Постановление Правительства Свердловской области от 16.01.2013 N 3-ПП "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы в Свердловской области"



ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2013 г. № 3-ПП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
НА 2013 - 2017 ГОДЫ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области
от 02.07.2013 № 818-ПП)

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и формирования региональной политики по улучшению положения детей в Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Стратегию действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы в Свердловской области (прилагается).
2. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Ю.И. Биктуганов) совместно с Министерством социальной политики Свердловской области (А.В. Злоказов), Министерством здравоохранения Свердловской области (А.Р. Белявский), Министерством культуры Свердловской области, Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области (Л.А. Рапопорт) подготовить проект положения о Координационной комиссии по вопросам реализации Стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы в Свердловской области в срок до 1 апреля 2013 года.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 02.07.2013 № 818-ПП)
3. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Ю.И. Биктуганов) совместно с Министерством социальной политики Свердловской области (А.В. Злоказов), Министерством здравоохранения Свердловской области (А.Р. Белявский), Министерством культуры Свердловской области, Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области (Л.А. Рапопорт) разработать план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы в Свердловской области в срок до 1 марта 2013 года.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области разработать и утвердить программу (план) действий в интересах детей на территории соответствующего муниципального образования в срок до 1 марта 2013 года.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 02.07.2013 № 818-ПП)
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В.А. Власова.
6. Настоящее Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования в "Областной газете".

И.о. Председателя Правительства
Свердловской области
В.А.ВЛАСОВ





Утверждена
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 16 января 2013 г. № 3-ПП

СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2013 - 2017 ГОДЫ
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны разработана и принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы") (далее - Национальная стратегия).
Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. В развитие положений Национальной стратегии разработана настоящая Стратегия действий в интересах детей в Свердловской области (далее - Региональная стратегия).

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р), Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года (Постановление Правительства Свердловской области от 28.08.2008 № 873-ПП "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года"), Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года").
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: создан институт уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджета Свердловской области, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. В Свердловской области проведена широкомасштабная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.
Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании остаются актуальными: нередко преступления несовершеннолетними совершаются в состоянии опьянения.
Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ДЕТСТВА

Основными проблемами в сфере детства являются:
1) недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;
2) высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;
3) распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;
4) низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;
5) неравенство между муниципальными образованиями в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей;
6) социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении);
7) нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;
8) отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

Глава 2. КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Ключевыми принципами Региональной стратегии являются:
1) реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Свердловской области должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;
2) защита прав каждого ребенка. В Свердловской области должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимых мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств;
3) максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Свердловской области должны развиваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности;
4) сбережение здоровья каждого ребенка. В Свердловской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях;
5) технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Свердловской области необходимо продолжить внедрение эффективных технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений;
6) особое внимание уязвимым категориям детей. В Свердловской области во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо продолжать внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество;
7) обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Свердловской области формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо развивать условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями;
8) партнерство во имя ребенка. В Свердловской области политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.
Региональная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.
Региональная стратегия разработана с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы, утверждена 15 февраля 2012 года и включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.
Реализацию Региональной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Региональной стратегии.

Раздел 2. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ

Глава 3. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Стабильное увеличение числа родившихся детей в Свердловской области наблюдается с 2000 года. Вместе с тем темпы прироста числа родившихся замедляются. Показатель рождаемости возрос незначительно - на 3 процента, достигнув 13,5 промилле, что выше аналогичного показателя по России (12,5 промилле). Выше областного уровень рождаемости в Западном управленческом округе Свердловской области и Восточном управленческом округе Свердловской области. Ниже областного показатели рождаемости в Южном управленческом округе Свердловской области, Горнозаводском управленческом округе Свердловской области и Северном управленческом округе Свердловской области. С 2008 года в муниципальном образовании "город Екатеринбург" количество записей актов о рождении превышает количество записей актов о смерти. С 2010 года не изменилось количество детей, рожденных у родителей, состоящих в зарегистрированном браке, и составило 70,7 процента.
В целом в Свердловской области на долю детей в возрасте 0 - 17 лет приходилось 18,1 процента в общей численности населения Свердловской области (аналогичный показатель по России составлял 18,3 процента).
С 2007 года сохраняется устойчивая тенденция увеличения числа многодетных семей, проживающих в Свердловской области. На 1 января 2012 года на территории Свердловской области проживали 25216 многодетных семей, в которых воспитывались 81947 детей в возрасте от 0 до 18 лет. Незначительно снижается количество одиноких матерей (одинокими матерями в 2011 году зарегистрировано 15,52 процента рождений, в 2010 году - 16,22 процента, в 2009 году - 17,81 процента, в 2008 году - 17,74 процента).
Сокращается число семей, находящихся в социально опасном положении, и детей в них. Вместе с тем социальное неблагополучие института семьи, продолжая оставаться достаточно высоким, сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав (1,65 тыс. родителей в 2011 году).
Имеются случаи жестокого обращения с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями.

