Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.08.2013 по делу N А60-11975/2013 <О признании частично недействующими "Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной и канализации городского округа Верхняя Пышма", утв. Постановлением Администрации городского округа Верхняя Пышма от 01.11.2010 N 2188>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2013 г. по делу № А60-11975/2013

Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 02 августа 2013 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего П.Н. Киреев, судей И.В. Горбашовой, С.Е. Калашника, при ведении протокола судебного заседания 25 июля 2013 года секретарем судебного заседания Е.А. Пономаревой, 26 июля 2013 года помощником судьи Ю.А. Новоселовой, рассмотрел в судебном заседании 25 - 26 июля 2013 года дело
по заявлению Открытого акционерного общества "Первая нерудная компания" к Администрации городского округа г. Верхняя Пышма о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал".
При участии в судебном заседании 25 июля 2013 года
от заявителя: Криворучко Л.Б., представитель по доверенности № 27/136 от 24.07.13; Ермаков А.Н., представитель по доверенности № 27/132 от 28.06.13;
от заинтересованного лица: Черемных Е.В., представитель по доверенности N6-02 от 09.01.13;
от третьего лица: Цветов Д.В., представитель по доверенности № 004/13 от 10.01.13.
Представителям лиц, участвующих в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Представитель заявителя уточнил заявленные требования. Уточнение судом принято. К материалам дела приобщены письменные возражения заявителя от 24.07.13 на отзыв заинтересованного лица. К материалам дела по ходатайству представителя заинтересованного лица приобщен письменный отзыв от 25.07.13 на уточненное заявление. К материалам дела по ходатайству представителя третьего лица приобщены: копия решения о предоставлении водного объекта в пользование, копия договора на отпуск (получение) неподготовленной воды от 01.01.09, возражения на заявленные требования. В судебном заседании 25 июля 2013 года был объявлен перерыв до 13 часов 30 минут 26 июля 2013 года. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте суда в сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда. После перерыва в судебное заседание явились представители заявителя Криворучко Л.Б. и Ермаков А.Н., а также представитель третьего лица Цветов Д.В. Представитель заинтересованного лица в судебное заседание после перерыва не явился. К материалам дела по ходатайству представителя заявителя приобщены уточнения от 26.07.13, сравнение нормативов ДК для загрязняющих веществ, установленных для МУП "Водоканал" на основании решения от 06.08.09 и ДК установленные на основании оспариваемого в части нормативного правового акта и копии документов в обоснование позиции по делу. К материалам дела по ходатайству представителя третьего лица приобщены пояснения с приложением в виде таблицы. Других заявлений и ходатайств не поступило.

Открытое акционерное общество "Первая нерудная компания" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации городского округа г. Верхняя Пышма о признании недействующим в части нормативного правового акта. С учетом принятого судом уточнения заявитель просит признать недействующими пункты 2, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 24 и 25 Таблицы № 4 Приложения № 2, абзацы 7, 8 пункта 2.3, п. 4.4, п. 4.6, п. 5.1, п. 5.2, п. 5.5, п. 6.2, первое предложение третьего абзаца п. 1.1 приложения № 1, последнее предложение третьего абзаца п. 1.1 приложения № 1, п. 5.2 приложения № 1 "Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации городского округа Верхняя Пышма", утвержденных Постановлением Администрации городского округа Верхняя Пышма № 2188 от 01.11.10.
Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве и письменных пояснениях просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, считает оспариваемые положения нормативного правового акта соответствующими законодательству.
Третье лицо поддержало позицию заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Постановлением Администрации ГО Верхняя Пышма № 2188 от 01.11.2010 утверждены "Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации городского округа Верхняя Пышма" (далее - Условия). Указанное постановление касается неопределенного круга лиц и опубликовано в газете "Красное знамя" № 125 от 13.11.2010 г.
Полагая, что пункты 2, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 24 и 25 Таблицы № 4 Приложения № 2, абзацы 7, 8 пункта 2.3, п. 4.4, п. 4.6, п. 5.1, п. 5.2, п. 5.5, п. 6.2, первое предложение третьего абзаца п. 1.1 приложения № 1, последнее предложение третьего абзаца п. 1.1 приложения № 1, п. 5.2 приложения № 1 указанных Условий не соответствует законодательству и нарушают права и законные интересы общества, поскольку предъявляются необоснованно завышенные и необоснованные требования к показателям допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ сточных вод, оспариваемые положения Условий носят дискриминирующий характер, создают условия для недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положением Открытое акционерное общество "Первая нерудная компания" обратилось в суд с настоящим заявлением о признании недействующим нормативного правового акта в оспариваемой части.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей, арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления").
