБ № 1", на базе загородного стационарного отделения восстановительной медицины, на берегу озера Балтым) проходят ежегодно до 200 детей с повышенным риском развития экологически обусловленных заболеваний (в 2011 году дети из муниципальных образований городской округ Красноуральск, городской округ Краснотурьинск, городской округ Первоуральск, городской округ Ревда, "Город Каменск-Уральский"). Планируется, что в период с 2013 - 2015 годы на базе специализированного областного лечебно-профилактического учреждения курс реабилитационных мероприятий будут проходить не менее 400 детей из всех муниципальных образований, территории которых отнесены к техногенно загрязненным. При этом материальная база загородного отделения восстановительной медицины ГБУЗ СО "ОДКБ № 1" нуждается в приведении в соответствие с европейским стандартом для больниц восстановительного лечения, с созданием условий проживания для матери и ребенка с высоким уровнем комфортности и расширением методов диагностики и реабилитации отклонений здоровья, обусловленных загрязнением окружающей среды.
Медицинские услуги планируется осуществлять в соответствии с утвержденными стандартами, сориентированными на снижение внутренней токсической нагрузки у детей;
10) проводится биомониторинг содержания токсичных веществ в биосредах у всех детей, до и после прохождения курса клинико-лабораторной диагностики и лечения экологически обусловленных заболеваний, на базе специализированного областного и муниципальных лечебно-профилактических учреждений (всего ежегодно от 200 до 400 детей). Выполняется оценка клинической эффективности проведенных реабилитационных мероприятий с учетом результатов биологического мониторинга, оценивающего степень снижения токсической нагрузки.
По разделу 3 Комплексного плана. Оснащение лабораторным диагностическим и медицинским оборудованием областных и муниципальных учреждений здравоохранения:
1) в период до 2008 года поставлено 155 единиц лабораторного диагностического и медицинского оборудования в областные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения (всего 12 лечебно-профилактических учреждений), осуществляющие реализацию Комплексного плана. В целом лечебно-профилактические учреждения, принимающие участие в реабилитации здоровья населения, оснащены необходимым оборудованием для выполнения базисного лечения и специальных технологий клинико-лабораторной диагностики и лечения экологически обусловленных заболеваний;
2) в период до 2009 года поставлено 650 приборов для обеззараживания и очистки воздуха помещений для 32 дошкольных образовательных учреждений 6 муниципальных образований (муниципальное образование "город Екатеринбург", городской округ Краснотурьинск, городской округ Красноуральск, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, городской округ Ревда). Планируется, что в период с 2012 по 2015 годы такими приборами будут оснащены все дошкольные образовательные учреждения, расположенные на экологически неблагополучных территориях всех 14 муниципальных образований, а также будет решен вопрос о стабильном финансировании расходных материалов к ним;
3) в период до 2008 года поставлено 19 единиц лабораторного оборудования для 2 лабораторий биомониторинга (ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" и ФБУН "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий" Роспотребнадзора), осуществляющих исследования содержания токсичных веществ в биосредах. В целом, дооснащение лабораторий для проведения биомониторинга завершено.
В рамках комплекса мероприятий по реабилитации здоровья населения завершено оснащение лабораторным диагностическим и медицинским оборудованием для целей реабилитации здоровья детей, проживающих на техногенно загрязненных территориях.
Приоритетным направлением финансирования работ за счет областного бюджета на всем протяжении реализации реабилитационных мероприятий были и остаются - гигиеническая диагностика и оценка риска здоровью населения (раздел 1 Комплексного плана), которые призваны обеспечить адресность реализации реабилитационных мероприятий и эффективное использование выделяемых средств. Полученные результаты позволили обеспечить положительную динамику здоровья детей и беременных женщин из группы риска развития экологически обусловленных заболеваний (за исключением 2009 года, когда было приостановлено финансирование реабилитационных мероприятий). У 75% детей и беременных женщин по результатам биопрофилактики и у 85 - 95% детей по результатам оценки проведенных курсов диагностики и лечения экологически обусловленных заболеваний улучшились показатели состояния здоровья на фоне снижения токсической нагрузки. У детей, прошедших курс реабилитационных мероприятий, в 4,5 раз сократилась частота острых обострений хронических заболеваний. Число дополнительных случаев заболеваний снижается ежегодно до 80 случаев на 1000 детей.
Наряду с выполнением (в период до 2012 года) значительной части комплекса мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, имеются мероприятия с неполной или начальной стадией исполнения либо выполнение которых в этот период не осуществлялось:
1) прекращены работы внедрению мер, предупреждающих развитие острых эффектов для здоровья населения в результате негативного воздействия факторов загрязнения окружающей среды. Планируется продолжение этих мероприятий в 2013 - 2015 годах;
2) в начальной стадии находится обработка технологий профилактики экологически обусловленных заболеваний с использованием продуктов питания с заданными лечебно-профилактическими свойствами. Планируется продолжить начатые работы в 2013 - 2015 годах;
3) не обеспечена поставка программно-технических комплексов системы социально-гигиенического мониторинга в части обеспечения выполнения гигиенической диагностики риска развития экологически обусловленных заболеваний с использованием геоинформационных технологий. Оборудование закупается за счет текущего финансирования организаций, осуществляющих реабилитационные мероприятия.
В целом реализация комплекса мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, оценена Правительством Свердловской области как положительная (Постановление Правительства Свердловской области от 30.08.2010 № 1258-ПП "О санитарно-эпидемиологической обстановке в 2009 году, управлении риском для здоровья и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области" и протокол заседания Президиума Правительства Свердловской области от 30 августа 2010 года № 3-ПЗП по вопросу "Об экологической безопасности Свердловской области").

