Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2013 по делу N А60-32304/2013 <О признании частично недействующим Положения "О порядке управления муниципальным имуществом в городском округе Заречный", утв. Решением Думы городского округа Заречный от 02.02.2006 N 03-Р >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2013 г. по делу № А60-32304/2013

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Н.Н. Присухина, судей Л.В. Колосовой, Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Н. Пахниной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Заместитель прокурора Свердловской области
к Думе Городского округа Заречный Свердловской области (ИНН 6609007613)
о признании нормативного правового акта недействующим
при участии в судебном заседании
от заявителя: О.А. Костина, представитель по доверенности от 26.09.2013 № 812-15-13,
от заинтересованного лица: С.А. Короткий, представитель по доверенности № 01-10/345 от 20.05.2013
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
До судебного заседания заинтересованным лицом представлен отзыв на заявление, который приобщен судом к материалам дела.
Заявителем представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.

Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Думе городского округа Заречный Свердловской области о признании:
- не соответствующими ст. ст. 114, 125, 209, 215, 295, ч. 1 ст. 1015 ГК РФ, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 2, 5, 6, 8, 9, 13, 20, 21, 23 Федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п.п. 17, 18, 19 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, пункты 2.1.3, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.10, 2.3.11, 2.5.1, 2.6.1, 2.7, 2.8.1, 2.9.2, 2.10.1, 2.14.1 статьи 3, п. 1.2 в части слов "по согласованию с Думой городского округа", п. 1.3 в части слов "на основании решений Думы городского округа", 2.1 в части слов "если рыночная стоимость имущества не превышает 50 тыс. руб.", п. 2.2, п. 2.8 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.9 в части слов "После согласования с Думой городского округа", п. 2.10 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.10.1 в части слов "на сумму до 50 тыс. руб.", п. 2.20 в части слов "По согласованию с Думой городского округа", п. 2.27 в части слов "на основании решений Думы", п. 2.32 в части слов "на основании решений Думы" статьи 4, пункт 7 и абзац 2 пункта 8 статьи 5 Положения "О порядке управления муниципальным имуществом в городском округе Заречный", утвержденного решением Думы городского округа Заречный № 03-Р от 02.02.2006 (в ред. от 23.12.2010).
- недействующими Положение "О порядке управления муниципальным имуществом в городском округе Заречный", утвержденного решением Думы городского округа Заречный № 03-Р от 02.02.2006 (в ред. от 23.12.2010).
В судебном заседании заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просит:
1. Признать не соответствующими ст. ст. 114, 125, 209, 215, 295, ч. 1 ст. 1015 ГК РФ, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 2, 5, 6, 8, 9, 13, 20, 21, 23 Федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п.п. 17, 18, 19 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, пункты 2.1.3, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.10, 2.3.11, 2.5.1, 2.6.1, 2.7, 2.8.1, 2.9.2, 2.10.1, 2.14.1 статьи 3, п. 1.2 в части слов "по согласованию с Думой городского округа", п. 1.3 в части слов "на основании решений Думы городского округа", 2.1 в части слов "если рыночная стоимость имущества не превышает 50 тыс. руб.", п. 2.2, п. 2.8 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.9 в части слов "После согласования с Думой городского округа", п. 2.10 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.10.1 в части слов "на сумму до 50 тыс. руб.", п. 2.20 в части слов "По согласованию с Думой городского округа", п. 2.27 в части слов "на основании решений Думы", п. 2.32 в части слов "на основании решений Думы" статьи 4, пункт 7 и абзац 2 пункта 8 статьи 5 Положения "О порядке управления муниципальным имуществом в городском округе Заречный", утвержденного решением Думы городского округа Заречный № 03-Р от 02.02.2006 (в ред. от 23.12.2010).
2. Признать недействующими пункты 2.1.3, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.10, 2.3.11, 2.5.1, 2.6.1, 2.7, 2.8.1, 2.9.2, 2.10.1, 2.14.1 статьи 3, п. 1.2 в части слов "по согласованию с Думой городского округа", п. 1.3 в части слов "на основании решений Думы городского округа", 2.1 в части слов "если рыночная стоимость имущества не превышает 50 тыс. руб.", п. 2.2, п. 2.8 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.9 в части слов "После согласования с Думой городского округа", п. 2.10 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.10.1 в части слов "на сумму до 50 тыс. руб.", п. 2.20 в части слов "По согласованию с Думой городского округа", п. 2.27 в части слов "на основании решений Думы", п. 2.32 в части слов "на основании решений Думы" статьи 4, пункт 7 и абзац 2 пункта 8 статьи 5 Положения "О порядке управления муниципальным имуществом в городском округе Заречный", утвержденного решением Думы городского округа Заречный № 03-Р от 02.02.2006 (в ред. от 23.12.2010).