Таким образом, Администрация ГО Верхняя Пышма является уполномоченным органом на утверждение действующих на территории городского округа приема производственных сточных вод в систему канализации населенного пункта.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Заявляя требования о признании недействующим Условий в части включения в Таблицу № 4 Приложения № 2 дополнительного перечня веществ (пункты 2, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 24 и 25 Таблицы) и допустимых концентраций указанных веществ в сточных водах абонентов общество считает, что заинтересованным лицом в оспариваемых Условиях приема сточных вод перечень ингредиентов произвольно расширен до 25 единиц, по которым самовольно установлены требования ДК, что не соответствует п. 61 Постановления Правительства РФ от 12 февраля 1999 года № 167 и п. 4.2 Постановления Правительства Свердловской области № 133-п от 14.02.1997 г.
Согласно п. 61 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ № 167) нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;
защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
В соответствии с п. 4.2. Постановления Правительства Свердловской области от 14.02.1997 № 133-п "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (вместе с "Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов") (далее - Постановление Правительства Свердловской области от 14.02.1997 № 133-п) по качеству сточных вод - допустимые концентрации (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, исходя из утвержденных для предприятий ВКХЗ областным комитетом охраны природы или его территориальным органом предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ на выпусках систем канализации в водные объекты с учетом эффективности очистки (задержания) загрязняющих веществ на очистных сооружениях систем канализации, а также действующих "Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов".
Как следует из подпункта 10 п. 2.3 решения Министерства природных ресурсов Свердловской области от 06.08.09 № 66-140105005-Б-РСБХ-С-2009-00211/00 о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод с хоз. бытовых очистных сооружений в болото Сагринское (приток реки Полдневка) для МУП "Водоканал ГО Верхняя Пышма" утверждено 14 наименований загрязняющих веществ. При этом МУП "Водоканал" не имеет права сбрасывать в болото сточные воды, имеющие показатели загрязнения свыше согласованного списка, как но нормативам, так и по степени очистки.
Органом местного самоуправления оспариваемым нормативным правовым актом загрязняющие вещества, которые МУП "Водоканал" может принять на очистку установлены в более широком перечне, исходя из возможностей очистных систем МУП "Водоканал". По мнению суда данное положение только улучшаем положение Абонентов, т.к. дает им возможность сбрасывать сточные воды водопроводно-канализационной организации более худшего качества не только по нормативу, но и по наименованиям показателей.
При этом согласно п. 63 Постановления Правительства РФ № 167 запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями.
Таким образом, оспариваемые положения Условий в данной части соответствуют нормам Постановления Правительства РФ № 167 и Постановления Правительства Свердловской области от 14.02.1997 № 133-п и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Заявитель также считает, что абзацы 7 и 8 п. 2.3 Условий также не соответствуют п. 61 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 и п. 4.2. Постановления Правительства Свердловской области от 14.02.1997 № 133-п.
Согласно абзацам 7 и 8 п. 2.3 Условий сточные воды, подлежащие совместному отведению и очистке с бытовыми сточными водами от населения, не должны содержать вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) в воде водоема; содержать только минеральные загрязнения.

В соответствии с п. 6.3 Постановления Правительства РФ № 167 в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут: засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод.
Исходя из вышеизложенных положений п. 6.3 Постановления Правительства РФ № 167 определяя условия, при которых сточные воды, подлежащие совместному отведению и очистке с бытовыми сточными водами от населения, не должны содержать вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) в воде водоема и не должны содержать только минеральные загрязнения заинтересованное лицо не нарушило норм законодательства. При этом оспариваемые положения, по мнению суда не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Оспаривая положения п. 4.6, п. 5.1, п. 5.2, п. 5.5, п. 6.2 и третьего абзаца п. 1.1 Приложения № 1 Условий заявитель считает, что указанные положения не соответствуют п. 64 и п. 88 Постановления Правительства РФ № 167, а также положений Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции", ставят в неравное положение сторон, создают условий для дискриминации и недобросовестной конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением.