2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ПЕРИОД 2005 - 2012 ГОДОВ

Объем выполненных работ по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, за период 2005 - 2012 годов составил 222157,0 тыс. рублей (таблица 1), в том числе за счет областного бюджета в рамках выполнения областной государственной целевой программы "Экология и природные ресурсы Свердловской области" - 78891,0 тыс. рублей (в 2009 и с 2011 года финансирование прекращено), или около 35,5% общего объема финансирования за весь период реализации реабилитационных мероприятий. Средства бюджетов муниципальных образований, территории которых отнесены к экологически неблагополучным, - 62387,0 тыс. рублей, или более 28% общего объема финансирования, средства промышленных предприятий, осуществляющих деятельность на территории этих муниципальных образований, - 80879,0 тыс. рублей, или 36,5% объема общего финансирования.
В 2009 году финансирование реабилитационных мероприятий практически было приостановлено (в муниципальном образовании "город Екатеринбург" финансирование осуществлялось за счет бюджета города, в городе Нижний Тагил - за счет средств ОАО "НТМК"). С 2007 года не осуществляется финансирование закупки лабораторного диагностического и медицинского оборудования за счет средств областного бюджета. В конце 2008 года в связи с неблагоприятной финансовой ситуацией на предприятиях, осуществляющих реабилитационные мероприятия, приостановлено оснащение дошкольных образовательных учреждений приборами для очистки и обеззараживания воздуха помещений. С 2010 года и до настоящего времени не решен вопрос о финансировании комплекса мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, за счет областного бюджета.
В 2012 году объем финансирования мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, составил 25631,0 тыс. рублей (в 2011 году - 25840,0 тыс. рублей), из них финансирование за счет бюджетов муниципальных образований составило 4980,0 тыс. рублей (в 2011 году - 6540,0 тыс. рублей), или около 19,4% общего объема финансирования (муниципальные образования - города Екатеринбург, Каменск-Уральский, Ревдинский городской округ), за счет средств промышленных предприятий - 20651,0 тыс. рублей (в 2011 году - 19300,0 тыс. рублей), или 80,6% общего объема финансирования.
В 2012 году комплекс адресных реабилитационных мероприятий проводился в 14 муниципальных образованиях Свердловской области. В муниципальных образованиях: городской округ Верхняя Пышма, городской округ Карпинск - реабилитационные мероприятия не проводились.

