Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.11.2013 по делу N А60-26848/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим приложения к Постановлению Администрации городского округа Нижняя Салда от 31.05.2013 N 527>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 ноября 2013 г. по делу № А60-26848/2013

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 06 ноября 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего М.Л. Сергеевой, судей Италмасовой Е.Г., Савиной Л.Ф., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шабалиной И.Н., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Нижнесалдинская Управляющая Компания "Жилой дом" (ИНН 6607009686, ОГРН 1056600379208)
к Администрация городского округа Нижняя Салда (ИНН 6622002364, ОГРН 1026600784704)
о признании нормативного правового акта недействующим,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Соловьев В.В. - директор,
Максимов И.Б. - представитель по доверенности от 07.10.2013.
от заинтересованного лица: Фоменко Н.В. - представитель по доверенности от 05.12.2012.
Процессуальные права и обязанности лицам, участвующим в деле, разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявитель заявил ходатайство об истребовании независимой экспертизы. Ходатайство судом отклонено. Заявитель заявил ходатайство о приобщении дополнения к заявлению. Ходатайство удовлетворено. Заявитель уточнил требования. Уточнение судом принято.

Общество с ограниченной ответственностью "Нижнесалдинская Управляющая Компания "Жилой дом" с учетом уточнения просит признать недействующими дефисов 1 - 8 пункта 1, пункты "а", "б", "в" приложения к Постановлению Администрации городского округа Нижняя Салда № 527 от 31 мая 2013 г. "Об установлении размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения, размера платы за капитальный ремонт общего имущества, размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального фонда, собственников жилых помещений, не выбравших способ управления многоквартирным домом, и собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, на территории городского округа Нижняя Салда".
Заинтересованное лицо требования отклонило по основаниям, изложенным в отзыве, при этом ссылается на правомерность установленных размеров платы за содержание жилья и наличия у органа местного самоуправления соответствующих полномочий.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Как следует из материалов дела, 31.05.2013 г. принято постановление от администрации городского округа Нижняя Салда № 527 "Об установлении размера платы граждан за капитальный ремонт общего имущества, размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, собственников жилых помещений, не выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, (далее, размер платы) на территории городского округа Нижняя Салда".
Обращаясь в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании оспариваемого постановления недействующим, в части признания недействующими дефисов 1 - 8 пункта 1, пункты "а", "б", "в" приложения к постановлению, заявитель полагает, что указанное постановление противоречит закону и нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы в области осуществления ими предпринимательской деятельности
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно ст. 78 названного Закона решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Таким образом, указанными нормами установлено, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы организаций или граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановление Администрации городского округа Нижняя Салда № 527 от 31.05.2013 г. "Об установлении размера платы граждан за капитальный ремонт общего имущества, размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, собственников жилых помещений, не выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, (далее, размер платы) на территории городского округа Нижняя Салда" является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, данный спор подведомствен арбитражному суду.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 11 ч. 4 ст. 4 Жилищного кодекса РФ к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе, правоотношения, возникающие в сфере внесения платы за жилое помещение.
Пунктом 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ определено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Таким образом, по смыслу указанных положений и применительно к настоящему спору, изложенное означает, что установление размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения в указанных случаях находится в компетенции Администрации городского округа Нижняя Салда.
В силу п. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пунктом 1 приложения к Постановлению Администрации городского округа Нижняя Салда № 527 от 31 мая 2013 г. установлена плата граждан за содержание и ремонт жилого дома с полным благоустройством в размере 11,3 руб./м, в том числе,:
- Содержание и текущий ремонт конструктивных элементов жилых зданий в размере 1,4 руб./м,
- Содержание и текущий ремонт внутридомового инженерного оборудования в размере 4,5 руб./м,
- Благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий в размере 1,38 руб./м,
- Расходы на управление в размере 1,48 руб./м,
- Сбор твердых бытовых отходов в размере 0,21 руб./м,
- Вывоз твердых бытовых отходов в размере 1,15 руб./м,
- Утилизация твердых бытовых отходов в размере 0,3 руб./м,
- Услуги по информационно-расчетному обслуживанию в размере 0,88 руб./м.
Как указал в заседании суда представитель заявителя и следует из заявления ООО "Нижнесалдинская Управляющая Компания "Жилой дом" установление платы граждан за содержание и ремонт жилого дома с полным благоустройством в общем размере 11,3 руб./м не оспаривает, заявитель не согласен с разбивкой указанного размера платы на составляющие (дефисы 1 - 8 пункта 1).