Глава 4. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Основными задачами Региональной стратегии являются:
1) создание условий для выполнения семьей социально значимых функций, в том числе по воспитанию детей, через укрепление и развитие института семьи, возрождение ее исконных традиций и устоев, повышение ее внутренних ресурсов;
2) сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода;
3) повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям;
4) обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним;
5) обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

Глава 5. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Первоочередными мерами реализации Региональной стратегии являются:
1) проведение мониторинга законодательства Свердловской области в сфере защиты семьи и детства;
2) оптимизация полномочий государственных органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей;
3) реализация в Свердловской области глобальной инициативы Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям";
4) создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть "Интернет", организации и учреждения для детей;
5) проведение межведомственного анализа основных аспектов положения семьи и детей в Свердловской области и утверждение ежегодного государственного доклада о положении семьи и детей в Свердловской области;
6) формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства на основе индикаторов мониторинга эффективности мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, разработанных Федеральной службой государственной статистики.

Глава 6. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОКРАЩЕНИЕ БЕДНОСТИ
СРЕДИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

Сокращению бедности среди семей с детьми будет способствовать предоставление социальных выплат и мер социальной поддержки семьям с детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

Глава 7. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
БЕЗОПАСНОГО И КОМФОРТНОГО СЕМЕЙНОГО ОКРУЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

На формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей направлены следующие меры:
1) реализация и совершенствование областных целевых программ, пропагандирующих ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей через средства массовой информации, систему образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры;
2) обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми;
3) повышение доступности услуг для семей с детьми за счет активного развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций;
4) продолжение информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми;
5) формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей;
6) развитие и совершенствование системы подготовки, повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей;
7) организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших.

Глава 8. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ
ИЗЪЯТИЯ РЕБЕНКА ИЗ СЕМЬИ, СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

На профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства направлены следующие меры:
1) развитие системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной политики, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи;
2) обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска, участковых социальных служб, мобильных бригад, кризисных отделений для женщин;
3) обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми;
4) развитие системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей.

Глава 9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Ожидаемые результаты реализации Региональной стратегии:
1) снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности;
2) снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении;
3) формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства;
4) повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
5) создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях;
6) сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.

Раздел 3. ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ,
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ

Глава 10. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и других, а также развитие негосударственного сектора.
Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования. В целях решения системных задач, обозначенных в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в Свердловской области реализуется областная целевая программа "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011 - 2015 годы (Постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1472-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011 - 2015 годы"). В рамках реализации данной инициативы особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования. Предстоит серьезное обновление программ и методов работы школы, устранение искусственной дифференциации школ по качеству образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.
Региональная система оценки качества образования строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами оценки качества образования, участия в построении этой системы (в части, касающейся общего образования) органов управления образованием всех уровней (федеральных, региональных и муниципальных) и непосредственно образовательных учреждений.
Таким образом, создаваемая региональная система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.
Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного экзамена, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов. В первую очередь это касается системы общественного наблюдения, которая с 2011 года введена на законодательной основе.
Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом не реализованными. Этими проблемами являются:
1) дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, неопределенность в оценке уровня качества дошкольного образования, ограничение доступа детей-инвалидов к услугам дошкольного образования;
2) дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию;
3) отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей, неэффективное управление этим процессом и формализованный контроль качества образовательных услуг;
4) несоответствие современной системы образования и обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети "Интернет" и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.
Низкий уровень образованности и развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям.

Глава 11. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ
И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Основными задачами обеспечения доступности и качества образования являются:
1) обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
3) создание региональной системы оценки качества образования, обеспечивающей единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся и качества образовательной деятельности образовательных учреждений, преемственность ступеней общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений;
4) обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей;
5) развитие воспитывающей среды образовательных учреждений, формирование социального партнерства в сфере воспитания детей, обеспечивающих их позитивную социализацию;
6) развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей;
7) расширение государственной поддержки развития детских библиотек (в том числе библиотек образовательных учреждений), литературы, кино и телевидения для детей;
8) развитие системы профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде;
9) обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Глава 12. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

На обеспечение доступности и качества образования направлены следующие меры:
1) обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развития всех форм дошкольного образования, включая негосударственный сектор;
2) обеспечение развития способностей каждого ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении, доступности для каждого обучающегося выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам;
3) законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);
4) обеспечение реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования;
5) создание условий для развития различных вариантов поликультурной модели дошкольного и общего образования, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности;
6) продолжение внедрения различных форм оценки достижений обучающихся;
7) внедрение современных технологий общественного контроля в образовании, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий;
8) обеспечение предоставления детям качественного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в образовательных учреждениях. Нормативное закрепление услуг психолого-педагогического сопровождения в рамках государственного и муниципального задания общеобразовательным учреждениям;
9) развитие системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей, повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.