Таблица 1

ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ЗДОРОВЬЯ
НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ
ТЕРРИТОРИЯХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
ЗА ПЕРИОД 2005 - 2012 ГОДОВ


Муниципальное образование Объем финансирования, тыс. рублей

Област- Бюджеты Средства Итого
ной муници- предприятий
бюджет пальных
<*> образо-
ваний

Первоуральский городской округ 9544,0 6000,0 7841,0 23385,0

Ревдинский городской округ 8377,0 4892,0 6211,0 19480,0

Кировградский городской округ 6702,0 100,0 2830,0 9632,0

городской округ Красноуральск 6516,0 - 9890,0 16406,0

городской округ Верхняя Пышма <**> 5105,0 - 2470,0 7575,0

город Екатеринбург 9448,0 21550,0 1487,0 32485,0

Нижний Тагил 7668,0 11365,0 13128,0 32161,0

город Каменск-Уральский 6735,0 10855,0 14779,0 32369,0

городской округ Краснотурьинск 6176,0 6350,0 14700,0 27226,0

Серовский городской округ 5911,0 500,0 2041,0 8452,0

городской округ Карпинск <**> 1760,0 375,0 - 2135,0

городской округ Верх-Нейвинский - - 1050,0 1050,0

Асбестовский городской округ 3372,0 300,0 1600,0 5272,0

Полевской городской округ 728,0 - 1680,0 2408,0

Режевской городской округ 849,0 100,0 300,0 1149,0

Качканарский городской округ - - 872,0 872,0

Итого 78891,0 62387,0 80879,0 222157,0


Примечание: <*> - с 2010 года финансирование реабилитационных мероприятий
за счет областного бюджета не осуществлялось.
<**> - в 2011 - 2012 годах реабилитационные мероприятия
не проводились.

Объем средств областного и муниципальных бюджетов, средств предприятий, порядок их использования по каждому из муниципальных образований, территории которых отнесены к экологически неблагополучным, определяются исходя из численности групп риска населения, подверженного негативному воздействию факторов химического загрязнения среды обитания, по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством, с учетом их возможностей, и в соответствии с действующим законодательством.
Средства различных источников финансирования используются в соответствии с назначением, предусмотренным Комплексным планом.
Средства областного бюджета (вне зависимости от бюджетополучателя - Министерство природных ресурсов Свердловской области в рамках областной государственной целевой программы "Экология и природные ресурсы Свердловской области", Министерство здравоохранения Свердловской области в рамках областной государственной целевой программы "Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области") должны направляться на выполнение следующих мероприятий:
1) гигиеническая диагностика и оценка влияния на здоровье населения неблагоприятных факторов загрязнения среды обитания для экологически неблагополучных территорий, входящих в состав нескольких муниципальных образований, и для области в целом, с использованием геоинформационных технологий;
2) скрининг-диагностика, биомониторинг и широкая биологическая профилактика риска развития экологически обусловленных заболеваний в наиболее чувствительных группах населения (прежде всего дети и беременные женщины), разработка и внедрение новых технологий и методов реабилитации в условиях муниципальных образовательных и лечебно-профилактических учреждений;
3) клинико-лабораторная диагностика и лечение экологически обусловленных заболеваний (прежде всего разработка и внедрение новых технологий и методов реабилитации) на базе областных лечебно-профилактических и научных медицинских учреждений, а также в качестве поддержки внедрения технологий медико-биологической профилактики, клинико-лабораторной диагностики и лечения экологически обусловленных заболеваний на базе муниципальных лечебно-профилактических учреждений;
4) информирование населения и обучение специалистов по вопросам риска развития экологически обусловленных заболеваний и мерах по его предотвращению и сокращению;