Указанные доводы заявителя судом отклоняются, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 4.6 Условий результаты анализов количественного и качественного состава сточных вод и замеров загазованности считаются действительными до повторного контрольного отбора проб МУП "Водоканал", замера загазованности и распространяются на весь объем сточных вод за этот период. Весь этот период коэффициент повышенной надбавки остается неизменным.
Согласно п. 5.1 Условий Постоянное наблюдение за количеством, качеством сточных вод и загрязняющих веществ, сбрасываемых в систему коммунальной канализации города (поселка), осуществляется Абонентом, за счет собственных средств путем:
- анализа сточных вод в контрольных колодцах, а также до и после комплекса локальных очистных сооружений, выполненного в аккредитованной (аттестованной) лаборатории;
- замеров количества отводимых сточных вод на выпусках в систему канализации города;
- отбора и анализа проб сточных вод не реже 1 раза в месяц, производимого в соответствии с инструкцией по отбору проб для анализа сточных вод НВН 33-5.3.01-85, ГОСТ-Р 51.599-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб", Приложением 1 (инструкция о порядке отбора проб для контроля качества сточных вод).
На основании п. 5.2 Условий Абоненты обязаны ежемесячно представлять МУП "Водоканал" отчетные сведения об объемах и качественном составе сточных вод, а также режиме их сброса. Абонент несет ответственность за достоверность отчетных данных.
Согласно п. 5.5 Условий результаты анализов сточных вод Абонентов считаются действительными в течение месяца и распространяются на весь объем сточных вод за этот период.
В соответствии с п. 6.2 Условий за сброс загрязняющих веществ, запрещенных к приему в системы канализации, а также за залповый сброс, взимается дополнительная плата в семикратном размере тарифа за каждый вид загрязнений, за фактический объем водоотведения (с момента обнаружения до прекращения нарушения по сбросу сточных вод), подтверждаемого повторным контрольным анализом, выполняемым МУП "Водоканал" по требованию и за счет средств Абонента".
Как следует из третьего абзаца п. 1.1 Приложения № 1 Условий Абонент ежемесячно предоставляет МУП "Водоканал" результаты лабораторных исследований, выполненные за счет собственных средств, к окончанию расчетного периода. Работы по отбору ежемесячных проб, их хранению и доставке осуществляются Абонентом. Абонент несет ответственность за их доставку и сохранность, оформление документов на прием проб в аттестованной (аккредитованной) на данный вид деятельности лаборатории, которая осуществляет химический анализ сточных вод, за счет средств Абонента. Отбор проб производится в присутствии ответственного представителя МУП "Водоканал". Проба, отобранная без представителя МУП "Водоканал" считается не действительной и не принимается к расчету платы.
Согласно п. 64 Постановления Правительства РФ № 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В соответствии с п. 88 Постановления Правительства РФ № 167 абонент (заказчик) обязан:
своевременно заключать договор на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод;
обеспечивать выполнение условий договора и требований настоящих Правил;
обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;
обеспечивать сохранность пломб на средствах измерений, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других водопроводных устройствах, находящихся на его территории;
обеспечивать учет получаемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод;
осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля;
соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 настоящих Правил;
своевременно производить оплату организации водопроводно-канализационного хозяйства за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества;
обеспечивать беспрепятственный доступ представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства на узлы учета абонента, а также к контрольным канализационным колодцам для отбора проб;
принимать меры по рациональному использованию питьевой воды, соблюдению лимитов водопотребления и нормативов водоотведения;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарного водоснабжения, включая пожарные гидранты, задвижки, краны, установки автоматического пожаротушения, устанавливать на видных местах соответствующие указатели согласно требованиям норм противопожарной безопасности;
своевременно уведомлять организацию водопроводно-канализационного хозяйства в случае передачи устройств и сооружений для присоединения к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации другому собственнику, а также при изменении абонентом реквизитов, правового статуса, организационно-правовой формы;
немедленно уведомлять организацию водопроводно-канализационного хозяйства и местные подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о невозможности использования пожарных гидрантов из-за отсутствия или недостаточного напора воды в случаях возникновения аварии на водопроводных сетях абонента;
немедленно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства о всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, которые могут повлечь загрязнение питьевой воды и нанести ущерб здоровью населения, о нарушении работы систем коммунального водоснабжения и (или) канализации либо загрязнении окружающей природной среды;
обеспечить ликвидацию повреждения или неисправности и устранить их последствия;
обеспечивать беспрепятственный доступ представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства к осмотру и проведению эксплуатационных работ на транзитных водопроводных и канализационных сетях, водоводах и коллекторах, находящихся в хозяйственном ведении организации водопроводно-канализационного хозяйства и проходящих по территории абонента;
предоставлять субабонентам возможность присоединения к своим сетям, сооружениям и устройствам только при наличии согласования с организацией водопроводно-канализационного хозяйства;
представлять организации водопроводно-канализационного хозяйства данные о количестве субабонентов и объемах потребляемой ими воды и принятых от них сточных вод и их составе.
