Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.12.2013 по делу N А60-34548/2013 <О признании частично недействующей муниципальной целевой программы "Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Серовского городского округа" на 2013 - 2020 годы", утв. Постановлением Администрации Серовского городского округа от 10.06.2013 N 919>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2013 г. по делу № А60-34548/2013

Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 05 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Л.В. Колосовой, судьей В.В. Окуловой, Л.Ф. Савиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Красовской, рассмотрел дело по заявлению открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ИНН 2607018122)
к Администрации Серовского городского округа Свердловской области
о признании недействующим постановления № 919 от 10.06.2013 в части
при участии в судебном заседании:
от заявителя - И.В. Созинова, представитель, доверенность от 28.11.2012.
от заинтересованного лица - извещен надлежаще, представитель не явился.
Лицу, участвующему в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.


Открытое акционерное общество "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта Муниципальной целевой программы "Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Серовского городского округа" на 2013 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Администрации Серовского городского округа № 919 от 10.06.2013, опубликованной в приложении к газете "Муниципальный вестник" № 23 от 13.06.2013, в части абзаца 3 строки "Исполнители:" раздела 1 "Паспорт программы" и пунктов 1.1.2, 2.12 раздела 4.
Ходатайство заявителя об уточнении требований, согласно которому общество просит признать недействующим нормативный правовой акт муниципальную целевую программу "Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Серовского городского округа" на 2013 - 2020 годы", утвержденную Постановлением Администрации Серовского городского округа № 919 от 10.06.2013, опубликованным в приложении к газете "Муниципальный вестник" № 23 от 13.06.2013, в части абзаца 3 строки "Исполнители:" раздела 1 "Паспорт программы" и пунктов 1.1.2, 2.12 раздела 4 в отношении открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" судом было удовлетворено в судебном заседании 14.11.2013.
Заинтересованное лицо возражает по заявленным требованиям по мотивам, изложенным в отзыве. Администрация Серовского городского округа Свердловской области ссылается на то, что Постановлением Администрации Серовского городского округа от 22.10.2013 № 1744 в оспариваемый нормативный акт (пункты 1.1.2, 2.12 раздела 4) внесены изменения, согласно которым заявитель исключен из числа ответственных исполнителей.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд

установил:

Постановлением Администрации Серовского городского округа № 919 от 10.06.2013, утверждена муниципальная целевая программа "Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Серовского городского округа" на 2013 - 2020 годы". Программа, согласно данному Постановлению № 919 утверждена в целях реализации постановления Правительства Свердловской области от 15.06.2012 г. № 664-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012 - 2016 годы".
Согласно абзацу 3 строки "Исполнители:" раздела 1 "Паспорт программы" исполнители - организации, осуществляющие деятельность по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод.
Пунктами 1.1.2, 2.12 раздела 4 муниципальной программы ОАО "ОГК-2" указано ответственным исполнителем мероприятий по строительству котельной в пос. Энергетиков производительностью до 40 Гкал/ч и модернизации сетей теплоснабжения пос. Энергетиков в 2014 - 1016 годах с указанием на размер финансовых обязательств со стороны ОАО "ОГК-2" 12000000 рублей и 25000000 рублей.
Постановление Администрации Серовского городского округа № 919 от 10.06.2013 с утвержденной программой опубликовано в приложении к газете "Муниципальный вестник" № 23 от 13.06.2013.
Полагая, что Муниципальная целевая программа, утвержденная Постановлением в части вышеуказанных положений, нарушает права и законные интересы открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" и не соответствует актам, имеющим большую юридическую силу, общество обратилось в Арбитражный суд.
Частью 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения.
В связи с этим при определении юридической природы оспариваемого акта арбитражным судам надлежит исходить из оценки его содержания.
Если оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения арбитражным судом решения в установленном порядке отменен, а также если действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены (могли быть нарушены) права и законные интересы заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 1, 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов").
Суд считает, что оспариваемая Муниципальная целевая программа, утвержденная Постановлением Администрации Серовского городского округа № 919 от 10.06.2013 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Серовского городского округа" на 2013 - 2020 годы", является нормативным правовым актом, поскольку содержание его составляют правовые нормы, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц.
Согласно п. 50 ст. 28 Устава Серовского городского округа к полномочиям Администрации городского округа относится разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 44 Устава Серовского городского округа официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов является публикация их полного текста в печатном органе средства массовой информации, учрежденном (определенном) главой администрации городского округа.
Пунктом п. 1 Постановления Главы администрации Серовского городского округа от 07.08.2008 № 839 "Об определении печатного органа средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации" в качестве печатного органа средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации определена газета "Серовский рабочий" и приложение к газете "Серовский рабочий" - "Муниципальный вестник".
Муниципальная целевая программа "Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Серовского городского округа" на 2013 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Администрации Серовского городского округа № 919 от 10.06.2013, принята Администрацией Серовского городского округа в пределах компетенции, установленной Уставом Серовского городского округа и опубликована в приложении к газете "Муниципальный вестник" № 23 от 13.06.2013.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно ч. 1 ст. 192, ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что такой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его Федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как следует из Постановления Администрации Серовского городского округа № 919 от 10.06.2013, муниципальная целевая программа "Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Серовского городского округа" на 2013 - 2020 годы" утверждена в целях реализации постановления Правительства Свердловской области от 15.06.2012 г. № 664-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012 - 2016 годы".
В соответствии с пунктом 3 раздела 5 Постановления Правительства Свердловской области от 15.06.2012 № 664-ПП (ред. от 06.03.2013) "Об утверждении областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012 - 2016 годы" исполнителями программы являются:
1) исполнительные органы государственной власти Свердловской области;
2) органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области;
3) юридические лица и физические лица, которые выявляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
4) государственные унитарные предприятия Свердловской области.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из оспариваемых положений Муниципальной целевой программы в качестве исполнителей муниципальной программы в разделе 1 "Паспорт программы" указаны, в том числе, организации, осуществляющие деятельность по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод.
Открытое акционерное общество "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" является организацией, осуществляющей деятельность по теплоснабжению, и полагает, что указание в "Паспорте программы" положения "исполнители: организации, осуществляющие деятельность по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод" - не соответствует вышеназванным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. Заявитель считает, что оспариваемое положение нарушает его права в сфере экономической деятельности, поскольку исполнителем Программы может быть только лицо, выявленное в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (т.е. определенное по результатам торгов), а общество в торгах на осуществление работ по модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Серовского городского округа не участвовало.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в указанной части.
Муниципальная целевая программа "Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Серовского городского округа" на 2013 - 2020 годы" принята в целях реализации постановления в целях реализации постановления Правительства Свердловской области от 15.06.2012 г. № 664-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012 - 2016 годы", из п.п. 3 пункта 3 раздела 5 которого прямо следует, что исполнителями программы являются юридические лица и физические лица, которые выявляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Таким образом, положение в "Паспорте программы" (абз. 3) "исполнители: организации, осуществляющие деятельность по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод" принятое на основании и в соответствии с актом, имеющим большую юридическую силу, означает, что исполнителями Муниципальной программы являются не все организации, осуществляющие деятельность по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, а только те, которые прошли предусмотренную Федеральным законам от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" процедуру.
Не усматривает суд также нарушений оспариваемым положением прав и законных интересов заявителя, поскольку само по себе указание в "Паспорте программы" на круг лиц, которые могут быть ее исполнителями в порядке, установленном Федеральным законам от 21.07.2005 № 94-ФЗ, на заявителя никаких обязанностей не возлагает и осуществлению предпринимательской деятельности не препятствует.
В остальной части требования заявителя (о признании недействующим оспариваемого нормативного акта в части пунктов 1.1.2, 2.12 раздела 4 в отношении открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии") следует удовлетворить.
Пунктами 1.1.2, 2.12 раздела 4 муниципальной программы ОАО "ОГК-2" указана ответственным исполнителем мероприятий по строительству котельной в пос. Энергетиков производительностью до 40 Гкал/ч и модернизации сетей теплоснабжения пос. Энергетиков в 2014 - 1016 годах с указанием на размер финансовых обязательств со стороны ОАО "ОГК-2" 12000000 рублей и 25000000 рублей.
Таким образом, названными пунктами Муниципального программы на общество возложены обязанности по строительству и модернизации муниципального имущества, выполнению работ для муниципальных нужд за счет собственных средств.
Возложение таких обязанностей вне (до) проведения процедуры размещения муниципального заказа в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в нарушение установленного законом порядка, является незаконным и нарушает права общества в сфере экономической деятельности.
Учитывая изложенное, оспариваемый нормативный акт в части пунктов 1.1.2, 2.12 раздела 4 в отношении открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" следует признать недействующим и не соответствующим ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации п. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 раздела 5 постановления Правительства Свердловской области от 15.06.2012 г. № 664-ПП.
То обстоятельство, что Постановлением Администрации Серовского городского округа от 22.10.2013 № 1744 в оспариваемый нормативный акт (пункты 1.1.2, 2.12 раздела 4) внесены изменения, согласно которым заявитель исключен из числа ответственных исполнителей, не является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя или прекращения производства по делу, поскольку спорные пункты с момента принятия Муниципальной программы не соответствовали закону и в период их действия права заявителя были нарушены.
При таких обстоятельствах требования общества подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Требования открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" удовлетворить частично.
Признать недействующим и несоответствующим ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 раздела 5 постановления Правительства Свердловской области от 15.06.2012 № 664-ПП нормативный правовой акт - муниципальную целевую программу "Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Серовского городского округа" на 2013 - 2020 годы", утвержденную Постановлением Администрации Серовского городского округа № 919 от 10.06.2013, в части пунктов 1.1.2, 2.12 раздела 4 в отношении открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" в период их действия.
В удовлетворении требований о признании недействующим нормативного правового акта муниципальной целевой программы "Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Серовского городского округа" на 2013 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Администрации Серовского городского округа № 919 от 10.06.2013 в части абзаца 3 строки "Исполнители:" раздела 1 "Паспорт программы" - отказать.
Признать соответствующим ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 раздела 5 постановления Правительства Свердловской области от 15.06.2012 № 664-ПП нормативный акт - муниципальную целевую программу "Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Серовского городского округа" на 2013-2020 годы", утвержденную Постановлением Администрации Серовского городского округа № 919 от 10.06.2013 в части абзаца 3 строки "Исполнители:" раздела 1 "Паспорт программы".
Взыскать с Администрации Серовского городского округа Свердловской области в пользу открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" расходы по уплате госпошлины 2000 (Две тысячи) рублей.
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Л.В.КОЛОСОВА

Судьи
В.В.ОКУЛОВА
Л.Ф.САВИНА


------------------------------------------------------------------