5) реконструкция и переоснащение специализированного загородного центра экологически обусловленной патологии на базе ГБУЗ СО "ОДКБ № 1" (отделение восстановительной медицины на озере Балтым), в рамках реализации областной государственной целевой программы "Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011 - 2015 годы (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1473-ПП), направления 1 "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" в период 2012 - 2016 годов.
Средства бюджетов муниципальных образований направляются на выполнение следующих плановых мероприятий:
1) гигиеническая диагностика и оценка влияния на здоровье неблагоприятных факторов загрязнения среды обитания для экологически неблагополучных территорий, входящих в состав муниципальных образований;
2) биологическая профилактика, клинико-лабораторная диагностика и лечение экологически обусловленных заболеваний на базе муниципальных образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санаториев-профилакториев;
3) дооснащение диагностическим лабораторным и медицинским оборудованием муниципальных лечебно-профилактических учреждений и приборами для обеззараживания и очистки воздуха помещений муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Средства предприятий и организаций используются для финансирования следующих мероприятий:
1) оценка влияния на здоровье неблагоприятных факторов загрязнения среды обитания для экологически неблагополучных территорий, находящихся под воздействием загрязнения окружающей среды в результате деятельности предприятия, прежде всего в санитарно-защитных зонах промышленных объектов и сооружений;
2) биологическая профилактика, клинико-лабораторная диагностика и лечение экологически обусловленных заболеваний на базе областных, муниципальных и (или) ведомственных лечебно-профилактических учреждений, а также образовательных учреждений;
3) оснащение приборами для обеззараживания и очистки воздуха помещений дошкольных образовательных учреждений, расположенных в зоне влияния предприятий.
В основном в реализации реабилитационных мероприятий для населения участвуют предприятия УГМК-Холдинг, ОК РУСАЛ, Евраз-Холдинг, ОАО "Северский трубный завод", ОАО "Ураласбест", ОАО "Уралвагонзавод" и некоторые иные.
Оценка экономической эффективности реабилитационных мероприятий, включая расчет предотвращенного ущерба здоровью населения, выполнен в соответствии с Методическими рекомендациями МР 5.1.0029-11 "Методические рекомендации к экономической оценке рисков для здоровья населения в связи с воздействием факторов среды обитания" (Утверждены руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 31 июля 2011 года).
Оценка предотвращенного ущерба выполнялась по мероприятиям, связанным с проведением биопрофилактики, клинико-лабораторной диагностики и лечения экологически обусловленных заболеваний. К затратам отнесены все расходы, связанные с проведением реабилитационных мероприятий (включая гигиеническую диагностику и оценку риска, обеспечивающие адресность оказания помощи нуждающимся в связи с высоким риском развития экологически обусловленных заболеваний), за исключением средств на закупку медицинского диагностического оборудования.
Проведение биологической профилактики риска развития экологически обусловленных заболеваний (наиболее массовая и относительно низкозатратная технология реабилитации) обеспечивает соотношение предотвращенного ущерба здоровью к затратам на ее проведение как 11 к 1. Проведение клинико-лабораторной диагностики и лечения экологически обусловленных заболеваний - 5 к 1.
Динамика изменения сумм предотвращенного ущерба здоровью населения и затрат на реализацию реабилитационных мероприятий за период 2005 - 2012 годов приведена на рисунке 3.

