Апелляционное определение Свердловского областного суда от 29.01.2013 по делу N 33-904/2013 <Об оставлении без изменения Решения Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 17.10.2012, которым был признан недействующим пункт 4 приложения N 2 к Постановлению Главы Екатеринбурга от 17.04.2006 N 297 "О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда города Екатеринбурга" в части слов "ранее находящихся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург">



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2013 г. по делу № 33-904/2013

Бурматова Г.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего: Силиной И.А.,
судей: Гылкэ Д.И.,
Шумкова Е.С.,
при секретаре: Ч.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 января 2013 г. гражданское дело по заявлению прокурора города Екатеринбурга об оспаривании нормативного правового акта Администрации г. Екатеринбурга,
по апелляционной жалобе Администрации г. Екатеринбурга на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 17 октября 2012 г.
Заслушав доклад судьи Шумкова Е.С., объяснения представителя Администрации г. Екатеринбурга А., поддержавшей доводы жалобы, возражения прокурора Дубовских Т.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Екатеринбурга обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующим п. 4 приложения № 2 к Постановлению Главы Администрации г. Екатеринбурга от 17.04.2006 № 297 "О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Екатеринбурга".
В ходе рассмотрения дела, прокурор уточнил свое заявление и просил признать недействующим п. 4 приложения № 2 к указанному выше постановлению в части уточнения: "ранее находящихся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург".
В обоснование своего заявления прокурор указал, что Постановлением Главы Администрации г. Екатеринбурга от 30.09.2011 № 4078 "О внесении изменений в Постановление Главы Екатеринбурга от 17.04.2006 № 297 "О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда города Екатеринбурга" межведомственная комиссия наделена полномочиями по оценке соответствия частных жилых помещений, расположенных на территории г. Екатеринбурга, ранее находящихся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург", требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 № 47, и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания. Данное положение противоречит требованиям ч. 1 ст. 1, п. 6 ст. 2, ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Представитель Администрации г. Екатеринбурга заявление прокурора не признала. Возражая против заявления, представитель указала, что указанные прокурором положения Жилищного кодекса Российской Федерации распространяются не только на органы местного самоуправления, но и на органы государственной власти, эти нормы не содержат прямой обязанности на совершение каких-либо действий. Указанные прокурором положения, которым якобы противоречит оспариваемый акт, не могут являться основанием для удовлетворения заявления. Пункт 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, предусмотрено право, а не обязанность органа местного самоуправления принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на территории, пригодными или непригодными для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным требованиям. Данный пункт содержит в себе диспозитивную норму, которая позволяет регулировать отношения по собственному усмотрению. Данный пункт Положения не предусматривает обязанности органа местного самоуправления по принятию решений о признании частных жилых домов и помещений, пригодными или непригодными для проживания граждан.
Решением суда заявление прокурора было удовлетворено. Суд признал недействующим п. 4 приложения № 2 к Постановлению Главы Администрации г. Екатеринбурга от 17.04.2006 № 297 "О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Екатеринбурга" в редакции Главы Администрации г. Екатеринбурга от 30.09.2011 № 4078 в части слов: "ранее находящихся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург".
С решением не согласилась Администрация г. Екатеринбурга, в жалобе просит отменить его. В обоснование доводов, в жалобе указано, что удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что оспариваемый нормативный акт противоречит требованиям ст. 55 Конституции Российской Федерации и нарушает конституционный принцип равенства. Однако суд, применил при разрешении дела закон, который не подлежит применению, что является основанием для отмены решения суда. Удовлетворяя требования прокурора, суд внес целесообразные, с его точки зрения, изменения в действующее федеральное законодательство и законодательство органа местного самоуправления, хотя этот вопрос не подведомственен суду. В результате удовлетворения заявления прокурора, может возникнуть ситуация, когда собственник жилого помещения будет освобожден от своих обязанностей по содержанию принадлежащего ему жилья.

Обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность вынесенного судом решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушение или неправильное применение норм материального права может являться основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке только в том случае, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Правильное по существу решение суда первой инстанции, в силу ч. 6 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Пункт 6 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за сохранностью и использованием жилищного фонда.
В силу ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту Положение).
Пункт 2 Положения предусматривает, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Орган местного самоуправления, в силу п. 8 Положения, вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Положение не предусматривает наличие у органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по принятию решений о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории пригодными или непригодными для проживания граждан.
Анализируя приведенные выше положения законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что решение вопроса о признании частных (принадлежащих гражданам) жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Однако решение этого вопроса возможно только по результатам оценки соответствующего жилого помещения межведомственной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления.
Следовательно, обязанность оценки частных жилых помещений и принятие решения о признании их пригодными (непригодными) для проживания граждан, лежит на органе местного самоуправления, на соответствующей территории которого располагается данное жилое помещение.
Поэтому доводы Администрации г. Екатеринбурга об отсутствии у нее обязанности производить оценку частных жилых помещений и принимать решение о признании их пригодными (непригодными) для проживания, не основаны на законе. Эти доводы суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание.
Так как Положением установлен одинаковый порядок признания, как муниципального жилого помещения, так и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, то и частные жилые помещения могут быть признаны таковыми только по результатам их оценки соответствующей межведомственной комиссией.
Постановлением главы г. Екатеринбурга от 17.04.2006 № 297 "О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда города Екатеринбурга" создана межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Екатеринбурга и утвержден ее состав, который приведен в приложении к данному Постановлению. Кроме этого, пунктом 3 данного Постановления, созданной межведомственной комиссии было делегировано право принимать решение о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Таким образом, Администрация г. Екатеринбурга, исполняя предписания, содержащиеся в п. 8 Положения, делегировала созданной межведомственной муниципальной комиссии обязанность проведения оценки частных жилых помещений, находящихся на территории г. Екатеринбурга на предмет признания их пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также и обязанность по принятию решения о признании их пригодными (непригодными) по результатам оценки.