Между третьим лицом (Водоканал) и заявителем (Абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ № 2012/499-ПК-НАС от 16.01.2012 г.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору водоотведении организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 2 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ № 167 отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 120. 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с п. 79 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" расчетным периодом для осуществления расчетов потребителей (покупателей) с гарантирующими поставщиками является 1 месяц.
Таким образом, п. 5.2. п. 5.5., абзац третий п. 1.1. Приложения № 1 Условий, касающиеся ежемесячной отчетности и действительности результатов анализов, сделанных Абонентом, в течение месяца, по мнению суда соответствуют требованиям законодательства не нарушают прав и законных интересов заявителя, так как отчетность и лабораторный контроль Абонента осуществляются в расчетный период, который приравнивается к одному месяцу.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 18 Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" (далее - Постановление № 525) отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение.
В соответствии с п. 19 Постановления № 525 отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.
Пунктом 20 Постановления № 525 предусмотрено, что Абоненты обязаны:
а) обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток:
б) содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб;
в) обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод;
г) обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод;
д) обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).
В соответствии с п. 27 Постановления № 525 по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении № 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
Согласно п. 28 Постановления № 525 при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался".
В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился". Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что пункт 5.5 Условий в полном объеме соответствует требованиям действующего законодательства.
Пунктом 29 Постановления № 525. предусмотрено, что при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. Таким образом. Абонент вправе защитить свои права, сделав параллельную пробу.
Пункт 21 Постановления № 525 также дополнительно защищает права Абонента, так как организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.
На основании п. 4 ст. 30 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, подают в организацию, осуществляющую водоотведение, декларацию о составе и свойствах сточных вод, в которой, в частности, указываются нормативы допустимых сбросов абонентов, лимиты на сбросы. В случае, если абонентом допущено нарушение декларации о составе и свойствах сточных вод, абонент обязан незамедлительно проинформировать об этом организацию, осуществляющую водоотведение.
В соответствии с п. 44 Постановления Правительства РФ № 167 учет полученной питьевой воды или сбрасываемых сточных вод, ведение и хранение необходимой документации по учету (журналы, диаграммы, дискеты и т.п.), выполнение расчетов и составление отчетных документов по определению количества полученной питьевой воды (сброшенных сточных вод) за расчетный период осуществляются абонентом.
В силу п. 46 Постановления Правительства РФ № 167 снятие показаний средств измерений, служащих для расчетов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, и представление сведений об объемах полученной питьевой воды (сброшенных сточных вод) производятся абонентом в сроки, определяемые договором.
Согласно п. 47 Постановления Правительства РФ № 167 организация водопроводно-канализационного хозяйства контролирует правильность снятия абонентами показаний средств измерений и представления ими сведений об объемах полученной питьевой воды (сброшенных сточных вод).
В соответствии с п. 64 Постановления Правительства РФ № 167 Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пунктом 65 Постановления Правительства РФ № 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах
Согласно п. 66 Постановления Правительства РФ абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
Пункт 67 Постановления Правительства РФ № 167 предусматривает, что анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
Согласно п. 87 Постановления Правительства РФ № 167 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана: проводить производственный лабораторный контроль качества питьевой воды и сбрасываемых в водные объекты сточных вод. Пункт 88 Постановления Правительства РФ № 167 содержит обязанности абонента.
Таким образом, законодателем установлено четкое разграничение полномочий и обязанностей организаций водопроводно-канализационного хозяйства и Абонента по контролю за качеством и количеством сбрасываемых сточных вод Абонентом.
