Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.02.2013 по делу N А60-50565/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления РЭК Свердловской области от 24.10.2012 N 170-ПК "Об утверждении тарифов на утилизацию твердых бытовых отходов на период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. в отношении ООО "Урал-Сот">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 февраля 2013 г. по делу № А60-50565/2012

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 22 февраля 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Ю.А. Куричева, судей П.Н. Киреева и С.А. Хомяковой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Гонгало рассмотрел в судебном заседании дело № А60-50565/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Урал-Сот" (ООО "Урал-Сот") (ИНН 6658138383, ОГРН 1026602329874)
к Региональной энергетической комиссии по Свердловской области (РЭК Свердловской области)
о признании нормативного акта недействующим в части (с учетом уточнения),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: С.Г. Нагибин - начальник юридического отдела по доверенности от 09 января 2013 г. № 13-10/1, предъявлено удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Представителю заинтересованного лица процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда, секретарю судебного заседания, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Урал-Сот" (далее - заявитель, ООО "Урал-Сот") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Региональной энергетической комиссии по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, РЭК Свердловской области) с заявлением о признании недействительным Постановления РЭК Свердловской области от 24 октября 2012 г. № 170-ПК в части согласования тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на период с 01 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. в отношении ООО "Урал-Сот".
В предварительном судебном заседании, состоявшемся 21 января 2013 г., судом установлено, что в соответствии с положениями статей 2, 58, 95 Областного закона от 10 марта 1999 г. № 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", пунктов 2, 23 "Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области", утвержденного Губернатором Свердловской области от 13 ноября 2010 г. № 1067-УГ, Постановление Региональной энергетической комиссии по Свердловской области от 24 октября 2012 г. № 170-ПК является нормативным правовым актом, в связи с чем подлежит рассмотрению в коллегиальном составе судей в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 17 АПК РФ и в порядке, установленном Главой 23 АПК РФ. Определением суда от 21 января 2013 г. настоящее дело назначено к рассмотрению в коллегиальном составе председательствующего судьи Ю.А. Куричева, судей С.А. Хомяковой и П.Н. Киреева.
В основном судебном заседании, состоявшемся 15 февраля 2013 г., от заявителя через канцелярию суда посредством электронной связи передано уточнение правовой позиции по делу от 14 февраля 2013 г., согласно которому заявитель просит рассмотреть дело в порядке Главы 23 АПК РФ и признать недействующим Постановление Региональной энергетической комиссии по Свердловской области от 24 октября 2012 г. № 170-ПК, а также просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Уточнение заявленного требования принято судом к рассмотрению. Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя также рассмотрено судом и удовлетворено.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлены отзыв на заявление, дополнение к отзыву.
ООО "Урал-Сот" пояснило, что не согласно с расчетом затрат на утилизацию 1 тонны ТБО на 2013 г., произведенным РЭК Свердловской области, который при расчете тарифа не учел расходы на услуги связи, канцелярские товары, на покупку весовой (1 млн. руб.), не представив свои разъяснения по исключению данных расходов.
Представитель заинтересованного лица по существу заявленного требования возразил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнению к нему.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

26 апреля 2012 г. ООО "Урал-Сот" обратилось в РЭК Свердловской области об установлении на 2013 г. тарифов в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемых заявителем потребителям Березовского городского округа.
04 мая 2012 г. письмом № 03-08/2135 РЭК Свердловской области направила ООО "Урал-Сот" извещение об открытии дела об установлении тарифов (цен). Дата заседания правления о рассмотрении вопроса об утверждении ООО "Урал-Сот" тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов назначена на 24 октября 2012 г. в 10 час. 20 мин., о чем заявителю сообщено письмом РЭК Свердловской области от 01 октября 2012 г. № 03-08/5749 "О заседании правления".
Постановлением РЭК Свердловской области от 24 октября 2012 г. № 170-ПК утверждены тарифы ООО "Урал-Сот" по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на 2013 г. на период с 01 января 2013 г. по 30 июня 2013 г. - в размере 152 руб. 91 коп./т, на период с 01 июля 2013 г. по 31 декабря 2013 г. - в размере 160 руб. 12 коп./т.