Глава 13. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОДДЕРЖКУ
ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

На поддержку талантливых детей и молодежи направлены следующие меры:
1) поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми;
2) развитие регионального ресурсного центра для работы с талантливыми детьми. Создание и развитие региональных центров по работе с одаренными детьми на базе государственных учреждений. Обеспечение системы летнего отдыха и оздоровления, ориентированной на развитие талантов детей;
3) развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы с талантливыми детьми, в том числе разработка методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки талантливых детей для использования в массовой школе и в специализированных школах для талантливых детей, а также для работы с их родителями (законными представителями);
4) обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи;
5) обеспечение плана подготовки и реализации Плана мероприятий по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов Свердловской области.

Глава 14. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ

На развитие воспитания и социализацию детей направлены следующие меры:
1) внедрение современных программ развития воспитывающей среды на уровне муниципальных образований, включая образовательные программы, программы патриотического воспитания, программы по работе с детьми в области спорта, культуры, молодежной политики, направленные на формирование социальной компетентности, гражданской идентичности, культуры толерантности, здорового образа жизни;
2) поддержка и развитие ресурсного обеспечения (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) воспитательной деятельности и деятельности, направленной на профилактику девиантных форм поведения детей;
3) обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов предупреждения детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции; разработка эффективных механизмов профилактики девиантных форм поведения детей;
4) внедрение механизмов социального партнерства органов управления образованием, гражданского общества, средств массовой информации, органов иных ведомств, родительских сообществ, иных заинтересованных сторон в сфере воспитания и социализации детей.

Глава 15. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИНФРАСТРУКТУРЫ
ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

На развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей направлены следующие меры:
1) расширение сети учреждений дополнительного образования для детей, детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, загородных оздоровительных лагерей, трудовых лагерей и отрядов, различных форм самодеятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности;
2) развитие системы поддержки в Свердловской области музейных учреждений, школ искусств, реализующих программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) оказание государственной поддержки телевизионным каналам и передачам для детей, подростков, детским театрам, кино- и телестудиям;
4) формирование государственного заказа на издательскую, кино- и компьютерную продукцию;
5) оказание государственной поддержки публичным электронным библиотекам, музейным, театральным и иным интернет-ресурсам для детей и подростков;
6) реализация системы мер по сохранению и развитию специализированных детских библиотек;
7) оказание государственной поддержки разработке и реализации комплексных межотраслевых программ, а также акциям по развитию детского чтения и литературы для детей; организации открытых конкурсов на создание литературных произведений для детей;
8) развитие и перевод в режим межведомственного сотрудничества системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей;
9) доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, учреждений органов по делам молодежи, до уровня не ниже среднего для учителей в Свердловской области.

Глава 16. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТСТВА

На обеспечение информационной безопасности детства направлены следующие меры:
1) развитие медиаобразования педагогических работников, развитие медиаобразовательных программ для детей (в том числе в части правил безопасного поведения в интернет-пространстве: профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию);
2) обеспечение внедрения правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия и соответствующей им атрибутики;
3) внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей;
4) создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет".

Глава 17. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ
И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

При обеспечении доступности и качества образования, информационной безопасности детей предполагается достичь следующих результатов:
1) обеспечение доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации;
2) организация образования детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий;
3) расширение возможностей образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных и общеобразовательных учреждениях;
4) расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для талантливых детей);
5) повышение рейтинга результатов обучающихся в Свердловской области в международных оценках качества образования;
6) рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях;
7) увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах дополнительного образования, творческой деятельности;
8) увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, в том числе не менее 75 процентов - на бесплатной основе;
9) повсеместная доступность для детей различных видов психолого-медико-социального сопровождения и экстренной психологической помощи в трудной жизненной ситуации;
10) увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям;
11) сокращение числа проявлений асоциального поведения детей и подростков;
12) стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий;
13) увеличение вариативности программ дополнительного образования, в том числе реализуемых музеями и культурными центрами;
14) рост посещаемости детских библиотек, музеев, культурных центров, театров;
15) создание надежной системы защиты детей от противоправного контента;
16) сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет-среде.