Как пояснила в заседании суда представитель заинтересованного лица при разработке постановления Администрацией использовались следующие локальные акты органов местного самоуправления: решение Думы городского округа Нижняя Салда от 18.04.2013 года № 22/3 "Об утверждении порядка установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, а также установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории городского округа Нижняя Салда"; постановление администрации городского округа Нижняя Салда № 16 от 16.01.2013 года "Об утверждении методики расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории городского округа Нижняя Салда", а также утвержденные РЭК Свердловской области предельные индексы роста платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области.
Вынесенным нормативным актом устанавливается размер платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального фонда, собственников жилых помещений, не выбравших способ управления многоквартирным домом, и собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании.
Гражданами, для которых установлен размер данной платы, акт не оспаривается.
Услуги, стоимость которых оспаривает заявитель, по вывозу, сбору и утилизации ТБО, услуги по информационно-расчетному обслуживанию осуществляются иными лицами, на основании договоров с заявителем, который в данном случае обязан оплачивать оказанные услуги за счет средств собранных с граждан, проживающих в обслуживаемых им домах.
Вынесенный акт не лишает заявителя возможности обращения к нанимателям жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального фонда, собственникам жилых помещений с целью принятия решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в ином размере, нежели установлен указанным постановлением.
Проанализировав материалы дела, суд полагает, что вышеназванное постановление в оспариваемой части принято заинтересованным лицом правомерно, не нарушает права и законные интересы заявителя, не создает препятствий (учитывая, в том числе, и возможность установления иного размера платы решением собрания собственников и нанимателей) для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того в п. "а", "б" и "в" Приложения к постановлению установлены понижающие коэффициенты в зависимости от ряда условий:
- п. "а" - при наличии всех видов благоустройства применять коэффициент 1,0;
- п. "б" - при отсутствии одного из видов благоустройства коэффициент снижается на 0.1;
- п. "в" - в жилфонде, где первые этажи и подвальные помещения в многоквартирном доме, согласно проектно-сметной документации принадлежат предпринимателям, применять коэффициент 0,5.
Органы местного самоуправления устанавливают размер платы для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилого фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирных домов в силу норм п. 3 ст. 156 ЖК РФ.
Как пояснил в заседании суда представитель заинтересованного лица размеры понижающих коэффициентов и их применение при определении платы установлены в вышепоименованных нормативных актах Думы и Администрации городского округа Нижняя Салда.
Представитель заявителя указал, что перечисленные понижающие коэффициенты обществом не применяются.
Кроме того, заявителем суду не представлено первичных документов (договоров, счетов-фактур, актов выполненных работ и иных документов), позволяющих установить факт занижения заинтересованным лицом платы при вынесении указанного постановления.
Согласно подп. 1 ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Статья 4 названного Кодекса предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, под заинтересованным понимается лицо, права и законные интересы которого в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены либо оспариваются.
Доказательств нарушения оспариваемым постановлением каких-либо иных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности в судебное заседание не представлено и в материалах дела не имеется.
Довод заявителя о том, что вынесенное постановление в оспариваемой части может в будущем нарушить права и законные интересы общества, судом отклоняется, поскольку не создает препятствий (учитывая, в том числе, и возможность установления иного размера платы решением собрания собственников и нанимателей) для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, суд считает, что дефисы 1 - 8 пункта 1, п. "а", "б" и "в" Приложения к постановление № 527 от 31.05.2013 "Об установлении размера платы граждан за капитальный ремонт общего имущества, размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, собственников жилых помещений, не выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, (далее, размер платы) на территории городского округа Нижняя Салда" следует признать соответствующим соответствующими п. 1 ст. 156, п. 4 ст. 158, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 1, 424 Гражданского кодекса РФ. В удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать дефисы 1 - 8 пункта 1, пункты "а", "б", "в" приложения к Постановлению Администрации городского округа Нижняя Салда № 527 от 31 мая 2013 г. "Об установлении размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения, размера платы за капитальный ремонт общего имущества, размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального фонда, собственников жилых помещений, не выбравших способ управления многоквартирным домом, и собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, на территории городского округа Нижняя Салда" соответствующими п. 1 ст. 156, п. 4 ст. 158, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 1, 424 Гражданского кодекса РФ
2. В удовлетворении заявленных требований отказать.
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
М.Л.СЕРГЕЕВА

Судьи
Е.Г.ИТАЛМАСОВА
Л.Ф.САВИНА


------------------------------------------------------------------