Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.12.2013 по делу N А60-35830/2013 <О признании частично недействующим Положения "О порядке передачи в аренду муниципального имущества Белоярского городского округа", утв. Решением Думы Белоярского городского округа от 26.08.2009 N 100 >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. по делу № А60-35830/2013

Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2013 года
Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи И.В. Евдокимова, судей Е.Г. Италмасовой, Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Новоселовой, рассмотрел в судебном заседании 06.12.2013 дело по заявлению
Прокуратуры Свердловской области (далее - Заявитель)
к Думе Белоярского городского округа (далее - Ответчик)
о признании нормативного правового акта недействующим
при участии в судебном заседании
от Заявителя: Л.В. Зобнина, представитель по доверенности от 27.12.12
от Ответчика: не явился, извещен
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Заявитель просит признать недействующими абзацы 2, 3, 6, 7 п. 2.1, п. 2.2 в части слов "Срок рассмотрения заявления - один месяц", п. 3.1 в части слов "На основании распоряжения главы Белоярского городского округа о целевом предоставлении имущества в аренду", п. 3.2, 6.1 Положения "О порядке передачи в аренду муниципального имущества Белоярского городского округа", утвержденного решением Думы Белоярского городского округа от 26.08.2009 № 100 (в редакции решений Думы Белоярского городского округа от 23.12.2009 № 137, от 21.04.2010 № 21) как несоответствующими Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Приказу Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67.
Ответчик возражений по существу не представил.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения, суд

установил:

В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Решением Думы Белоярского городского округа от 26.08.2009 № 100 утверждено Положение "О порядке передачи в аренду муниципального имущества Белоярского городского округа" (далее - Положение).
Данное решение опубликовано в газете "Новое знамя" № 35 от 03.09.2009 ("Официальный вестник" № 31).
Решениями Думы Белоярского городского округа от 23.12.2009 № 137 "О внесении изменений в Положение "О порядке передачи в аренду муниципального имущества Белоярского городского округа", утвержденное решением Думы Белоярского городского округа от 26.08.2009 № 100", от 21.04.2010 № 21 "О внесении изменений в Положение "О порядке передачи в аренду муниципального имущества Белоярского городского округа", утвержденное решением Думы Белоярского городского округа от 26.08.2009 № 100 (с изменениями, внесенными решением Думы Белоярского городского округа от 23.12.2009 № 137)" в указанное Положение внесены изменения.
Положение устанавливает единые правовые нормы - правила передачи муниципального имущества в аренду, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, унитарными предприятиями и учреждениями, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципального образования.
Согласно п. 2.1 Положения заявление на предоставление в аренду Имущества оформляется заявителем в виде письма или в форме, установленной Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа (далее - Комитет) (в случае выставления права аренды на торги), с обязательным приложением следующих документов:
- копии свидетельства о государственной регистрации заявителя;
- копии свидетельства о постановке на налоговый учет заявителя;
- выписки из реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
- копии паспорта индивидуального предпринимателя;
- согласия балансодержателя Имущества на предоставление его в аренду.
Заявление без приложения обязательных документов рассмотрению не подлежит.
Согласно ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 утверждены "Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества" (далее - Правила).
Пунктами 52, 121 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, предусмотрен перечень документов, который должна содержать заявка на участие в конкурсе или аукционе на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.
В силу п. п. 53, 122 Правил не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных вышеуказанными пунктами.
Таким образом, перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе или аукционе, установлен антимонопольным органом, является исчерпывающим и не может быть расширен органом местного самоуправления.
Свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, о постановке на налоговый учет, согласие балансодержателя Имущества на предоставление его в аренду в названном приказе ФАС России не поименовано.
Согласно ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным образом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Аналогичные положения закреплены в ст. ст. 18, 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В соответствии с п. 3 ст. 120 ГК РФ особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Действующим гражданским законодательством предусмотрена возможность отдельного регулирования правового статуса некоторых видов учреждений путем принятия специальных нормативных актов, устанавливающих, в том числе, и особенности правового режима имущества таких учреждений.
Распоряжение имуществом учреждений осуществляется по общим правилам, установленным ст. 298 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ автономное и бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным автономным или бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления, автономное и бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Согласно ч. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
В соответствии с п. 4 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", - уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
Таким образом, имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, распоряжаются предприятие или учреждение, в том числе с согласия собственника, которые являются и организаторами конкурса или аукциона. Собственник имущества вправе распорядиться только изъятым у учреждения имуществом.
Из смысла абз. 6 в совокупности с абз. 1 п. 2.1 Положения следует, что организатором конкурса или аукциона на право заключения договора аренды в отношении имущества, переданного предприятию или учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, выступает Комитет, который и распоряжается данным имуществом. Титульный владелец выражает только свое согласие на предоставление имущества в аренду.
Пунктом 24 Правил, утвержденных приказом ФАС от 10.02.2010 № 67, установлен перечень случаев, когда заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе, в том числе непредставление документов, предусмотренных п.п. 52, 121 Правил.
Согласно п. п. 59, 126, 127 Правил каждый конверт с заявкой на участие в конкурсе и каждая поданная в форме электронного документа заявка на участие в конкурсе, поступившие в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируются организатором конкурса или специализированной организацией. Каждая заявка на участие в аукционе, поступившая в срок, указанный в извещении о проведении аукциона, регистрируется организатором аукциона или специализированной организацией. Полученные после окончания установленного срока приема заявок на участие в аукционе заявки не рассматриваются и в тот же день возвращаются соответствующим заявителям.
Следовательно, заявка не подлежит рассмотрению только в случае получения ее после окончания установленного срока приема заявок на участие в аукционе. Отсутствие необходимых документов является основаниями отказа конкурсной или аукционной комиссии в допуске к участию хозяйствующего субъекта в конкурсе или аукционе.
Абзацем 7 п. 2.1 Положения предусмотрено, что в отсутствие документов, обязательное приложение которых к заявлению предусмотрено данным пунктом, заявление рассмотрению не подлежит.
На основании изложенного, абз. 2, 3, 6 п. 2.1 Положения не соответствуют ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п.п. 52, 53, 122, 123 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67.
Кроме того, абз 6 п. 2.1 Положения противоречит ст. ст. 294, 295, 296, 298 ГК РФ, ст. ст. 18, 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 4 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.
Абзац 7 п. 2.1 Положения не соответствует ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п.п. 24, 59, 126, 127 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.
Пунктом 2.2 Положения предусмотрено, что заявление регистрируется Комитетом в день поступления. Срок рассмотрения заявления - один месяц.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п.п. 29, 103 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе, извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Таким образом, п. 2.2 Положения в части слов "Срок рассмотрения заявления - один месяц" противоречит ч. 5.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п.п. 29, 103 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, поскольку ограничивает срок рассмотрения заявок на право заключения договора аренды имуществом до 1 месяца.
В соответствии с абз. 1 п. 3.1 Положения на основании распоряжения главы Белоярского городского округа о целевом предоставлении Имущества в аренду, согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной помощи, результатов конкурса или аукциона на право заключения договора аренды Комитет в 10-дневный срок оформляет проект договора аренды Имущества и направляет его для подписания арендатору.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Исключения из общего правила поименованы в данной статье закона.
Из указанного выше пункта Положения следует, что муниципальное имущество может быть передано в аренду без соблюдения конкурсных процедур на основании распоряжения главы Белоярского городского округа о целевом предоставлении имущества в аренду.
На основании изложенного п. 3.1 в части слов "На основании распоряжения главы Белоярского городского округа о целевом предоставлении Имущества в аренду" Положения не соответствуют ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно п. 3.2 Положения в случае отсутствия сведений от арендатора о согласии подписать договор в течение пятнадцати дней с момента получения проекта договора решение о передаче Имущества в аренду утрачивает силу, а проект договора аннулируется.
В силу ч. 5 ст. 448 ГК РФ если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
В силу п.п. 97, 150 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 в случае если победитель конкурса признан уклонившимся от заключения договора, организатор конкурса вправе обратиться в суд с иском о понуждении победителя конкурса заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора, либо заключить договор с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер. При этом заключение договора для участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, является обязательным. В случае уклонения участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, от заключения договора организатор конкурса вправе обратиться в суд с иском о понуждении такого участника заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора. В случае если договор не заключен с победителем конкурса или с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, конкурс признается несостоявшимся.
На основании изложенного п. 3.2 Положения не соответствует ч. 5 ст. 448 ГК РФ, ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п.п. 97, 150 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, поскольку предусматривает иной срок и порядок заключения договора аренды.
Согласно п. 6.1 Положения имущество, включенное в перечень муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может быть передано в аренду только субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на срок не менее трех лет.
В соответствии с п. 4.3 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) должен составлять не менее чем пять лет. Срок договора может быть уменьшен на основании поданного до заключения такого договора заявления лица, приобретающего права владения и (или) пользования.
Пункт 6.1 устанавливает более короткий срок, чем предусмотрен законодательством, заключения договоров аренды в отношении имущества, включенного в указанный перечень, в связи с чем противоречит 4.3 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействующими абзацы 2, 3, 6, 7 пункта 2.1, пункт 2.2 в части слов "Срок рассмотрения заявления - один месяц", пункт 3.1 в части слов "На основании распоряжения главы Белоярского городского округа о целевом предоставлении Имущества в аренду", пункты 3.2, 6.1 Положения "О порядке передачи в аренду муниципального имущества Белоярского городского округа", утвержденного решением Думы Белоярского городского округа от 26.08.2009 № 100 (в редакции решений Думы Белоярского городского округа от 23.12.2009 № 137, от 21.04.2010 № 21) как несоответствующими Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Приказу Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67.
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
И.В.ЕВДОКИМОВ

Судьи
Е.Г.ИТАЛМАСОВА
Л.Ф.САВИНА


------------------------------------------------------------------