Постановление Уставного Суда Свердловской области от 06.12.2013 "По делу о соответствии Уставу Свердловской области абзацев 1 и 2 пункта 2.2, пункта 3.3.8 "Положения о порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории Режевского городского округа", утвержденного Решением Режевской Думы от 16 февраля 2011 года N 13, в связи с запросом гражданина П.В. Щербакова"



УСТАВНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2013 года

ПО ДЕЛУ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АБЗАЦЕВ 1 И 2 ПУНКТА 2.2, ПУНКТА 3.3.8 "ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА
ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СОБСТВЕННОСТЬ
БЕСПЛАТНО НА ТЕРРИТОРИИ РЕЖЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА",
УТВЕРЖДЕННОГО РЕШЕНИЕМ РЕЖЕВСКОЙ ДУМЫ
ОТ 16 ФЕВРАЛЯ 2011 ГОДА № 13, В СВЯЗИ
С ЗАПРОСОМ ГРАЖДАНИНА П.В. ЩЕРБАКОВА

Уставный Суд Свердловской области в составе председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей Н.А. Жилина, Н.Г. Крисько, В.Д. Мостовщикова,
с участием гражданина П.В. Щербакова, обратившегося с запросом в Уставный Суд, и представителя Режевской Думы О.В. Нетисовой,
руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 73, 83 - 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области абзацев 1 и 2 пункта 2.2, пункта 3.3.8 "Положения о порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории Режевского городского округа", утвержденного Решением Режевской Думы от 16 февраля 2011 года № 13, в связи с запросом гражданина П.В. Щербакова.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданина П.В. Щербакова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Свердловской области положения оспариваемого в запросе муниципального правового акта.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Н.Г. Крисько, объяснения заявителя, представителя Режевской Думы, а также мнения приглашенных в заседание представителей: Администрации Режевского городского округа - Е.М. Гайбович и Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - С.С. Лазаревой, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области

УСТАНОВИЛ:

1. В Уставный Суд Свердловской области обратился гражданин Щербаков Павел Владимирович с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области "Положения о порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории Режевского городского округа", утвержденного Решением Режевской Думы от 16 февраля 2011 года № 13 (далее - Положение о порядке предоставления земельных участков).
После принятия дела к производству Уставным Судом, Решением Режевской Думы от 18 сентября 2013 года № 63 в Положение о порядке предоставления земельных участков были внесены изменения.
Заявитель как ветеран боевых действий, постоянно проживающий в городе Реж, в 2010 году включен в список очередности на предоставление в собственность однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории Режевского городского округа.
По мнению заявителя, нормы оспариваемого им муниципального правового акта необоснованно расширяют круг лиц, имеющих преимущества при предоставлении земельных участков, включая в список на внеочередное предоставление земельных участков граждан, являющихся одинокими родителями, воспитывающими несовершеннолетних детей, но не отнесенных действующим законодательством к многодетным, что нарушает его права и противоречит Уставу Свердловской области. Кроме того, в оспариваемый акт включены условия постановки на учет многодетных граждан, не предусмотренные областным законодательством.
В связи с изменениями, внесенными в Положение о порядке предоставления земельных участков до начала рассмотрения дела, заявитель в ходе судебного заседания пояснил, что просит признать не соответствующим Уставу Свердловской области оспариваемый акт в редакции Решения Режевской Думы от 18 сентября 2013 года № 63, так как в нем сохранены положения, нарушающие его права и не соответствующие Уставу Свердловской области.
Порядок ведения учета граждан для целей предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства в новой редакции (пункты 4.1 - 4.18) оспариваемого Положения воспроизводит Постановление Правительства Свердловской области от 26 сентября 2012 года № 1052-ПП "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, однократно бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства и о внесении изменений в порядок и условия предоставления однократно бесплатно в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области, в пределах полномочий Свердловской области в соответствии с законодательством, утвержденные Постановлением Правительства Свердловской области от 12 декабря 2011 года № 1682-ПП" (далее - Постановление Правительства Свердловской области от 26 сентября 2012 года № 1052-ПП), которое заявителем не оспаривается, носит информационный, а не нормативный характер в оспариваемом муниципальном правовом акте и, в соответствии с правовой позицией Уставного Суда Свердловской области, не может быть предметом рассмотрения в данном деле (Постановления от 23 мая 2000 года, 26 июня 2000 года).
Заявитель оспаривает Положение о порядке предоставления земельных участков в целом. Однако, как установлено в ходе рассмотрения дела, его права затрагиваются лишь отдельными нормами оспариваемого акта (абзацы 1 и 2 пункта 2.2, пункт 3.3.8). В отношении нормативных положений, содержащихся в этих пунктах, заявитель приводит доводы и обосновывает их несоответствие Уставу Свердловской области.
Таким образом, предметом рассмотрения Уставным Судом Свердловской области в данном деле являются нормативные положения абзацев 1 и 2 пункта 2.2, пункт 3.3.8 "Положения о порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории Режевского городского округа", утвержденного Решением Режевской Думы от 16 февраля 2011 года № 13, в редакции Решения Режевской Думы от 18 сентября 2013 года № 63.
Иные правовые нормы, содержащиеся в указанном Положении, в данном деле не рассматриваются.
2. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются различные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Органы государственной власти Свердловской области в пределах их полномочий обеспечивают государственные гарантии прав человека и гражданина в сфере социальной защиты населения, в частности предоставляют меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в Свердловской области (подпункт 3 статьи 111 Устава Свердловской области).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей и одиноких родителей.
Одной из мер социальной поддержки является предоставление гражданам земельных участков однократно бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 54-7 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года № 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области от 7 июля 2004 года № 18-ОЗ) устанавливает перечень случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, однократно бесплатно в собственность граждан в границах муниципального района или городского округа, расположенного на территории Свердловской области, для индивидуального жилищного строительства.
Правительством Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в пределах своих полномочий устанавливаются условия и порядок предоставления указанных земельных участков гражданам, за исключением граждан, имеющих трех и более детей (пункт 2 статьи 54-7 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года № 18-ОЗ). В порядке реализации этих полномочий Правительство Свердловской области 12 декабря 2011 года приняло Постановление № 1682-ПП "Об утверждении Порядка и условий предоставления однократно бесплатно в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области, в пределах полномочий Свердловской области в соответствии с законодательством" (далее - Постановление Правительства от 12 декабря 2011 года № 1682-ПП), а Режевская Дума - оспариваемое заявителем Положение о порядке предоставления земельных участков.
Таким образом, Режевская Дума, принимая Положение о порядке предоставления земельных участков, действовала в пределах предоставленных ей полномочий.
3. Пункт 2.1.13 Положения о порядке предоставления земельных участков в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 54-7 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года № 18-ОЗ предусматривает предоставление земельных участков на территории Режевского городского округа гражданам, являющимся на день подачи заявлений одинокими родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими несовершеннолетних детей.