Раздел 4. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ДРУЖЕСТВЕННОЕ К ДЕТЯМ,
И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Глава 18. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

В Свердловской области приоритетными считаются мероприятия в службе охраны здоровья матери и ребенка. За последние годы сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи в службе охраны здоровья матери и ребенка. Развита система межтерриториальных перинатальных центров, межмуниципальных детских центров. Четко выстроена маршрутизация пациентов в соответствии с федеральными порядками и этапностью оказания помощи. Проводится неонатальный скрининг на 16 наследственных заболеваний. В течение 2012 года на территории Свердловской области проводится пренатальная диагностика первого триместра с целью выявления врожденных пороков развития. Большая работа проводится по медицинскому обеспечению в образовательных учреждениях Свердловской области. В 2012 году будет закончено лицензирование медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений, а в 2013 году - в дошкольных образовательных учреждениях. Активно на территории Свердловской области работают детские центры здоровья, Клиники, Дружественные к молодежи. В рамках программы модернизации в учреждениях родовспоможения и детства проводятся капитальные ремонты, оснащение оборудованием. Благодаря планомерной работе достигнуты положительные результаты: за 2011 год показатель младенческой смертности составил 5,8 промилле. С января 2012 года Свердловская область перешла на регистрацию маловесных детей с 22 недель беременности с весом от 500 грамм. С учетом подготовительных проведенных мероприятий показатель ранней неонатальной смертности вырос незначительно. Улучшение качества оказания медицинской помощи на всех уровнях всем категориям детей станет основной задачей на последующие годы. Будет сделан акцент на амбулаторно-поликлинический этап и дальнейшее развитие профилактических технологий.

Глава 19. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ
ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Основными задачами создания дружественного к ребенку здравоохранения являются:
1) создание условий для развития каждого ребенка с рождения, улучшения качества медицинских услуг;
2) приоритет амбулаторно-поликлинической помощи;
3) развитие современных профилактических технологий, организация детских реабилитационных центров на территории Свердловской области;
4) развитие подростковой медицины, увеличение количества Клиник, Дружественных к молодежи;
5) приведение в соответствие с федеральными порядками службы охраны здоровья матери и ребенка;
6) дальнейшее совершенствование трехуровневой системы оказания медицинской помощи в службе охраны матери и ребенка;
7) формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства;
8) формирование мотивации к здоровому образу жизни;
9) совершенствование системы медицинского обеспечения, обеспечение качественным питанием детей в образовательных учреждениях.

Глава 20. МЕРЫ ПО СОЗДАНИЮ ДРУЖЕСТВЕННОГО
К РЕБЕНКУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

На создание дружественного к ребенку здравоохранения направлены следующие меры:
1) совершенствование нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям;
2) внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи детям;
3) совершенствование работы кризисных центров для беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для предотвращения отказов от ребенка;
4) обеспечение юридического и психологического сопровождения рожениц в женских консультациях и родильных домах;
5) совершенствование системы оказания трехуровневой перинатальной и детской помощи;
6) осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой, детской и перинатальной смертности;
7) совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях с целью профилактики хронических заболеваний;
8) дальнейшее совершенствование работы реанимационно-консультативных центров для детей;
9) дальнейшее совершенствование неонатального и пренатального скрининга первого триместра беременности с целью своевременного выявления наследственных заболеваний и врожденных пороков развития;
10) развитие технологий комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а также оказание необходимой помощи их семьям;
11) обеспечение всех нуждающихся детей высокотехнологичной медицинской помощью;
12) ведение федерального регистра детей с редкими заболеваниями, обеспечение лечебными препаратами, специальными продуктами питания;
13) открытие в 2013 году детского отделения на 25 коек на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная детская клиническая больница № 1" для оказания паллиативной медицинской помощи детям, страдающим неизлечимыми заболеваниями. Дальнейшее совершенствование работы выездной детской бригады по оказанию паллиативной помощи детям на территории города Екатеринбурга;
14) продолжение диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в организациях или находящихся на семейном воспитании, 14-летних подростков, а также диспансеризации в декретированные возрастные сроки;
15) развитие подростковой медицины:
дальнейшее развитие сети Клиник, Дружественных к молодежи;
открытие центра репродуктивного здоровья детей и подростков в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Областная детская клиническая больница № 1" в 2013 году;
продолжение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних;
создание кризисных центров для оказания помощи несовершеннолетним беременным и матерям с детьми, развитие патронатных центров сопровождения одиноких матерей из числа детей-сирот;
продолжение работы по организации медицинского обеспечения в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях. В 2013 году планируется закончить лицензирование медицинской деятельности в медицинских кабинетах образовательных учреждений, в том числе в срок до 2014 года в детско-юношеских спортивных школах;
повышение ответственности медицинского персонала медицинских учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям.