Уточнения судом приняты.
Заинтересованное лицо заявленные требования признает частично, считает, что установленный Положением порядок управления муниципальным имуществом городского округа Заречный, не противоречит действующему законодательству и Уставу городского округа Заречный.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Решением Думы городского округа Заречный № 03-Р от 02.02.2006 утверждено Положение "О порядке управления муниципальным имуществом в городском округе Заречный".
Указанное решение опубликовано в Приложении к городской газете "Пятница" Информационном бюллетене № 16 от 09.03.2006.
Решениями Думы городского округа Заречный № 115-Р от 31.08.2006 (опубликовано в газете "Пятница" № 39 от 28.09.2006), № 135-Р от 26.10.2006 (опубликовано в Бюллетене официальных документов городского округа Заречный № 002 от 08.12.2006)), № 102-Р от 06.09.2007 (опубликовано в Бюллетене официальных документов городского округа Заречный № 34 от 11.09.2007), № 03-Р от 31.01.2008 (опубликовано в Бюллетене официальных документов городского округа Заречный № 6 от 01.08.2008), № 75-Р от 03.07.2008 (не опубликовано), № 67-Р от 29.04.2010 (опубликовано в Бюллетене официальных документов городского округа Заречный № 22 от 04.05.2010), № 178-Р от 23.12.2010 (опубликовано в Бюллетене официальных документов городского округа Заречный № 1 от 12.01.2011) внесены изменения в указанное.
Положение устанавливает единые правовые нормы - правила управления муниципальным движимым и недвижимым имуществом, порядок реализации полномочий собственника муниципального имущества обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципального образования.
На основании ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно п. 2 ст. 3 Положения Дума городского округа:
2.1.3. Принимает решения о приобретении имущества в муниципальную собственность, если его рыночная стоимость превышает 50 тыс. руб.
2.3.1. Принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации муниципального унитарного предприятия.
2.3.2. Определяет вид, цели, предмет и виды деятельности муниципального унитарного предприятия.
2.3.3. Принимает решение о передаче муниципальному унитарному предприятию имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
2.3.4. Согласовывает устав муниципального унитарного предприятия, изменения и дополнения к нему.
2.3.5. Принимает решение о формировании уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.
2.3.6. Дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом муниципального унитарного предприятия, а в случаях, установленных законодательством и нормативными правовыми актами Думы, - на совершение иных сделок.
2.3.7. Принимает решение об изъятии и возвращении в муниципальную казну лишнего, неиспользуемого, используемого не по назначению имущества, закрепленного за муниципальным предприятием на праве оперативного управления.
2.3.8. Согласовывает назначение на должность и увольнение с должности руководителя муниципального унитарного предприятия.
2.3.9. Дает согласие в случаях, предусмотренных законодательством, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок в порядке, установленном нормативным правовым актом Думы.
2.3.10. Дает согласие на создание филиалов и открытие представительств муниципального унитарного предприятия.
2.3.11. Дает согласие на участие муниципального унитарного предприятия в иных юридических лицах.
2.5.1. Принимает решение о передаче муниципального имущества по договору безвозмездного пользования в случае, если рыночная стоимость имущества превышает 50 тыс. руб.
2.6.1. Принимает решения о передаче муниципального имущества в доверительное управление, если рыночная стоимость имущества превышает 50 тыс. руб., и организации конкурса на выбор доверительного управляющего имуществом.
2.7. Принимает решение о концессионном соглашении в отношении муниципального имущества.
2.8.1. Принимает решение о передаче муниципального имущества в залог в случае, если рыночная стоимость имущества превышает 50 тыс. руб., с учетом информации о предмете залога, залогодателе, залогодержателе, сроке залогового договора, источнике погашения залоговых обязательств.
2.9.2. Принимает решения о дальнейшем использовании муниципального имущества, не предназначенного для решения установленных Уставом городского округа вопросов местного значения, для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления и для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных организаций.
2.10.1. Принимает решение о принятии в местную казну и исключении из состава местной казны муниципального имущества в порядке, установленном настоящим Положением.
2.14.1. Принимает решение о продаже жилого помещения.
В силу п. 1.2 ст. 4 Положения глава администрации городского округа по согласованию с Думой городского округа от имени администрации городского округа заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры с руководителями муниципальных унитарных предприятий и учреждений.
