Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.07.2013 по делу N А60-13851/2013 <О признании частично недействующим Решения Думы МО "Тавдинский район" от 27.10.2005 N 25/4 "Об установлении и введении земельного налога на территории муниципального образования Тавдинский городской округ">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 июля 2013 г. по делу № А60-13851/2013

Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 12 июля 2013 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего П.Н. Киреева, судей В.В. Окуловой, М.Л. Сергеевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Новоселовой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Уральского транспортного прокурора к Думе Тавдинского городского округа о признании недействительным нормативного правового акта в части.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 13 по Свердловской области.
При участии в судебном заседании
от заявителя: Мирошниченко М.Н., представитель по доверенности от 28.05.2013 года;
от заинтересованного лица: Сорокин В.А., представитель по доверенности № 01-09/147 от 28.05.13;
от третьего лица - ОАО "РЖД": Баскова И.И., представитель по доверенности № 44/2012-НЮ от 13.08.2012.
Представитель третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 13 по Свердловской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения заявления третье лицо извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Представителям заявителя, заинтересованного лица и третьего лица процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. К материалам дела по ходатайству представителя заинтересованного лица приобщены копии выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.06.13, копии кадастровых паспортов на земельные участки и письменные пояснения. К материалам дела по ходатайству представителя третьего лица - ОАО "РЖД" приобщены письменный отзыв от 01 июля 2013 года и копия письма Администрации Тавдинского городского округа № 01-05/4901 от 07.06.13. К материалам дела приобщен письменный отзыв третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 13 по Свердловской области № 04-12/09328 от 25.06.13. Других заявлений и ходатайств не поступило.

Уральский транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим подпункта 12, 14 пункта 4 решения Думы муниципального образования Тавдинский район от 27.10.2005 № 25/4 "Об установлении и введении земельного налога на территории муниципального образования Тавдинский городской округ" в части, устанавливающей ставку земельного налога 0,85% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных вокзалов, 1,4% - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных путей, полос отвода железных дорог.
Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве и письменных пояснениях просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, считает оспариваемые положения нормативного правового акта соответствующими законодательству.
Третьи лица в своих письменных отзывах поддержали позицию заявителя.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Решением Думы муниципального образования Тавдинский район от 27.10.2005 № 25/4 "Об установлении и введении земельного налога на территории муниципального образования Тавдинский городской округ" (далее - Решение) установлены ставки земельного налога на территории округа. Данное Решение опубликовано в издании "Тавдинская правда" № 133-134, 08.11.2005.
В соответствии с подп. 12 п. 4 Решения в отношении земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных вокзалов, ставка земельного налога составляет 0,85% от налоговой базы.
В силу подп. 14 п. 4 Решения в отношении земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных путей, полос отвода железных дорог ставка земельного налога составляет 1,4% от налоговой базы.
Полагая, что подпункты 12, 14 пункта 4 Решения в части установления ставки земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных вокзалов, железнодорожных путей, полос отвода железной дороги, не соответствует федеральному законодательству Уральский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим заявлением о признании недействующим нормативного правового акта в оспариваемой части.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей, арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" издаются подзаконные нормативные акты, к которым относятся нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Таким образом, оспариваемое в части решение Думы является нормативным правовым актом.
Согласно ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.
Согласно подпункту 3 п. 2 ст. 24 Устава Тавдинского городского округа, утвержденного решением Думы муниципального образования Тавдинский район от 26.05.2005 № 19/1 в исключительной компетенции Думы городского округа находится установление, введение в действие и прекращение действия местных налогов и сборов, установление налоговых льгот по местным налогам и сборам, оснований и порядка их применения по представлению главы администрации городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к числу местных налогов. Он устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать на основании НК РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 4 ст. 12, п. 1 ст. 387 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые, в частности федеральным транспортом, путями сообщения, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью. В силу пункта "и" статьи 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находятся федеральный транспорт, пути сообщения.
В силу п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, названные в пункте 1 этой статьи (к которым относятся и земли транспорта), занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
Пунктом 2 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
В силу абз. 3 и 4 п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 данного Закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 № 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД" для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 27.02.2003 № 29-ФЗ, а также земельными участками, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "РЖД".
Из материалов дела следует, что железнодорожный вокзал, полосы отвода железных дорог и железнодорожные пути общего пользования, находящиеся на территории Тавдинского городского округа, расположены на земельном участке, являющимся федеральной собственностью и переданным по договору аренды, заключенному между ОАО "РЖД" и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области 01.09.2006 в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:27:0000000:0019 с местоположением: ориентир: Тавдинский район - в границах участка, почтовый адрес ориентира: Свердловская область, г. Тавда, площадью 10486600 кв. м, для использования в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, на котором расположен железнодорожный вокзал станции Тавда, проходит полоса отвода железной дороги.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 04.12.2006 № 396 утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" по субъектам Российской Федерации.
В силу частей 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения. Муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт в части установления ставок земельного налога за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов, железнодорожных путей общего пользования, полос отвода железной дороги, расположенные на территории Тавдинского городского округа принят органом местного самоуправления с превышением предоставленной федеральным законодательством компетенции.
Оспариваемые положения Решения Думы не соответствуют пункту 2 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Судом отклоняется довод заинтересованного лица о том, что на территории Тавдинского городского округа находятся земельные участки, принадлежащие на праве собственности иным лицам, и на которых расположены железнодорожные тупики, подъездные пути, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и копиями кадастровых паспортов, в связи с чем, представительный орган местного самоуправления в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" вправе устанавливать ставки земельного налога в отношении указанных участков. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" к железнодорожным путям относятся железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования. При этом к железнодорожным путям общего пользования относятся железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции; к железнодорожным путям необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Вышеуказанные железнодорожные тупики, подъездные пути относятся к железнодорожным путям необщего пользования. Вместе с тем подпунктом 14 п. 4 оспариваемого Решения установлена ставка земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для размещения всех железнодорожных путей, без разграничения их на пути общего и пути необщего пользования.
Кроме этого суд принимает во внимание, что письмом № 01-05/4901 от 07.06.13, направленном в адрес руководителя филиала ОАО "РЖД" - Свердловской железной дороги, Администрация Тавдинского городского округа просила предоставить информацию о поступлении земельного налога в бюджет Тавдинского городского округа за 2011 - 2012 годы в разрезе объектов и сооружений железной дороги, взимаемого по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах Тавдинского городского округа.
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу, что указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству, нарушает права и законные интересы Российской Федерации и открытого акционерного общества "Российские железные дороги", учредителем которого является Российская Федерация со 100% принадлежащих акций, поскольку предоставляет возможность органам местного самоуправления действовать за рамками предоставленной компетенции и незаконно взимать в местный бюджет земельный налог за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и переданные в аренду ОАО "РЖД".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные Уральским транспортным прокурором требования удовлетворить.
2. Признать недействующими подпункт 12, 14 пункта 4 решения Думы муниципального образования Тавдинский район от 27.10.2005 № 25/4 "Об установлении и введении земельного налога на территории муниципального образования Тавдинский городской округ" в части, устанавливающей ставку земельного налога 0,85% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных вокзалов, 1,4% - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных путей, полос отвода железных дорог, как несоответствующие пункту 2 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации.
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
П.Н.КИРЕЕВ

Судьи
В.В.ОКУЛОВА
М.Л.СЕРГЕЕВА


------------------------------------------------------------------