Глава 21. МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЛИТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

На развитие политики формирования здорового образа жизни детей и подростков направлены следующие меры:
1) обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть "Интернет", телефоны службы анонимного консультирования;
2) привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью;
3) распространение здоровьесберегающих технологий обучения на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями;
5) внедрение инновационных оздоровительных технологий в работу образовательных учреждений и организаций;
6) повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C, туберкулеза, и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения;
7) активизация деятельности вновь созданных центров здоровья для детей в общеобразовательных учреждениях и их взаимодействие с медицинскими детскими центрами здоровья, Клиниками, Дружественными к молодежи, и учреждениями здравоохранения, оказывающими помощь в образовательных учреждениях в медицинских кабинетах;
8) проведение мониторинга по стандартной оценке качества жизни ребенка, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты;
9) внедрение регулярного мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков;
10) внедрение новых видов отдыха и досуга для подростков, исключающих традиции курения, употребления алкогольной продукции;
11) обеспечение культурного, здорового досуга детей и подростков, проживающих в малых городах и сельской местности, в том числе в рамках реализации государственных целевых программ;
12) активизация работы по исполнению соответствующих ведомственных нормативных правовых актов о психологическом тестировании обучающихся в образовательных учреждениях на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ;
13) создание круглогодичных центров отдыха и оздоровления детей на базе областных лечебных и санаторно-курортных организаций.

Глава 22. МЕРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ
ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОСНОВАННОЙ
НА ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

На формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственно-частного партнерства, направлены следующие меры:
1) разработка системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, в том числе по нормативному финансированию программ в данной сфере;
2) расширение сети санаторно-курортных учреждений для совместного пребывания детей с родителями (законными представителями).

Глава 23. МЕРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА И РЕЖИМА ПИТАНИЯ

На формирование культуры здорового питания детей и подростков, обеспечение качества и режима питания как залога здоровья ребенка направлены следующие меры:
1) организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу, по формированию культуры здорового питания;
2) осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования;
3) обеспечение регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.

Глава 24. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОЗДАНИЯ
ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Предполагается достичь следующих результатов:
1) снижение показателей младенческой и детской смертности;
2) доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг;
3) дальнейшее совершенствование материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих помощь матерям и детям;
4) повсеместное формирование у детей и подростков мотивации к здоровому образу жизни, здоровой семье;
5) увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков;
6) обеспечение детей качественным питанием в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях;
7) сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества;
8) наличие доступной развитой сети учреждений, включая телефоны доверия, консультирование в режиме "онлайн", оказывающих помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
9) сокращение числа подростковых суицидов;
10) снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек;
11) доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей;
12) увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
13) доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.

Раздел 5. РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБОЙ ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА

Глава 25. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей. Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации.
Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году составило 19661 человек.
Активная государственная политика, направленная на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привела к значительному сокращению числа детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в институциональных условиях общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией выпускников учреждений интернатного типа, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях.
На начало 2011 года в Свердловской области состояли на учете 8978 детей-инвалидов. При этом многие дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности в возрасте от полутора до двух лет, не имеют этого статуса и, соответственно, права на установленные законом меры социальной поддержки, хотя остро нуждаются в реабилитации и помощи.
Более 80 процентов детей-инвалидов воспитываются в неполных семьях, находящихся в бедственном материальном положении, усугубляемом наличием различных "барьеров инвалидности" и психологической изоляцией в силу равнодушного или нетерпимого отношения окружающих к детям-инвалидам, самоизоляцией семей. Острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав на образование, реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи. Часто это является причиной отказа родителей от таких детей и высокого уровня социального сиротства среди детей данной категории.
Сложной проблемой является положение ВИЧ-инфицированных детей (102 ребенка) и детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей (1126 детей в 2011 году): до момента установления ВИЧ-статуса таких детей для них характерны повсеместная дискриминация в доступе к образованию, сфере досуга и отдыха, а в ряде случаев - к медицинской помощи, а также практически полное отсутствие перспектив семейного устройства.
В результате реализации в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" комплекса мер по профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции частота ее реализации сократилась до 8 процентов, но это не является удовлетворительным результатом.
Недостаточно обеспечена защита рожденных детей от вертикальной передачи ВИЧ-инфекции вследствие неполного охвата ВИЧ-инфицированных матерей соответствующей лекарственной помощью, а также не исключена передача вируса в период грудного вскармливания ребенка.

