Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.12.2013 по делу N А60-25489/2013 <О признании частично недействующим Положения "О передаче в аренду муниципального имущества Талицкого городского округа", утв. Решением Думы Талицкого городского округа от 30.05.2012 N 47>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 декабря 2013 г. по делу № А60-25489/2013

Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2013 года
Полный текст решения изготовлен 04 декабря 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Н.Л. Дегонской, судей С.Е. Калашника, М.Л. Сергеевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Показаньевой рассмотрел в судебном заседании дело № А60-25456/2013
по заявлению Заместителя прокурора Свердловской области
к Думе Талицкого городского округа
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Талицкого городского округа
о признании недействующим нормативного правового акта.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Зобнина Л.В., представитель по доверенности № 8-13-12 от 27.12.2012;
от заинтересованного лица: Попова С.М., представитель по доверенности б/н от 14.12.2012;
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Свердловской области по веб-адресу www.ekaterinburg.arbitr.ru.
Процессуальные права и обязанности разъяснены, отвода суду не заявлено.
Заявитель отказался от части требований, а именно: признания недействующим п. 7.3 Положения, признания недействующим абз. 2 п. 16 Положения как не соответствующего п. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Отказ заявителя в данной части требований судом принят.
Ходатайство Администрации Талицкого городского округа о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя судом удовлетворено.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.

