Решение Свердловского областного суда от 20.12.2013 по делу N 3-69/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 7 Ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории города Нижний Тагил, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП >



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 2013 г. по делу № 3-69/2013

Свердловский областной суд в составе:
судьи Соболевой Т.Е.,
с участием прокурора Куриловича И.А.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х. о признании недействующим в части приложения к постановлению Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года № 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 22 мая 2013 года № 655-ПП),

установил:

30 декабря 2011 года Правительством Свердловской области было принято постановление № 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области", действующее в редакции постановления Правительства Свердловской области от 22 мая 2013 года № 655-ПП.
Пунктом 2 постановления утверждены ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории города Нижний Тагил (подпункт 43). Согласно пункту 7 Ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории города Нижний Тагил, ставка арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, огородничества, относящихся к категории земель и виду разрешенного использования земельных участков - земли населенных пунктов, составляет 10,4.
Указанное постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года № 1855-ПП было опубликовано в официальных средствах массовой информации - "Областной газете" № 32-35 28 января 2012 года, № 36-39 31 января 2012 года, № 40-43 01 февраля 2012 года и в "Собрании законодательства Свердловской области" 2011 № 12-8, № 12-9 ст. 2287.
Заявитель Х. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим с 01 января 2013 года пункта 7 Ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории города Нижний Тагил, по основанию противоречия принципу экономической обоснованности, предусмотренному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В обоснование заявления заявитель Х. указала, что по договору аренды, заключенному с муниципальным образованием "город Нижний Тагил" 07 ноября 2005 года на срок с 03.05.2005 по 03.05.2015 является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 672 кв. метра, с кадастровым номером N, с разрешенным использованием под огород. Размер арендной платы по договору аренды земельного участка согласно оспариваемому постановлению за 2012 год составил <...> рублей, который по сравнению с 2011 годом увеличился в 80 раз, чем нарушено ее право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Представители Правительства Свердловской области в судебном заседании, возражая против удовлетворения заявления, пояснили, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области, были утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом Российской Федерации. На территории Свердловской области в течение 10 лет действовал механизм расчета арендной платы, исходя из ставки земельного налога. С 01 января 2012 года оспариваемым постановлением установлен новый порядок определения ставок арендной платы за земельные участки от актуализированной кадастровой стоимости земельных участков, результаты которой утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 года № 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области". Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и данных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Арендная ставка (средний показатель) устанавливается для определенного вида разрешенного использования земель. Согласно отчету СОГУП "О" при проведении анализа была экономически обоснована ставка арендной платы за земельные участки, используемые для ведения садоводства и огородничества, на территории города Нижний Тагил в размере 10,4% от кадастровой стоимости, которая была утверждена оспариваемым постановлением. Установление данной ставки осуществлялось в соответствии с основными принципами определения арендной платы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, выслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования, распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В силу положений пункта 4 статьи 22, пунктов 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу статьи 9 Устава Свердловской области и статьи 1 Областного закона от 04 ноября 1995 года № 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области.
Таким образом, анализ приведенных норм свидетельствует о том, что Правительством Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством, и компетенцией принято постановление, которым утверждена оспариваемая ставка арендной платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года № 1855-ПП утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области (далее по тексту - Положение), которым предусмотрено, что размер арендной платы за земельные участки определяется в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, если иное не установлено законодательством (пункт 4), и установлена формула, по которой определяется годовой размер арендной платы за земельные участки, в которую включается: кадастровая стоимость арендуемого земельного участка; ставка арендной платы, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области; понижающий коэффициент для отдельных категорий лиц, установленный постановлением Правительства Свердловской области; коэффициент увеличения, ежегодно устанавливаемый Правительством Свердловской области, с учетом показателей инфляции (сводного индекса потребительских цен), предусматриваемых прогнозом социально-экономического развития Свердловской области на очередной год (пункт 5).
Таким образом, оспариваемая заявителем ставка арендной платы используется в формуле расчета размера арендной платы в качестве одного из ее элементов. При расчете размера арендной платы учитывается показатель кадастровой стоимости земельного участка.