Глава 26. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБОЙ ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА

Основными задачами создания равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, являются:
1) обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) модернизация сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
3) развитие системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе;
4) обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду;
5) развитие системы ранней профилактики инвалидности у детей;
6) всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников начиная с раннего возраста, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.

Глава 27. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАЩИТУ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ
ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

На защиту прав детей и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлены следующие меры:
1) разработка и внедрение программы комплексной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раннего возраста;
2) организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи;
3) совершенствование системы подготовки и стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) применение обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители;
5) улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа;
6) создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка;
7) перепрофилирование учреждений интернатного типа в центры психолого-медико-социального сопровождения, службы по поддержке семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, реабилитационные центры, другие учреждения в соответствии с потребностями региона;
8) обеспечение готовности к переходу к системе открытого усыновления с отказом от тайны усыновления;
9) обеспечение выполнения в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Рекомендаций Комитета министров Совета Европы о правах детей, находящихся в учреждениях опеки;
10) продолжение реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разукрупнения, создания в них условий, приближенных к семейным, создания новых современных детских домов квартирного типа и в форме детской деревни с учетом международных норм и современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при активном участии волонтеров и некоммерческих организаций;
11) совершенствование образовательных программ учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части подготовки детей к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них;
12) развитие системы социального сопровождения для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования и при трудоустройстве;
13) внедрение правовых механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах и домах-интернатах;
14) развитие системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
15) совершенствование законодательства в области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.

Глава 28. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

На государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья направлены следующие меры:
1) подготовка институтов государственных органов, действующих на территории Свердловской области, к обеспечению замены медицинской модели детской инвалидности на социальную, в основе которой лежит создание условий для нормальной полноценной жизни в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов;
2) активизация работы по устранению различных барьеров в рамках реализации государственной программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы;
3) создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе;
4) обеспечение укомплектованности психолого-медико-педагогических комиссий современными квалифицированными кадрами в целях предотвращения гипердиагностики детей, переориентация работы комиссий на составление оптимального образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
5) законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;
6) обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование;
7) нормативно-правовое регулирование порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
8) внедрение эффективных механизмов предупреждения дискриминации в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение немедленного и результативного реагирования в случае нарушения их права на инклюзивное образование. Пересмотр критериев установления инвалидности для детей;
9) обеспечение готовности институтов Свердловской области к реформированию системы медико-социальной экспертизы (комплектование квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий);
10) внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями;
11) обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих родителей, а также детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в социальных учреждениях, к образованию, юридической, медицинской помощи и социальному обеспечению;
12) проведение мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости; создание и ведение базы данных, касающихся потребностей в указанных услугах детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
13) развитие программы патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, со стороны служб участковых социальных работников, предоставления услуг временного размещения ребенка-инвалида в замещающую семью;
14) создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях; разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; создание системы творческой реабилитации, вовлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия физкультурой и спортом;
15) обеспечение готовности Свердловской области к реализации мер, позволяющих приравнять деятельность по уходу за ребенком-инвалидом одного из родителей (единственного родителя) к трудовой деятельности. Обеспечение создания рабочих мест для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий;
16) организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования с использованием их научно-практического потенциала;
17) расширение профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции и СПИДа, включая обязательное дородовое обследование беременных женщин независимо от наличия у них регистрации по месту жительства и гражданства, бесплатное обеспечение кормящих ВИЧ-инфицированных матерей молочными смесями для кормления ребенка, с привлечением средств, предусмотренных для реализации приоритетного национального проекта "Здоровье";
18) включение показателей профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции в статистическую отчетность службы охраны материнства и детства в качестве целевого индикатора эффективности ее деятельности;
19) проведение просветительской деятельности среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки детей-сирот, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным членам общества, пропаганде социальной значимости ответственного родительства.

Глава 29. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
В ОСОБОЙ ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА

Результатами обеспечения равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, являются:
1) увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, с 73,0 процента в 2012 году до 78 процентов в 2017 году;
2) сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации;
3) создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий для полноценного их развития и образования. Сокращение времени нахождения ребенка в условиях институционализации (в медицинских и образовательных учреждениях); введение запрета на помещение детей в возрасте до трех лет в дома-интернаты;
4) увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям;
5) создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
6) создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги;
7) снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования;
8) распространение среди населения толерантного, уважительного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (по данным социологических опросов);
9) искоренение вертикальной передачи ВИЧ-инфекции.