Постановлениями Главы г. Екатеринбурга от 27.06.2006 № 578, от 14.02.2007 № 367, от 30.12.2009 № 5971, Постановлениями Главы Администрации г. Екатеринбурга от 05.05.2011 № 1942 и от 30.09.2011 № 4078 в первоначальную редакцию Постановления главы г. Екатеринбурга от 17.04.2006 № 297 вносились изменения, касающиеся состава данной комиссии. Однако, представленные Администрацией г. Екатеринбурга в суд апелляционной инстанции документы, не свидетельствуют о том, что до настоящего времени из первоначальной редакции данного Постановления был исключен или признан утратившим силу пункт 3, делегирующий этой межведомственной комиссии право проводить оценку частных жилых помещений и принимать решение о признании их пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Кроме того, Постановлением Главы Администрации г. Екатеринбурга от 05.05.2011 № 1932 в Постановление Главы Екатеринбурга от 17.04.2006 № 297 были внесены изменения, Постановление дополнено приложением № 2 "Регламент работы межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Екатеринбурга" (далее по тексту Регламент).
Пункт 4 Регламента включал в себя полномочие межведомственной комиссии по оценке соответствия частных жилых помещений, находящихся на территории города Екатеринбурга, требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания, за исключением помещений, расположенных в одноквартирных и многоквартирных домах, все помещения которых находятся в частной собственности.
Постановлением Главы Администрации г. Екатеринбурга от 30.09.2011 № 4078 пункт 4 Регламента изложен в новой редакции: "Комиссия наделяется полномочиями по оценке соответствия частных жилых помещений, расположенных на территории города Екатеринбурга, ранее находящихся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург", требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания".
Данное Постановление было опубликовано в газете "Вечерний Екатеринбург" 7.10.2011, т.е. вступило в действие с этого момента и действует по настоящее время.
Пункт 4 Регламента, в редакции Постановления Главы Администрации г. Екатеринбурга от 30.09.2011 № 4078, фактически возлагает на межведомственную комиссию обязанность по оценке и принятию решений о признании пригодными (непригодными) не всех частных жилых помещений, находящихся на территории г. Екатеринбурга, а только тех, которые ранее находились в собственности муниципального образования "город Екатеринбург".
Вместе с этим, как уже указано выше, продолжают действовать положения п. 3 Постановления главы Екатеринбурга от 17.04.2006 № 297 (в первоначальной редакции), делегирующие этой межведомственной комиссии право принимать решение о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Таким образом, пункт 4 Регламента, в редакции Постановления Главы Администрации г. Екатеринбурга от 30.09.2011 № 4078, в части слов "ранее находящихся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург", противоречит не отмененному и действующему до настоящего времени п. 3 Постановления главы Екатеринбурга от 17.04.2006 № 297 (в первоначальной редакции).
Ограничение полномочий межведомственной комиссии по принятию решения о признании пригодными (непригодными) для проживания граждан частных жилых помещений, ранее не находившихся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург" пунктом 4 Регламента, в редакции Постановления Главы Администрации г. Екатеринбурга от 30.09.2011 № 4078, противоречит и п. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, поскольку положения этого пункта содержат предписание о делегировании комиссии полномочий по оценке всех частных жилых помещений и принятию решения о признании их пригодными (непригодными) для проживания граждан, и не предполагают передачи этих полномочий только в части определенной категории частных жилых помещений, как имеет место быть в оспариваемом нормативном акте.
С учетом этого, п. 4 Регламента в оспариваемой его части противоречит ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок признания жилого помещения непригодным для проживания.
Такое дробление полномочий, недопустимо и по той причине, что на территории г. Екатеринбурга отсутствует иная межведомственная комиссия, которая бы могла принимать решения о признании пригодными (непригодными) для проживания граждан иных частных жилых помещений, ранее не находившихся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург", что установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами.
Противоречие п. 4 Приложения № 2 к Постановлению Главы Администрации г. Екатеринбурга от 17.04.2006 № 297 "О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Екатеринбурга" (Регламента) в редакции Постановления Главы Администрации г. Екатеринбурга от 30.09.2011 № 4078 в части слов "ранее находящихся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург" приведенным выше требованиям законодательства, в силу ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания недействующим этого нормативного акта в оспариваемой части.
Таким образом, судом первой инстанции принято правильное решение, оснований для отмены которого, судебная коллегия не находит.
Признание нормативного правового акта не действующим в указанной части, не является основанием для освобождения собственников частных жилых помещений от установленного гражданским законодательством бремени содержания своего имущества, как не возлагает и на орган местного самоуправления дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены действующим законодательством.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 17 октября 2012 г. оставить без изменения, а жалобу Администрации г. Екатеринбурга - без удовлетворения.

Председательствующий
И.А.СИЛИНА

Судьи
Д.И.ГЫЛКЭ
Е.С.ШУМКОВ


------------------------------------------------------------------