Заместитель прокурора Свердловской области (далее - заявитель) просит признать не соответствующим ст. ст. 125, 209, 215, 295, 298, 421, 606 - 625 ГК РФ, ст. ст. 35, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 15, 17.1, 19, ч. 4 ст. 53 Федерального закона № 135-ФЗ от 27.06.2006 "О защите конкуренции" п.п. 7.3, п. 9 Положения в части слов "по согласованию с Думой Талицкого городского округа. Процедура согласования с Думой Талицкого городского округа реализуется путем принятия решения Думой Талицкого городского округа в соответствии с Положением "О порядке подготовки и внесения в Думу Талицкого городского округа проектов муниципальных правовых актов, их рассмотрения и принятие", абз. 1 и 2 п. 16, п. 33 Положения "О передаче в аренду муниципального имущества Талицкого городского округа", утвержденного Решением Думы Талицкого городского округа от 30.05.2012 № 47. Также заявитель просит признать недействующим п.п. 7.3, п. 9 в части слов "по согласованию с Думой Талицкого городского округа. Процедура согласования с Думой Талицкого городского округа реализуется путем принятия решения Думой Талицкого городского округа в соответствии с Положением "О порядке подготовки и внесения в Думу Талицкого городского округа проектов муниципальных правовых актов, их рассмотрения и принятие", абз. 1 и 2 п. 16, п. 33 Положения "О передаче в аренду муниципального имущества Талицкого городского округа", утвержденного Решением Думы Талицкого городского округа от 30.05.2012 № 47. Признать недействующим пункт 9 в части слов "по согласованию с Думой Талицкого городского округа. Процедура согласования с Думой Талицкого городского округа реализуется путем принятия решения Думой Талицкого городского округа в соответствии с Положением "О порядке подготовки и внесения в Думу Талицкого городского округа проектов муниципальных правовых актов, их рассмотрение и принятие", абзацы 1 и 2 в части слов "после получения согласия Думы Талицкого городского округа" пункта 16, пункт 33 Положения "О передаче в аренду муниципального имущества Талицкого городского округа", утвержденного решением Думы Талицкого городского округа от 30.05.2012 № 47.
Заявитель 04.09.2013 отказался от части требований, а именно: признания недействующим п. 7.3 Положения, признания недействующим абз. 2 п. 16 Положения как не соответствующего п. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Отказ заявителя в данной части требований судом принят.
Заместитель прокурора Свердловской области (с учетом уточнения требований) просит признать не соответствующими ст. ст. 125, 209, 215, 295, 298, 421, 606 - 625 ГК РФ, ст. ст. 35, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 27.06.2006 "О защите конкуренции" п. 9 Положения в части слов "по согласованию с Думой Талицкого городского округа. Процедура согласования с Думой Талицкого городского округа реализуется путем принятия решения Думой Талицкого городского округа в соответствии с Положением "О порядке подготовки и внесения в Думу Талицкого городского округа проектов муниципальных правовых актов, их рассмотрения и принятие", абзацы 1 и 2 в части слов "после получения согласия Думы Талицкого городского округа" пункта 16, пункт 33 Положения "О передаче в аренду муниципального имущества Талицкого городского округа", утвержденного Решением Думы Талицкого городского округа от 30.05.2012 № 47. Прокурор просит признать недействующим пункт 9 в части слов "по согласованию с Думой Талицкого городского округа. Процедура согласования с Думой Талицкого городского округа реализуется путем принятия решения Думой Талицкого городского округа в соответствии с Положением "О порядке подготовки и внесения в Думу Талицкого городского округа проектов муниципальных правовых актов, их рассмотрение и принятие", абзацы 1 и 2 в части слов "после получения согласия Думы Талицкого городского округа" пункта 16, пункт 33 Положения "О передаче в аренду муниципального имущества Талицкого городского округа", утвержденного решением Думы Талицкого городского округа от 30.05.2012 № 47.
Дума Талицкого городского округа (далее - заинтересованное лицо) заявленные требования признает, о чем указала в отзыве.
Администрация Талицкого городского округа (далее - третье лицо) в представленном отзыве поддерживает требования, указанные в заявлении, просит их удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.
Согласно статьям 52, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Решением Думы Талицкого городского округа от 29.11.2010 № 81 утверждено Положение "О передачу в аренду муниципального имущества Талицкого городского округа" (далее - Положение).
Данное решение опубликовано в газете "Сельская новь" № 147 от 28.12.2010.
Данный акт относится к нормативным актам, настоящее дело подведомственно арбитражному суду.
Положение устанавливает единые правовые нормы о передаче муниципального имущества в аренду, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами и рассчитанные на неоднократное применение, направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципального образования.
Пунктом 9 Положения установлено, что решение о предоставлении в аренду муниципального предприятия как имущественного комплекса принимается Управлением по согласованию с Думой Талицкого городского округа. Процедура согласования с Думой Талицкого городского округа реализуется путем принятия решения Думой Талицкого городского округа в соответствии с Положением "О порядке подготовки и внесения в Думу Талицкого городского округа проектов муниципальных правовых актов, их рассмотрения и принятие".
Абз. 2 п. 16 Положения предусмотрено, что Муниципальные преференции предоставляются на основании решения Управления в форме Постановления о предоставлении муниципального имущества в аренду в виде муниципальных преференций после получения согласия Думы Талицкого городского округа и исключительно в целях:
1) развития образования и науки;
2) защиты окружающей среды;
3) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
4) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
5) развития физической культуры и спорта;
6) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
7) производства сельскохозяйственной продукции;
8) социального обеспечения населения;
9) охраны труда;
10) охраны здоровья граждан;
11) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
12) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
13) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, п. 2 ст. 23 Устава в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 22 Устава Талицкого городского округа, принятого Решением Талицкой районной Думы от 02.06.2005 № 396, Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.