Раздел 6. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И
ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ПРАВОСУДИЯ

Глава 30. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

В настоящее время в Российской Федерации и Свердловской области отсутствует эффективная система защиты детства, не разработаны стандарты обеспечения и защиты прав ребенка, механизм планомерного выполнения на межведомственном уровне положений Конвенции о правах ребенка и заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, не определен координирующий федеральный орган исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей. Не отвечает требованиям времени деятельность органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей.
Ежегодно десятки тысяч российских детей вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации надлежит обеспечить доступ детей к правосудию вне зависимости от их процессуальной правоспособности и статуса, что будет способствовать созданию дружественного к ребенку правосудия.
Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер.
Координация деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на комиссии по делам несовершеннолетних. Однако правовая основа работы этих комиссий не соответствует стоящим перед ними целям и задачам.

Глава 31. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И
ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ПРАВОСУДИЯ

Основными задачами создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия являются:
1) развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей (в развитие федерального законодательства в пределах компетенции Свердловской области);
2) совершенствование деятельности органов опеки и попечительства;
3) создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений детей;
4) создание системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку;
5) реализация принципов создаваемой системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку, в деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и мировых судей Свердловской области;
6) совершенствование системы работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
7) принятие на уровне Свердловской области мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию;
8) создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.

Глава 32. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕФОРМИРОВАНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЧАСТИ,
КАСАЮЩЕЙСЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ

На реформирование законодательства Свердловской области в части, касающейся защиты прав и интересов детей, направлены следующие меры:
1) приведение законодательства Свердловской области в части, касающейся защиты прав и интересов детей, в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами с участием Российской Федерации и международными стандартами в области прав ребенка, а также с рекомендациями Совета Европы по правосудию в отношении детей;
2) внесение изменений в законодательство Свердловской области в части, касающейся установления мер повышенной защиты прав детей, пострадавших от преступных посягательств, обеспечения конфиденциальности информации об участии в уголовном деле несовершеннолетнего, а также введения ответственности за распространение сведений о таком несовершеннолетнем, в том числе через сеть "Интернет" и средства массовой информации;
3) определение координирующего органа по выработке и реализации государственной политики в отношении детей;
4) создание государственно-общественного механизма реализации Конвенции о правах ребенка;
5) усиление института уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области путем принятия соответствующих законодательных актов, определяющих их компетенцию и права, включая право на обращение в суд, порядок представления докладов;
6) совершенствование работы органов опеки и попечительства, повышение ответственности специалистов этих органов, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребенка его родной семьи.

Глава 33. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ
ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ПРАВОСУДИЯ

На создание дружественного к ребенку правосудия направлены следующие меры:
1) под дружественным к ребенку правосудием в Российской Федерации подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела;
2) основные принципы и элементы дружественного к ребенку правосудия: общедоступность; соответствие возрасту и развитию ребенка; незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка;
3) в целях развития дружественного к ребенку правосудия в Свердловской области предусматривается:
реализация законодательно установленного поэтапного введения дружественного к ребенку правосудия, в том числе его форм, принципов и механизмов осуществления;
принятие мер по обеспечению доступа детей к международному правосудию для защиты их прав и интересов;
обеспечение выполнения Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 года), Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990 года), рекомендаций Комитета министров Совета Европы о европейских правилах для несовершеннолетних правонарушителей, подвергаемых наказанию и мерам воздействия;
проведение научных, социологических исследований в целях выработки эффективной политики в отношении детей, совершивших правонарушения, планирования ее реализации и оценки достигнутых результатов;
проведение научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания;
создание сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением;
развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;
организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков;
4) в целях законодательного обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Свердловской области предусматривается:
реформирование деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с федеральным законодательством;
внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей;
5) в рамках законодательной инициативы разработка предложений по расширению спектра мер воспитательного характера.

Глава 34. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
В ПЕРИОД НАХОЖДЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА
И ПОСЛЕ ИХ ОСВОБОЖДЕНИЯ

На улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы, специальных учреждениях закрытого типа и после их освобождения направлены следующие меры:
1) участие в реализации на территории Свердловской области системы пробации, позволяющей обеспечить высокую эффективность работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и координация деятельности муниципальных органов власти и исполнительных органов субъекта Российской Федерации с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;
2) организация работы с семьями и ближайшим социальным окружением несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, в целях восстановления нарушенных внутрисемейных связей и оказание помощи таким несовершеннолетним в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания;
3) внедрение инновационных программ профессионального обучения детей, лишенных свободы, для приобретения ими современных профессий, востребованных на рынке труда;
4) развитие системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в конфликте с законом, в том числе возрождение института общественного контроля за поведением несовершеннолетних, совершивших правонарушения;
5) разработка программы ресоциализации отбывших наказание несовершеннолетних и формирование государственного и муниципального заказов по адресному оказанию данной услуги;
6) обеспечение разнообразия рабочих мест для несовершеннолетних, осужденных к исправительным и обязательным работам, в целях повышения эффективности исполнения наказания.