При этом законодателем установлена безусловная обязанность организации, осуществляющей прием сточных вод, на проведение контроля качества и количества сточных вод, принимаемых от Абонента.
Абонент в свою очередь обязан осуществлять свой личный лабораторный контроль качества сбрасываемых сточных вод, путем заполнения соответствующей декларации.
Исходя из изложенного суд пришел к выводу, что оспариваемые положения Условий соответствуют действующему законодательству и на нарушают прав и законных интересов заявителя.
При этом суд принимает во внимание, что в силу положений Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" МУП "Водоканал" в данном случае является контролирующей организацией осуществляющей контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, в связи с чем, доводы заявителя о неравном положении сторон, дискриминацией, создания условий для недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положением судом отклоняются.
Вместе с тем суд считает, что требования заявителя в части признания недействующим п. 7 и п. 8 таблицы № 4 Приложения № 2 Условий, п. 4.4 и п. 5.2 приложения № 1 Условий заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Согласно пункту 4.2. Постановление Правительства Свердловской области № 133-п по качеству сточных вод организации ВКХ устанавливают абонентам допустимые концентрации (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, исходя из утвержденных для предприятий ВКХЗ областным комитетом охраны природы или его территориальным органом предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ на выпусках систем канализации в водные объекты с учетом эффективности очистки (задержания) загрязняющих веществ на очистных сооружениях систем канализации, а также действующих "Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов".
Таким образом для абонентов предельно допустимые концентрации (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, должны быть выше, чем утвержденные для предприятий ВКХЗ, поскольку, указанные показатели установлены предприятий ВКХЗ с учетом эффективности очистки (задержания) загрязняющих веществ на очистных сооружениях систем канализации.
Как следует из решения Министерства природных ресурсов Свердловской области от 06.08.09 N66-140105005-Б-РСБХ-С-2009-00211/00 о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод с хоз. бытовых очистных сооружений в болото Сагринское (приток реки Полдневка) для МУП "Водоканал ГО Верхняя Пышма" предельно допустимые концентрации нитритов утверждены в размере 0,44 г/м3, азот нитритов - 0,11, нитратов - в размере 24.2 г/м3, азот нитратов - 5,5, в то же время, согласно п. 7 и п. 8 Условий для абонентов утверждены предельно допустимые значения нитрит-ионов составляет 0,3 мг/л, нитрат-ионов - 4,0. Исходя из представленной заявителем таблицы сравнений нормативов ДК загрязняющих веществ предельные значения для абонентов, установлены ниже, чем для предприятия ВКХЗ, что не соответствует п. 4.2 Постановление Правительства Свердловской области № 133-п.
В судебном заседании 25 июля 2013 года судом был объявлен перерыв до 26 июля 2013 года для представления заинтересованным лицом пояснений относительно указанных обстоятельств, а также расчетов, на основании которых были установлены предельные значения в Условиях.
Как следует из письменных объяснений третьего лица при включении в Условия указанных показаний нитрит-ионов и нитрат-ионов принималось во внимание, что концентрация азота аммонийного в Условиях более высокая, чем в решении. Между тем, по мнению суда, установление более высокого значения азота аммонийного в Условиях по сравнению с установленным в решении не свидетельствует о возможности установления показаний нитрат-ионов и нитрит-ионов в Условиях ниже, чем в решении о предоставлении водного объекта в пользование. При этом соответствующих расчетов заинтересованным лицом не представлено.
Представленная третьим лицом таблица значений концентрации нитрат-иона и нитрит-иона на входе на очистные сооружения п. Исеть в 2012 году, по мнению суда, не свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.

Что касается п. 4.4 и п. 5.2 приложения № 1 Условий представитель заинтересованного лица обоснованность заявленных обществом требований признал, пояснил, что в связи с принятием Постановления Правительства № 525 от 27.06.2013 г. "Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" указанные положения не являются актуальными, соответственно при возникновении спорной ситуации организацией водопроводно-канализационного хозяйства отбор контрольных проб и разрешение спорной ситуации будет осуществляться согласно требованиям п. Постановления Правительства РФ № 525.
Согласно п. 4.4 Условий при плановом отборе МУП "Водоканал" приглашает к отбору проб и контрольному замеру загазованности представителей Абонента в течение одного часа с момента устного или письменного уведомления. Так же возможен отбор проб сточных вод Абонента в любое время суток без предварительного извещения.