Согласно п. 1.3 ст. 4 Положения глава администрации городского округа заключает от имени администрации городского округа на основании решений Думы городского округа и с учетом решений комиссий по имущественным вопросам договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования, залога, доверительного управления и другие договоры в сфере управления муниципальным имуществом.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Положения администрация городского округа:
2.1. Самостоятельно осуществляет сделки с муниципальным имуществом (отчуждение, приобретение, передачу в залог, в доверительное управление, безвозмездное пользование), если рыночная стоимость имущества не превышает 50 тыс. руб.
2.2. Осуществляет на основании решений Думы городского округа сделки с муниципальным имуществом (отчуждение, приобретение, передачу в залог, в доверительное управление, безвозмездное пользование), если рыночная стоимость имущества превышает 50 тыс. руб.
2.8. На основании решений Думы городского округа выступает учредителем муниципальных унитарных предприятий, осуществляет их реорганизацию, ликвидацию.
2.9. После согласования с Думой городского округа утверждает уставы муниципальных унитарных предприятий, изменения и дополнения к ним.
2.10. На основании решений Думы городского округа осуществляет передачу имущества муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
2.20. По согласованию с Думой городского округа назначает на должности, освобождает от должностей руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений.
2.27. Осуществляет на основании решений Думы в соответствии с действующим законодательством прием имущества в муниципальную собственность из государственной собственности Российской Федерации и государственной собственности Свердловской области, а также передачу муниципального имущества в государственную собственность Российской Федерации и государственную собственность Свердловской области.
2.32. Осуществляет на основании решений Думы продажу жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Статьей 209 ГК РФ закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. ст. 215, 125 ГК РФ, ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно ст. 24 Устава городского округа Заречный, принятого решением Думы городского округа Заречный от 07.02.2013 № 1-Р Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района.
В силу ч. 10 ст. 35 Федерального закона от № 131-ФЗ 06.10.2003, ст. 25 Устава в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий.
Согласно ст. ст. 31, 54, 55 Устава управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесено к полномочиям администрации городского округа.
В соответствии со ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность и из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
В силу ст. ст. 114, 295 ГК РФ, ст. ст. 2, 20 Федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальным унитарным предприятием признается коммерческая организация, созданная по решению собственника имущества предприятия, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со ст. ст. 5, 6, 20 Федерального закона № 161-ФЗ унитарные предприятия могут создавать филиалы и открывать представительства, быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц, по согласованию с собственником его имущества.
Согласно ст. ст. 8, 9, 13, 20, 21 вышеназванного закона учредителем муниципального унитарного предприятия может выступать муниципальное образование. Решение об учреждении муниципального предприятия принимается органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия. Уставы муниципальных унитарных предприятий утверждаются собственником имущества предприятия. Уставный фонд муниципального предприятия формируется собственником его имущества. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Собственник имущества дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия.
Статьей 28 Устава городского округа Заречный назначение на должности и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий отнесено к полномочиям главы городского округа.
Согласно ст. 31 Устава к полномочиям администрации городского округа относится учреждение от имени муниципального образования муниципальных предприятий, их реорганизация и ликвидация входит в компетенцию администрации городского округа.
Из указанных выше норм следует, что представительный орган местного самоуправления - Дума городского округа Заречный не полномочен управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе передавать в безвозмездное пользование, в доверительное управление, в залог, передавать муниципальное имущество в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий, формировать их уставной фонд. Согласование распоряжения имуществом, Уставов предприятий, назначение на должность и увольнение руководителей предприятий, создание предприятиями филиалов и представительств, в компетенцию данного органа не входит. Представительный орган местного самоуправления вправе только определять порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий.
На основании изложенного пункты 2.1.3, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.10, 2.3.11, 2.5.1, 2.6.1, 2.7, 2.8.1, 2.9.2, 2.10.1, 2.14.1 статьи 3, п. 1.2 в части слов "по согласованию с Думой городского округа", п. 1.3 в части слов "на основании решений Думы городского округа", 2.1 в части слов "если рыночная стоимость имущества не превышает 50 тыс. руб.", п. 2.2, п. 2.8 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.9 в части слов "После согласования с Думой городского округа", п. 2.10 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.20 в части слов "По согласованию с Думой городского округа", п. 2.27 в части слов "на основании решений Думы", п. 2.32 в части слов "на основании решений Думы" статьи 4 Положения не соответствуют ст. ст. 114, 125, 209, 215, 295 ГК РФ, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 2, 5, 6, 8, 9, 13, 20, 21 Федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Пунктом 2.10.1 ст. 4 Положения закреплено, что администрация городского округа согласовывает муниципальным унитарным предприятиям совершение крупных сделок на сумму до 50 тыс. руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 295 ГК РФ, ст. 18 Федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Согласно ст. 20 Федерального закона № 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок.