Полагая, что указанное постановление противоречит закону и нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы заявителя в области осуществления им предпринимательской деятельности, последнее обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании постановления от 24 октября 2012 г. № 170-ПК в отношении ООО "Урал-Сот" недействующим.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, оценив пояснения лиц, участвующих в деле, суд счел заявление ООО "Урал-Сот" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 2 Областного закона от 10 марта 1999 г. № 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" нормативный правовой акт - правовой акт, содержащий нормы права (рассчитанные на многократное применение правила поведения, устанавливающие, изменяющие или прекращающие права, обязанности, ответственность персонально неопределенного круга лиц и (или) предусматривающие утверждение, введение в действие, толкование, приостановление либо признание утратившим силу нормативного правового акта).
Статьей 58 Областного закона от 10 марта 1999 г. № 4-ОЗ определены нормативные правовые акты Свердловской области, составляющие законодательство Свердловской области.
Областные и территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области (к которым относится РЭК Свердловской области), иные государственные органы Свердловской области принимают нормативные правовые акты Свердловской области в формах и случаях, установленных федеральными законами и законами Свердловской области.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Областного закона от 10 марта 1999 г. № 4-ОЗ определено, что Комиссии Свердловской области принимают в пределах своей компетенции постановления.
Согласно пункту 2 "Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области", утвержденного Губернатором Свердловской области от 13 ноября 2010 г. № 1067-УГ, комиссия является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы).
Пунктом 23 Положения о Региональной энергетической комиссии определено, что решения Комиссии, принятые на заседании Правления, оформляются постановлениями Комиссии.
Постановление РЭК Свердловской области от 24 октября 2012 г. № 170-ПК об утверждении тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО принято на заседании Правления РЭК Свердловской области 24 октября 2012 г., содержит нормы права, рассчитанные на многократное применение в расчетах с неопределенным кругом потребителей данных услуг, опубликовано в официальном источнике и содержит все реквизиты, предусмотренные для нормативного правового акта.
Таким образом, постановление РЭК Свердловской области от 24 октября 2012 г. № 170-ПК является нормативным правовым актом, и, соответственно, обжалование его должно производиться в соответствии с главой 23 АПК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Государственное регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", "Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и "Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Правила государственного регулирования), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520, и "Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 47.
В соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами величина тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО определяется на основании экспертизы представленных в установленные действующим законодательством сроки регулируемой организацией расчетных материалов, содержащих экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах по регулируемой деятельности на период регулирования.
Согласно пункту 3 Правил государственного регулирования срок предоставления обоснованных предложений об установлении тарифов на 2013 г. в РЭК Свердловской области был установлен до 01 мая 2012 г.
Согласно пункту 15 Правил государственного регулирования организация коммунального комплекса не позднее, чем за 1 день до заседания органа регулирования должна быть ознакомлена с материалами заседания в части, касающейся установления для нее тарифов и надбавок, включая проект соответствующего решения. Таким образом, организация должна быть ознакомлена с проектом решения не позднее, чем 23 октября 2012 г.
Исходя из имеющихся в материалах дела документов, судом установлено, что обязанность по извещению ООО "Урал-Сот" о проектируемых размерах тарифов (с расшифровкой по статьям расходов) на 2013 г. по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, а также о возможности представить разногласия в письменном виде по размерам проектируемых к утверждению тарифов до 14 сентября 2012 г. в соответствии с Правилами государственного регулирования, РЭК Свердловской области исполнена в полном объеме.
Данное обстоятельство подтверждается письмом РЭК Свердловской области от 27 августа 2012 г. № 03-08/4976 "О согласовании тарифов", которое, во-первых, было размещено на официальном сайте Региональной энергетической комиссии Свердловской области - www.midural.ru/rek в разделе "Информационные письма", а также направлено на адрес электронной почты ООО "Урал-Сот", указанный в анкете из расчетных материалов, совместно с проектом расчета тарифов по статьям затрат.
В ответ на указанное выше письмо ООО "Урал-Сот" письмом от 24 сентября 2012 г. № 85, поступившим в РЭК Свердловской области 25 сентября 2012 г. вх. № 10297, то есть после установленного срока, заявило просьбу об утверждении тарифов в тоннах, с учетом объективных изменений условий деятельности, а именно, ввода в эксплуатацию весовой установки. Кроме того, к указанному письму заявителем был приложен вариант расчета затрат на утилизацию 1 тонны ТБО на полигон-свалке ООО "Урал-Сот" на 2013 г. Как пояснил представитель заинтересованного лица, приложение к расчету каких-либо подтверждающих и обосновывающих документов отсутствовало. Доказательств иного заявителем не представлено.