В соответствии с п. 5.2 Приложения № 1 к Условиям при этом если обе лаборатории аккредитованы, то за истинное значение принимают результат, полученный в лаборатории, аккредитованной не только на техническую компетентность, но и на независимость
В случае если обе лаборатории аккредитованы на техническую компетентность и независимость. Абонент вправе обратиться в соответствующий Орган по аккредитации для оценки деятельности лабораторий. Орган по аккредитации, на основании результатов проверки деятельности этих лабораторий по правилам, установленным Госстандартом России принимает окончательное решение по рассматриваемому вопросу".
В соответствии с п. 66 Постановления Правительства РФ № 167 абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
Согласно п. 68 Постановления Правительства РФ № 167 при отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.
Если результаты анализов указанных проб с учетом метрологических характеристик методик анализа расходятся, за истинное значение принимаются результаты, полученные в независимой аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории).
В случае если обе лаборатории аттестованы и (или) аккредитованы, то абонент вправе обратиться в орган по аккредитации, который на основании соответствующей проверки результатов анализов этих лабораторий принимает окончательное решение по рассматриваемому вопросу.
В силу п. 90 Постановления Правительства РФ № 167 абонент имеет право произвести параллельную контрольную пробу сточных вод и ее анализ в независимой аттестованной и (или) аккредитованной в установленном порядке лаборатории.
Согласно п. 19 и п. 21 Постановления Правительства РФ № 525 от 21 июня 2013 г. "Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента. Организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.
Исходя из вышеизложенных норм оспариваемые положения Условий (п. 4.4 и п. 5.2 приложения № 1) не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно ст. 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешаются судом в судебном акте. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При таких обстоятельствах уплаченную заявителем при подаче заявления в арбитражный суд государственную пошлину в размере 2000 рублей следует взыскать с Администрации городского округа г. Верхняя Пышма.
При изготовлении резолютивной части решения судом была допущена опечатка в части указания даты оглашения резолютивной части решения. Учитывая, что резолютивная часть решения была оглашена в судебном заседании 26 июля 2013 года, указанная опечатка не влияет на существо решения, она подлежит исправлению при изготовлении решения в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные Открытым акционерным обществом "Первая нерудная компания" требования удовлетворить частично.
2. Признать недействующим п. 7 и п. 8 таблицы № 4 Приложения № 2 "Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной и канализации городского округа Верхняя Пышма", утвержденных Постановлением Администрации городского округа Верхняя Пышма № 2188 от 01.11.10, в части указания концентрации нитрит-ионов и нитрат-ионов в размере ниже установленного решением Министерства природных ресурсов Свердловской области о предоставлении водного объекта в пользование от 06.08.09, как несоответствующие п. 4.2 Постановления Правительства Свердловской области № 133-п от 14.02.1997 года; п. 4.4 "Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной и канализации городского округа Верхняя Пышма", утвержденных Постановлением Администрации городского округа Верхняя Пышма № 2188 от 01.11.10, как несоответствующий п. 66, 68 и 90 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167 и пунктам 19 и 21 Постановления Правительства РФ № 525 от 21.06.13; п. 5.2 приложения № 1 "Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной и канализации городского округа Верхняя Пышма", утвержденных Постановлением Администрации городского округа Верхняя Пышма № 2188 от 01.11.10, как несоответствующий п. 68 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167.
Признать пункты 2, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 24 и 25 Таблицы № 4 Приложения № 2, абзацы 7, 8 пункта 2.3, п. 4.6, п. 5.1, п. 5.2, п. 5.5, п. 6.2, первое предложение третьего абзаца п. 1.1 приложения № 1, последнее предложение третьего абзаца п. 1.1 приложения № 1 "Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации городского округа Верхняя Пышма", утвержденных Постановлением Администрации городского округа Верхняя Пышма № 2188 от 01.11.10, соответствующими положениям Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06 "О защите конкуренции", Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167, Постановления Правительства Свердловской области № 133-п от 14.02.1997 и отказать в удовлетворении заявленных требований в данной части.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) взыскать с Администрации городского округа г. Верхняя Пышма в пользу Открытого акционерного общества "Первая нерудная компания" 2000 (две тысячи) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
5. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
П.Н.КИРЕЕВ

Судьи
И.В.ГОРБАШОВА
С.Е.КАЛАШНИК


------------------------------------------------------------------