Статьей 209 ГК РФ закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. ст. 215, 125 ГК РФ, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. ст. 21, 34 Устава Талицкого городского округа, принятого Решением Талицкой районной Думы от 02.06.2005 № 396, органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере управления муниципальным имуществом является Управление по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа (далее - Управление по регулированию имущественных и земельных отношений), которое наделено собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа по управлению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Из указанных выше норм следует, что представительный орган местного самоуправления - Дума Талицкого городского округа - не полномочен управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе принимать решения о передаче муниципального имущества в аренду и заключении иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества.
Представительный орган местного самоуправления вправе только определять порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. ст. 215, 125 ГК РФ, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании изложенного, п. 9 Положения в части слов "по согласованию с Думой Талицкого городского округа. Процедура согласования с Думой Талицкого городского округа реализуется путем принятия решения Думой Талицкого городского округа в соответствии с Положением "О порядке подготовки и внесения в Думу Талицкого городского округа проектов муниципальных правовых актов, их рассмотрения и принятие", абз. 1 и 2 в части слов "после получения согласия Думы Талицкого городского округа" пункта 16, пункт 33 Положения "О передаче в аренду муниципального имущества Талицкого городского округа", утвержденного решением Думы городского округа от 30.05.2012 № 47 не соответствуют ст. 10 Конституции РФ, ст. ст. 125, 201, 209, 215, 295 ГК РФ, ст. ст. 35, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с абз. 1 п. 16 Положения предоставление в аренду имущества в виде муниципальной преференции возможно только в отношении муниципального казенного имущества.
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, находящегося в казне, или закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе, в случае предоставление государственных или муниципальных преференций.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
В силу ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации.
Из указанных выше норм следует, что муниципальные преференции предоставляются как в отношении муниципального имущества, находящегося в казне, так и переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление.
Кроме того, ст. 19 вышеуказанного закона закреплены цели предоставления государственных или муниципальных преференций.
В связи с изложенным, абз. 1 и 2 п. 16 Положения в части слов "после получения согласия Думы Талицкого городского округа" не соответствует ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с п. 33 Положения обязательными условиями договора аренды объекта недвижимости, помимо условий, предусмотренных пунктом 32 настоящего Положения, являются:
1) условия временного пользования объектом недвижимости, определяемые в соответствии с назначением последнего (указание вида деятельности, осуществляемого арендатором на объекте недвижимости, предоставленном в аренду);
2) обязательства арендатора по заключению договора с организацией, осуществляющей текущее обслуживание объекта недвижимости и содержание прилегающих территорий;
3) обязательства арендатора по оформлению в порядке, предусмотренном действующим законодательством, произведенных изменении и перепланировок арендуемого недвижимого имущества;
4) обязательства арендатора по уплате арендной платы за земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
5) обязательства арендатора по компенсации налога на имущество пропорционально доле, занимаемой арендатором в объекте недвижимости.
В силу ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законами или иными правовыми актами.
Условия договора аренды муниципального имущества, предусмотренные п. 33 Положения, ст. ст. 606 - 625 ГК РФ и иными правовыми актами не отнесены к обязательным условиям договора аренды.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
У органов местного самоуправления отсутствуют полномочия в области гражданско-правового нормотворчества, в связи с чем п. 33 Положения противоречит статьям 421, 606 - 625 ГК РФ.
Оспариваемый нормативный правовой акт сужает круг лиц, которые могут претендовать на заключение договора аренды муниципального имущества без проведения торгов, устанавливает дополнительные, не предусмотренные законом препятствия к приобретению прав на муниципальное имущество, ставит решение хозяйственных задач в зависимость от воли представительного органа местного самоуправления, что является недопустимым.
При таких обстоятельствах заявленные требования Заместителя прокурора Свердловской области следует удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать не соответствующими ст. ст. 125, 209, 215, 295, 298, 421, 606 - 625 ГК РФ, ст. ст. 35, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" пункт 9 в части слов "по согласованию с Думой Талицкого городского округа. Процедура согласования с Думой Талицкого городского округа реализуется путем принятия решения Думой Талицкого городского округа в соответствии с Положением "О порядке подготовки и внесения в Думу Талицкого городского округа проектов муниципальных правовых актов, их рассмотрение и принятие", абзацы 1 и 2 в части слов "после получения согласия Думы Талицкого городского округа" пункта 16, пункт 33 Положения "О передаче в аренду муниципального имущества Талицкого городского округа", утвержденного решением Думы Талицкого городского округа от 30.05.2012 № 47.
Признать не действующими пункт 9 в части слов "по согласованию с Думой Талицкого городского округа. Процедура согласования с Думой Талицкого городского округа реализуется путем принятия решения Думой Талицкого городского округа в соответствии с Положением "О порядке подготовки и внесения в Думу Талицкого городского округа проектов муниципальных правовых актов, их рассмотрение и принятие", абзацы 1 и 2 в части слов "после получения согласия Думы Талицкого городского округа" пункта 16, пункт 33 Положения "О передаче в аренду муниципального имущества Талицкого городского округа", утвержденного решением Думы Талицкого городского округа от 30.05.2012 № 47.
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Н.Л.ДЕГОНСКАЯ

Судья
С.Е.КАЛАШНИК

Судья
М.Л.СЕРГЕЕВА


------------------------------------------------------------------