Глава 35. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ
НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И
РЕАБИЛИТАЦИЮ ДЕТЕЙ - ЖЕРТВ НАСИЛИЯ

На предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия направлены следующие меры:
1) разработка комплексной программы по предотвращению насилия, в том числе в семье, в отношении детей и реабилитации детей - жертв насилия. Обеспечение выполнения Руководящих принципов Организации Объединенных Наций, касающихся правосудия в вопросах, связанных с участием детей - жертв и свидетелей преступлений, 2005 года;
2) развитие сети организаций, осуществляющих психологическую помощь и обеспечивающих социальную реабилитацию детей - жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.

Глава 36. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И
ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ПРАВОСУДИЯ

Предполагается достичь следующих результатов:
1) создание эффективной многоуровневой системы защиты детства, основанной на международных стандартах;
2) повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи;
3) снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей;
4) расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка;
5) повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы.

Раздел 7. ДЕТИ - УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Глава 37. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
В Свердловской области созданы правовые основы для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления. Свердловская область включилась в реализацию глобальной инициативы Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям", одна из целей которой состоит в расширении участия детей в защите своих прав и принятии решений, затрагивающих их интересы.
Международное законодательство по вопросам участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, активно развивается. Совет Европы 25 января 1996 года принял Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей, предусматривающую расширение возможностей участия детей в судебном или административном разбирательстве. Однако в России право детей на такое участие реализуется слабо в связи с недостаточным развитием необходимой законодательной и нормативно-правовой базы.
Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); усиление элитизма (создание элитных групп "детей-профессионалов"); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.

Глава 38. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ
В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Основными задачами участия детей в реализации Региональной стратегии являются:
1) развитие на основе принципов и норм международного права законодательной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности;
2) обеспечение современного правового образования детей, а также специалистов, работающих с детьми;
3) привлечение детей к участию в общественной жизни, принятию решений, затрагивающих их интересы;
4) освещение в средствах массовой информации возможностей и результатов участия детей в общественной жизни;
5) разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;
6) обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как добровольность, включенность всех групп детей, приоритет развития ребенка, повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей), доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности), открытость, честность взрослых в общении с детьми, недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей, учет мнения и потребностей ребенка;
7) воспитание у детей гражданственности и патриотизма, в том числе через воспитание любви к "малой Родине".

Глава 39. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ
В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

На организацию участия детей в реализации Региональной стратегии направлены следующие меры:
1) разработка и внедрение образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний, разработка и издание методических комплексов для детей в сфере правового образования;
2) обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет";
3) развитие института уполномоченных по правам ребенка в городах, муниципальных образованиях, образовательных учреждениях;
4) внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях;
5) разработка стандартов и методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности общества;
6) создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне и результатах такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений;
7) разработка индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, с обязательным учетом мнения и потребностей каждого ребенка.

Глава 40. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ
В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Предполагается достичь следующих результатов:
1) развитие правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества;
2) преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;
3) развитие законодательства Свердловской области в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;
4) создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети "Интернет";
5) расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях;
6) создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Раздел 8. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Региональная стратегия реализуется во взаимосвязи с Программой долгосрочного социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и приоритетными национальными проектами.
Координирующим органом является образуемый при Правительстве Свердловской области Координационный совет по вопросам реализации Стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы в Свердловской области.
Неотъемлемой частью Региональной стратегии являются принятые в ее развитие местные программы действий в отношении детей, разработанные с учетом как общих, так и особенных, присущих данному муниципальному образованию в Свердловской области, проблем детства.
Региональную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый - в 2013 - 2014 годах и второй - в 2015 - 2017 годах.
Сроки и основные этапы реализации Региональной стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом. Необходимость внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также создания условий для планирования бюджетных ассигнований в интересах детей по новым принципам потребует изменения порядка составления и утверждения бюджетов.
Для успешной реализации Региональной стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий.
Механизмом контроля за ходом реализации Региональной стратегии является ежегодный государственный доклад "О положении семьи и детей в Свердловской области", альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей.


------------------------------------------------------------------