Принцип экономической обоснованности, исходя из которого определяется арендная плата, предполагает установление ее в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования. Следовательно, дифференциация ставки арендной платы возможна по критериям, определяющим экономическую характеристику той или иной категории земельных участков, критериями при определении доходности земельного участка являются категории земель и их разрешенное использование.
С учетом того, что кадастровая оценка земель осуществляется исходя из классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования, суд приходит к выводу о том, что расчет арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка обеспечивает установление арендной платы в зависимости от доходности земельного участка и, соответственно, соблюдение принципа экономической обоснованности, а также принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы.
Следовательно, доводы заявителя в указанной части являются несостоятельными и не могут быть приняты судом во внимание. Кроме того, утверждение оспариваемой ставки арендной платы соответствует также установленным федеральным законодательством иным принципам: предсказуемости расчета размера арендной платы; учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; запрета необоснованных предпочтений, что следует из утвержденного Положения.
Заявителем оспаривается утвержденная Правительством Свердловской области ставка арендной платы в размере 10,4 процентов от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, огородничества, относящихся в категории земель и виду разрешенного использования земельного участка - земли населенных пунктов, расположенных на территории города Нижний Тагил.
Установление величины ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков входит в установление порядка определения размера арендной платы, что применительно к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и к земельным участкам, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом федеральным законодательством не предусмотрена единая методика расчета ставок арендной платы. Следовательно, является необоснованной ссылка представителя заявителя на подпункт "в" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, которые не регулируют спорные правоотношения.
В судебном заседании было установлено, что во исполнение Государственного контракта № ГК-95 от 15 декабря 2010 года специализированным областным государственным унитарным предприятием "Ц" Свердловской области 24 декабря 2010 года был составлен и утвержден отчет "Формирование перечня земельных участков по видам разрешенного использования по муниципальным образованиям: город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, муниципальное образование город Каменск-Уральский, Полевской городской округ". В результате исследования был сформирован перечень земельных участков по видам разрешенного использования и предложен расчет ставок арендной платы за земельные участки, базирующийся на видах разрешенного использования земельных участков, применяемых для расчета кадастровой стоимости, обеспечивающий сохранение уровня доходов бюджетов муниципальных образований от сдачи в аренду земельных участков, и сделан вывод о том, что переход на определение ставок арендной платы в процентах от кадастровой стоимости позволит обеспечить получение дополнительного экономического эффекта в повышении сборов от арендной платы за использование земельных участков в региональных и муниципальных бюджетах. Согласно перечню земельных участков по видам разрешенного использования по муниципальному образованию город Нижний Тагил (приложение "А") в пункте 7 определен вид - земельные участки, предоставленные для ведения садоводства, огородничества, с указанием ставки, ранее согласованной муниципальным образованием, в размере 10,4.
При этом проверка экономической обоснованности расчета не относится к компетенции суда в рамках дела, рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля.
В дальнейшем главой города Нижний Тагил, как органом местного самоуправления, которым осуществляется распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", 02 ноября 2011 года в адрес уполномоченного лица Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области был направлен для рассмотрения и дальнейшего утверждения проект согласованных ставок арендной платы за земельные участки, расположенные на территории города Нижний Тагил, также с указанием ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные для ведения садоводства, огородничества, в размере 10,4.
Таким образом, суд приходит к выводу, что утверждение ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области, в том числе в части оспариваемой заявителем, были утверждены Правительством Свердловской области, как компетентным органом, в соответствии с вышеуказанными положениями федерального законодательства.
Доводы заявителя о нарушении права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, суд находит несостоятельными, поскольку арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования. Данный объективный критерий, не зависящий как от воли арендодателя, так и арендатора и исключающий возможность неравного положения лиц, вступающих в арендные отношения в качестве арендаторов, был учтен Правительством Свердловской области.
Согласно статье 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд проверяет нормативный правовой акт на предмет его соответствия действующим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим оспариваемого в части приложения к постановлению Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года не имеется, поскольку нормативный правовой акт принят управомоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в пределах предоставленных полномочий, в оспариваемой части соответствует требованиям федерального законодательства, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Руководствуясь статьями 194, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления Х. о признании недействующим в части приложения к постановлению Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года № 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 22 мая 2013 года № 655-ПП).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Судья
Т.Е.СОБОЛЕВА


------------------------------------------------------------------