300


xx
250 xx
xx
xx
xx xx
200 xx xx xx
xx xx xx
xx xx xx
млн. xx xx xx xx
рублей 150 xx xx xx xx xx
xx xx xx xx xx
xx xx xx xx xx xx
xx xx xx xx xx xx
100 xx xx xx xx xx xx xx
xx xx xx xx xx xx xx
xx xx xx xx xx xx xx
xx xx xx xx xx xx xx
50 xx xx xx xx xx xx xx
xx xx xx xx xx xx xx
++ xx ++ xx xx xx xx xx xx
++ xx ++ xx ++ xx ++ xx xx ++ xx ++ xx ++ xx
0
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Годы



++ Затраты xx Предотвращенный ущерб



Рис. 3. ОЦЕНКА ПРЕДОТВРАЩЕННОГО УЩЕРБА ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ
В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ЗА ПЕРИОД 2005 - 2012 ГОДОВ

Общий предотвращенный ущерб за период 2005 - 2012 годов составил более 1266285,0 тыс. рублей. Экономическая эффективность в этот период достигла 5,7 рубля предотвращенного ущерба здоровью на каждый рубль затрат направляемых на реализацию реабилитационных мероприятий (в 2005 году - 2,9 рубля). За истекший период экономическая эффективность реабилитационных мероприятий выросла почти в 2 раза. Предотвращенный ущерб здоровью в 2012 году составил 210335,0 тыс. рублей (в 2011 году более 271050,0 тыс. рублей). Экономическая эффективность в этом году составила 8,2 рубля предотвращенного ущерба здоровью на каждый рубль затрат на реализацию реабилитационных мероприятий (в 2011 году - более 10,5 рубля).
Экономическая эффективность медико-профилактических и реабилитационных мероприятий по снижению риска развития экологически обусловленных заболеваний достигнута благодаря адресному принципу их проведения (мероприятия выполнены для населения действительно нуждающегося в такой помощи, а каждый нуждающийся имеет доступ к специализированной помощи). Во многом этому способствовало выполнение опережающей гигиенической диагностики экологически обусловленных заболеваний и оценки риска для здоровья населения в результате воздействия факторов химического загрязнения среды обитания, а также внедрение современных медицинских профилактических технологий и методов. Относительное снижение уровня экономической эффективности реабилитационных мероприятий может быть объяснено отсутствием в последние годы поддержки их реализации за счет областного бюджета.
Высокая результативность и эффективность созданной системы реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, определяется (не в последнюю очередь) возможностью аккумулирования и взаимного дополнения финансирования реабилитационных мероприятий за счет областного бюджета в рамках областных государственных целевых программ, местных бюджетов муниципальных образований, включенных в список экологически неблагополучных, а также средств промышленных предприятий, в зонах негативного влияния которых проживает население.
Исключение хотя бы одного из источников финансирования, особенно областного бюджета, приводит к разрушению эффективно функционирующей системы реабилитации, потере тенденции снижения уровня заболеваемости детей в связи с негативным воздействием на их здоровье факторов загрязнения окружающей среды, реализации угрозы жизни и здоровью детей.
В 2011 году в соответствии с пунктом 7 Протокола заседания Президиума Правительства Свердловской области от 28 марта 2011 года № 10-ПЗП по вопросу "О ходе реализации областной государственной целевой программы "Экология и природные ресурсы Свердловской области на 2009 - 2011 годы" выполнение мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, должно предусматриваться в рамках реализации областной государственной целевой программы "Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011 - 2015 годы (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1473-ПП), направления 1 "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области". Однако до настоящего времени это вопрос не решен.

3. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РАБОТ
ПО РЕАБИЛИТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКИ
НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ПЕРИОД С 2013 - 2016 ГОДЫ.
РИСКИ ДЛЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИСТЕМЫ

В условиях долговременного и непрерывного химического загрязнения окружающей среды и при отсутствии возможности в ближайшей и среднесрочной перспективе предотвратить или существенно снизить негативное воздействие промышленных предприятий и автомобильного транспорта, одним из наиболее эффективных и действенных способов обеспечения экологической безопасности населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, является реабилитация здоровья населения и повышение устойчивости групп повышенного риска (детей, беременных женщин и женщин репродуктивного возраста) к воздействию вредных факторов среды обитания, наряду с проведением мероприятий по предотвращению и сокращению уровня загрязнения окружающей среды.
Правительством Свердловской области принят и реализуется Комплексный план мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, на период до 2015 года (Постановление Правительства Свердловской области от 16.08.2005 № 665-ПП), определяющий приоритетное направление охраны детства и материнства в рамках реализации Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года (Постановление Правительства Свердловской области от 28.07.2009 № 865-ПП).
В Свердловской области сложилась система социального партнерства, объединяющая возможности и усилия органов государственного управления (федеральных и региональных), органов местного самоуправления муниципальных образований и промышленных предприятий, направленная на решение целевых задач реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области.
Потеря хотя бы одного из составляющих социального партнерства приведет к разрушению созданной единственной в Российской Федерации комплексной системы реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, потере передовых технологий медико-реабилитационной помощи детям и беременных женщинам из групп высокого риска, по развитию экологически обусловленных заболеваний, прекращению одного из наиболее результативных направлений медицинской науки, реализуемых в рамках социальных проектов Свердловской области.
Адресная реабилитация здоровья и биологическая профилактика риска развития экологически обусловленных заболеваний в различных формах ежегодно проводится для более чем 12000 человек, проживающих в городах Свердловской области, территории которых отнесены к экологически неблагополучным. У 75 - 80% детей и беременных женщин, прошедших курс биологической профилактики риска развития экологически обусловленных заболеваний, и у 90 - 95% детей, прошедших курс клинико-лабораторной диагностики и лечения на базе специализированных областных и муниципальных детских лечебно-профилактических учреждений, улучшились показатели состояния здоровья, снизилась внутренняя токсическая нагрузка, вызванная химическим загрязнением окружающей среды. В 4,5 раза сократилось число дополнительных случаев заболеваний и их длительность у детей, подверженных риску развития экологически обусловленных заболеваний. В целом заболеваемость снизилась у детей из группы риска, включенных в программу реабилитации, на 80 случаев (на 1000 детей), или на 15%. Ежегодный предотвращенный ущерб здоровью населения в последние годы достиг 200000,0 - 250000,0 тыс. рублей. Экономическая эффективность составляет более 8,2 рубля на каждый рубль затрат.
Предложения по развитию комплекса мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, на период 2013 - 2015 годов с учетом обеспечения реализации целевых показателей их финансирования, в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.08.2005 № 665-ПП "О Комплексном плане мероприятий по реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, на период до 2015 года", в части проведения скрининг-диагностики, биологического мониторинга и профилактики риска развития экологически обусловленных заболеваний, приведены в таблице 2.
Расширение групп риска населения для оказания адресной помощи в связи с экологически обусловленными заболеваниями должно происходить за счет:
увеличения числа экологически неблагополучных территорий, включенных в программу реабилитации, с учетом данных мониторинга среды обитания и оценки риска;
отбора детей, страдающих различными формами экологически обусловленных заболеваний (патологией дыхательной, мочевыделительной, пищеварительной, нервной системы, кожи и подкожной клетчатки), и проведения лечения по внедренному стандарту восстановительного лечения, финансируемому за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области;
включения в систему реабилитации населения всех возрастных категорий детей и подростков, беременных женщин и женщин репродуктивного возраста, в первую очередь из наиболее уязвимых и социально незащищенных групп;
укрупнения и совершенствования материально-технической базы (с проведением реконструкции и переоснащением оборудования) загородного отделения восстановительной медицины ГБУЗ СО "ОДКБ № 1" (озеро Балтым).
Развитие системы реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, невозможно без расширения источников финансирования в рамках сложившейся системы социального партнерства за счет:
отчислений промышленных предприятий, включая добровольное медицинское страхование населения, проживающего на территориях их влияния, прежде всего в санитарно-защитных зонах;
средств областного и муниципальных бюджетов для населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях вне зон прямого влияния на загрязнение окружающей среды промышленных предприятий;
внедрения медико-экономических стандартов лечения отклонений здоровья у детей, связанных с воздействием загрязнения воздуха, воды, почвы на этапе восстановительного лечения.
При выполнении реабилитационных мероприятий для населения необходимо проведение опережающей гигиенической диагностики влияния на здоровье населения факторов загрязнения окружающей среды, включая использование методологии оценки риска и геоинформационных технологий, результатов разработки предельно допустимых уровней воздействия на среду обитания в муниципальных образованиях, обоснования размеров санитарно-защитных зон предприятий, а также работ по повышению эффективности методов биологической профилактики и специфических технологий клинико-лабораторной диагностики и лечения экологически обусловленных заболеваний прежде всего детей всех возрастов, подростков, беременных женщин и женщин репродуктивного возраста.
Положительная оценка работы и необходимость развития и расширения системы реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области, отмечены в Постановлении Правительства Свердловской области от 18.07.2012 № 797-ПП "О санитарно-эпидемиологической обстановке в 2011 году, управлении риском для здоровья и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области" и протоколе заседания Президиума Правительства Свердловской области от 30 августа 2010 года № 3-ПЗП по вопросу "Об экологической безопасности Свердловской области".
В 2009 - 2012 годах технологии и методы реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, отработанные и внедренные в Свердловской области, тиражированы в Республике Северная Осетия - Алания (город Владикавказ) и Оренбургской области (город Медногорск).