В силу ст. 23 вышеназванного закона крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
Законодательством предусмотрен критерий определения крупных сделок, на совершение которых необходимо согласие собственника имущества предприятия, и максимальным размером стоимости имущества он не ограничен.
С учетом изложенного п. 2.10.1 ст. 4 в части слов "на сумму до 50 тыс. руб." Положения не соответствует ст. ст. 20, 23 Федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Пунктом 7 ст. 5 Положения предусмотрено, что муниципальное имущество может быть передано в безвозмездное пользование муниципальным организациям, органам государственной власти, некоммерческим организациям, организациям других форм собственности, если использование имущества направлено на решение вопросов социально-экономического развития территории городского округа.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия таких актов.
Определение оспариваемым пунктом Положения целей, для которых предоставляется муниципальное имущество в безвозмездное пользование, значительно сужает круг лиц, которые могут претендовать на заключение договора безвозмездного пользования.
Согласно ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 утверждены "Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества" (далее - Правила).
В соответствии с п.п. 17, 18, 19 Правил участником конкурсов и аукционов может стать любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе, индивидуальный предприниматель, претендующий на заключение договора. Участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ к таким участникам. Кроме указанных в п. 18 Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.
Законодатель в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" не связывает возможность предоставления хозяйствующим субъектам права на заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества с видом деятельности, которую данный субъект осуществляет.
На основании изложенного п. 7 ст. 5 Положения не соответствует ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п.п. 17, 18, 19 Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67.
Согласно абз. 2 п. 8 ст. 5 Положения доверительным управляющим может быть коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, имеющая в составе учредителей или органов управления представителей органов местного самоуправления городского округа.
В силу ч. 1 ст. 1015 ГК РФ доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.
Таким образом, доверительным управляющим может быть любая коммерческая организация, независимо от наличия или отсутствия в составе учредителей представителей органов местного самоуправления городского округа.
На основании изложенного абз. 2 п. 8 ст. 5 Положения противоречит ч. 1 ст. 1015 ГК РФ.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ от 06.10.2003 решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.
В соответствии со ст. ст. 52, 192 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает конкуренцию, связывая возможность предоставления хозяйствующим субъектам права на заключения договоров безвозмездного пользования с видом деятельности, которую данный субъект осуществляет, ограничивает права предприятий по распоряжению закрепленным за ними имуществом, что в силу ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" является недопустимым, а также наделяет Думу городского округа полномочиями по распоряжению имуществом, что противоречит принципу разделения властей.
Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует вышеназванным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них обязанности и создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности требования заместителя прокурора Свердловской области подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействующими пункты 2.1.3, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.10, 2.3.11, 2.5.1, 2.6.1, 2.7, 2.8.1, 2.9.2, 2.10.1, 2.14.1 статьи 3, п. 1.2 в части слов "по согласованию с Думой городского округа", п. 1.3 в части слов "на основании решений Думы городского округа", 2.1 в части слов "если рыночная стоимость имущества не превышает 50 тыс. руб.", п. 2.2, п. 2.8 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.9 в части слов "После согласования с Думой городского округа", п. 2.10 в части слов "На основании решений Думы городского округа", п. 2.10.1 в части слов "на сумму до 50 тыс. руб.", п. 2.20 в части слов "По согласованию с Думой городского округа", п. 2.27 в части слов "на основании решений Думы", п. 2.32 в части слов "на основании решений Думы" статьи 4, пункт 7 и абзац 2 пункта 8 статьи 5 Положения "О порядке управления муниципальным имуществом в городском округе Заречный", утвержденного решением Думы городского округа Заречный № 03-Р от 02.02.2006 (в ред. от 23.12.2010), как не соответствующие ст. ст. 114, 125, 209, 215, 295, ч. 1 ст. 1015 ГК РФ, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 2, 5, 6, 8, 9, 13, 20, 21, 23 Федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п.п. 17, 18, 19 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67.
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Н.Н.ПРИСУХИНА

Судьи
Л.В.КОЛОСОВА
Л.Ф.САВИНА


------------------------------------------------------------------