На основании указанного заявления РЭК Свердловской области все-таки произведен перерасчет тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, с учетом объемов в тоннах, проектируемых организацией. Информация о перерасчете тарифов в табличной форме направлена в адрес организации по электронной почте 03 октября 2012 г., что подтверждает отчет о доставке от 03 октября 2012 г. 15 час. 28 мин. на адрес электронный почты ООО "Урал-Сот": ural-sot@mail.ru.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил, что разногласий по расчету ООО "Урал-Сот" в РЭК Свердловской области в установленном порядке до 24 октября 2012 г. не представило. Доказательства обратного в материалах дела также отсутствуют.
По данному поводу заинтересованное лицо дополнительно пояснило, что информация ООО "Урал-Сот" о разногласиях по тарифам на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых на 2013 г. была представлена в РЭК Свердловской области только 29 октября 2012 г. письмом от 26 октября 2012 г. № 95, то есть после принятия решения об установлении тарифов.
В силу пункта 17 Правил государственного регулирования по результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок. В случае если при установлении тарифов и надбавок органом регулирования не были учтены отдельные расходы, предлагавшиеся организацией коммунального комплекса, мотивы принятия такого решения отражаются в протоколе заседания органа регулирования.
Таким образом, разногласия по утвержденным тарифам, заявленные ООО "Урал-Сот" после принятия решения об установлении тарифов, не могли быть приняты и рассмотрены органом регулирования, так как представлены с нарушением сроков, установленных действующим законодательством, о чем заявителю было сообщено письмом РЭК Свердловской области от 09 ноября 2012 г. № 03-08/6604.
Таким образом, довод заявителя о несвоевременном и неполном ознакомлении с расчетом тарифов, вынесенном на заседание Правления РЭК Свердловской области 24 октября 2012 г. по вопросу об установлении тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на 2013 г., судом отклоняется. Процедура ведения дела проведена РЭК Свердловской области в строгом соответствии с Правилами государственного регулирования.
Согласно пунктам 22, 23, 24 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса финансовые потребности для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы определяются как сумма расчетных значений расходов, относимых на регулируемый вид деятельности, в том числе расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль (расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, а также внереализационных расходов), налога на прибыль и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимых на прибыль после налогообложения).
Определение состава расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, и методическими указаниями.
Для определения расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы организации коммунального комплекса группируются по элементам и статьям затрат.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (статья 252) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Постановлением РЭК Свердловской области от 13 июня 2006 г. № 101-ПК разработаны "Методические рекомендации по формированию тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов в Свердловской области", содержащие приложения, предоставляемые в регулирующий орган в целях согласования производственных программ организаций коммунального комплекса, занятых в сфере оказания услуг утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в Свердловской области, по которому все организации коммунального комплекса должны представлять документы в целях подтверждения экономической обоснованности проектируемых ими расходов и прибыли, связанных с осуществлением регулируемого вида деятельности.
Таким образом, при утверждении тарифов могут быть учтены только экономически обоснованные расходы, связанные с регулируемым видом деятельности.
Ввиду отсутствия в материалах дела документов, подтверждающих планируемые организацией коммунального комплекса расходы, при расчете тарифа показатели скорректированы с учетом общего планируемого объема. Тарифы определены с учетом сценарных условий для формирования вариантов прогноза социально-экономического развития в 2013 - 2015 годах: по заработной плате на 2012 год - 105,2%, на 2013 год - 107,1%, по другим расходам (кроме амортизационных отчислений и прибыли) на 2012 год - 103,6%, на 2013 год - 103,2%, по электрической энергии на 2012 год - 106,0%), на 2013 год - 114,0%.
Таким образом, суд признает, что тариф на 2013 г. для ООО "Урал-Сот" определен в соответствии с действующим законодательством.
Суд усматривает, что при таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленное обществом с ограниченной ответственностью "Урал-Сот" (ООО "Урал-Сот") (ИНН 6658138383, ОГРН 1026602329874) требование о признании недействующим Постановления Региональной энергетической комиссии по Свердловской области от 24 октября 2012 г. № 170-ПК в части согласования тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на период с 01 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. в отношении общества с ограниченной ответственностью "Урал-Сот" оставить без удовлетворения.
2. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
3. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Ю.А.КУРИЧЕВ

Судьи
С.А.ХОМЯКОВА
П.Н.КИРЕЕВ


------------------------------------------------------------------