Таблица 2

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДОПОЛНЕНИЮ
ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ,
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБА С СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ,
УТВЕРЖДЕННОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 11.10.2010 № 1473-ПП,
НАПРАВЛЕНИЯ 1 "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБА С СОЦИАЛЬНО
ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
РАЗДЕЛОМ "РЕАБИЛИТАЦИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
(ДЕТИ И БЕРЕМЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ), ПРОЖИВАЮЩЕГО
НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, НА 2012 - 2016 ГОДЫ"

1. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ


№ Наименование целевого Единица Промежуточные значения целевых
строки показателя (индикатора) измерения показателей (индикаторов),
нарастающим итогом

по итогам по итогам по итогам
первого второго третьего
года года года
реализации реализации реализации
Программы Программы Программы

Направление 1 "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБА
С СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ

"Реабилитация здоровья населения (дети и беременные женщины),
проживающего на экологически неблагополучных территориях
Свердловской области, на 2013 - 2015 годы"

18. Показатель случаев 723,0 691,0 660,0
дополнительных случаев на 1000
заболеваний у детей, детей
обусловленных
химическим загрязнением
окружающей среды


2. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ


№ Наименование мероприятия Срок Объем расходов на выполнение Взаимосвязь
строки выполне- мероприятия за счет всех источников с целями
ния ресурсного обеспечения, тыс. рублей Программы
меро-
приятия всего, областной феде- местный внебюд-
в том бюджет ральный бюджет жетные
числе бюджет источ-
всего в том ники
числе <*>
субсидии
местным
бюджетам

Раздел 9 "РЕАБИЛИТАЦИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ (ДЕТИ И БЕРЕМЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ),
ПРОЖИВАЮЩЕГО НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, НА 2013 - 2015 ГОДЫ",
Заказчик - Министерство здравоохранения Свердловской области

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Всего по разделу 9 X 121200 45600 0 0 22700 52900 Цель 1,
"Реабилитация здоровья задачи 1 и 3,
населения (дети и показатель 18
беременные женщины),
проживающего
на экологически
неблагополучных
территориях
Свердловской области,
на 2011 - 2015 годы"

1-й год реализации 2013 год 37400 14500 0 0 6900 16000

2-й год реализации 2014 год 40300 15200 0 0 7500 17600

3-й год реализации 2015 год 43500 15900 0 0 8300 19300

1. Капитальные вложения

Всего по разделу X 0 0 0 0 0 0 X
"Капитальные вложения"

2. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Всего по разделу X 0 0 0 0 0 0 X
"Научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
работы"

3. Прочие нужды

Всего по разделу X 121200 45600 0 0 22700 52900 Цель 1,
"Прочие нужды" задачи 1 и 3,
показатель 18

1-й год реализации 2013 год 37400 14500 0 0 6900 16000

2-й год реализации 2014 год 40300 15200 0 0 7500 17600

3-й год реализации 2015 год 43500 15900 0 0 8300 19300

3.1. Оценка риска 6000 6000,0 0 0 0 0 Цель 1,
для здоровья населения задача 1,
в результате химического показатель 18
загрязнения среды обитания

1-й год реализации 2013 год 1900 1900 0 0 0 0

2-й год реализации 2014 год 2000 2000 0 0 0 0

3-й год реализации 2015 год 2100 2100 0 0 0 0

3.2. Биомониторинг 28200 9600 0 0 5400 13200 Цель 1,
содержания токсичных задача 1,
веществ в биосредах показатель 18
для детей
и беременных женщин

1-й год реализации 2013 год 8700 3000 0 0 1700 4000

2-й год реализации 2014 год 9400 3200 0 0 1800 4400

3-й год реализации 2015 год 10100 3400 0 0 1900 4800

3.3. Биопрофилактика риска 85800 28800 0 0 17300 39700 Цель 1,
развития заболеваний, задачи 1 и 3,
обусловленных показатель 18
химическим загрязнением
среды обитания, у детей
и беременных женщин

1-й год реализации 2013 год 26450 9250 0 0 5200 12000

2-й год реализации 2014 год 28500 9600 0 0 5700 13200

3-й год реализации 2015 год 308500 9950 0 0 6400 14500

3.4. Информирование 1200 1200 0 0 0 0 Цель 1,
населения о рисках задачи 1 и 3,
для здоровья населения показатель 18
в связи
с химическим загрязнением
среды обитания и мерах
по его предупреждению

1-й год реализации 2013 год 350 350 0 0 0 0

2-й год реализации 2014 год 400 400 0 0 0 0

3-й год реализации 2015 год 450 450 0 0 0 0


Примечание: <*> - средства промышленных предприятий.


------------------------------------------------------------------