Абзац 1 пункта 2.2 оспариваемого Положения устанавливает, что "в соответствии с федеральными законами гражданам, указанным в пунктах 2.1.4 - 2.1.9 настоящего Положения в соответствии с Законом Свердловской области от 7 июля 2004 года № 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" гражданам, указанным в пунктах 2.1.12, 2.1.13 настоящего Положения, предоставляется право на внеочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно".
Уставный Суд Свердловской области принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого правового акта, так и смысл, придаваемый ему правоприменительной практикой (статья 72 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области").
Из буквального смысла двух приведенных нормативных положений оспариваемого муниципального акта следует, что одинокие родители, не отнесенные законодательством к многодетным, пользуются внеочередным правом на получение земельных участков.
При осуществлении правового регулирования органам местного самоуправления следует руководствоваться общими правовыми, территориальными, организационными и экономическими принципами организации местного самоуправления, на основе которых оно и осуществляется (статья 87 Устава Свердловской области). В соответствии с Конституцией Российской Федерации к таким принципам относятся, в частности, принципы законности и равенства. Устав Свердловской области гарантирует защиту и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18).
В соответствии с Постановлением Правительства от 12 декабря 2011 года № 1682-ПП гражданам, являющимся одинокими родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими несовершеннолетних детей (подпункт 13 пункта 4), но при этом не являющимися многодетными, земельные участки должны предоставляться в порядке общей очереди, поскольку данная категория лиц не обладает правом их первоочередного или внеочередного получения (пункты 5 и 6 указанного Постановления).
Таким образом, абзац 1 пункта 2.2 оспариваемого акта, необоснованно расширив круг лиц, имеющих преимущества при предоставлении указанных земельных участков, нарушает принцип законности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими актов и тем самым противоречит статье 87 Устава Свердловской области. Кроме того, Режевская Дума, принимая это нормативное положение, нарушила права граждан на безвозмездное приобретение данных земельных участков на основе равенства, в связи с чем оно противоречит также статьям 2 и 18 Устава Свердловской области.
4. Абзац 2 пункта 2.2 Положения о порядке предоставления земельных участков устанавливает, что "земельные участки предоставляются однократно бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства в случаях, указанных в пунктах 2.1.12 и 2.1.13 настоящего Положения, на основании заявления родителей или лиц, их заменяющих, воспитывающих трех или более несовершеннолетних детей и совместно обратившихся за предоставлением земельного участка, либо одинокого родителя или лица, его заменяющего, воспитывающего трех или более несовершеннолетних детей". В этой части оспариваемого Положения воспроизводится пункт 3 статьи 54-7 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года № 18-ОЗ с дополнением положения, что родители должны обратиться с заявлением совместно, которое содержится в подпункте 5 пункта 1 этого Закона.
Пункт 3.3.8 оспариваемого Положения устанавливает перечень документов для постановки на учет и предоставления однократно в собственность бесплатно земельного участка гражданам, являющимся многодетными родителями и лицами, их заменяющими, среди прочих при подаче заявления они представляют "копии паспортов или иных документов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории Режевского городского округа".
Между тем часть 2 пункта 3 статьи 54-7 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года № 18-ОЗ разрешает многодетным гражданам с их согласия получать земельные участки за пределами границ муниципального района или городского округа, на территории которого они постоянно проживают. Кроме того, Постановлением Правительства Свердловской области от 26 сентября 2012 года № 1052-ПП устанавливается исчерпывающий перечень документов, необходимых для постановки на учет граждан, имеющих трех и более детей. Этим перечнем предусматривается представление копий документов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории Свердловской области, а не Режевского городского округа.
Режевская Дума могла в принимаемом правовом акте воспроизводить нормативные положения областного закона, которые в этом случае носят в данном акте информационный характер. Однако изменять или дополнять воспроизводимые положения областного закона, осуществляя тем самым собственное регулирование общественных отношений, урегулированных областным законодателем, орган местного самоуправления не может.
Осуществив в абзаце 2 пункта 2.2 и пункте 3.3.8 Положения о порядке предоставления земельных участков собственное регулирование порядка подачи заявления многодетными родителями, Режевская Дума вышла за пределы своих полномочий, чем нарушила общие правовые принципы организации местного самоуправления, в связи с чем эти нормы противоречат Уставу Свердловской области, его статье 87.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать абзац 1 пункта 2.2 "Положения о порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории Режевского городского округа", утвержденного Решением Режевской Думы от 16 февраля 2011 года № 13, не соответствующим Уставу Свердловской области (его статьям 2, 18, 87) в части предоставления права на внеочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно гражданам, указанным в пункте 2.1.13, не отнесенным законодательством к многодетным.
2. Признать абзац 2 пункта 2.2 и пункт 3.3.8 "Положения о порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории Режевского городского округа", утвержденного Решением Режевской Думы от 16 февраля 2011 года № 13, не соответствующими Уставу Свердловской области (его статье 87).
3. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в газете "Режевская весть" и в "Вестнике Уставного Суда Свердловской области".


------------------------------------------------------------------