Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.11.2013 по делу N А60-31902/2013 <О признании частично недействующим Положения "О порядке передачи муниципального имущества городского округа Заречный в безвозмездное пользование", утв. Решением Думы городского округа Заречный от 28.05.2009 N 84-Р>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 ноября 2013 г. по делу № А60-31902/2013

Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 15 ноября 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи С.Е. Калашника, судей О.В. Гаврюшина, Л.В. Колосовой при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С. Челпановой рассмотрел в судебном заседании дело № А60-21902/2013
по заявлению Заместитель прокурора Свердловской области в интересах городского округа Заречный (далее - прокуратура)
к Думе Городского округа Заречный Свердловской области (ИНН 6609007613, далее - Дума Городского округа Заречный)
о признании частично недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
прокуратуры - Костина О.А. (доверенность от 26.09.2013 № 812-15-13, удостоверение);
Думы Городского округа Заречный - Короткий С.А. (доверенность от 20.05.2013 № 01-10/345).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

решением Думы городского округа Заречный № 84-Р от 28.05.2009 утверждено Положение "О порядке передачи муниципального имущества городского округа Заречный в безвозмездное пользование" (далее - Положение).
Данное решение опубликовано в Бюллетене официальных документов городского округа Заречный № 23 от 08.06.2009.
Положение устанавливает единые правовые нормы - правила передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципального образования.
Прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании несоответствующими нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими п. 2, 3.1, 3.2 ст. 1, п. 1, второго предложения п. 2, п. 3 в части слов "на основании решения Думы городского округа или Администрации в соответствии с п. 2.3 ст. 1 настоящего Положения", абз. 1 п. 4 ст. 2, п. 1 ст. 3 Положения.
Думы городского округа Заречный против удовлетворения заявленных требований возражает.
Согласно п. 2 ст. 1 Положения решение о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества, составляющего казну городского округа Заречный, принимает Дума городского округа Заречный в случае, если балансовая стоимость Имущества превышает 50 тыс. руб.
По п. 3.1 ст. 1 Положения администрация городского округа Заречный самостоятельно принимает решение о передаче в безвозмездное пользование имущества, если его балансовая стоимость не превышает 50 тыс. руб.
В п. 3.2 ст. 1 Положения предусмотрено, что администрация городского округа Заречный осуществляет на основании решения Думы городского округа передачу в безвозмездное пользование имущества, если его балансовая стоимость превышает 50 тыс. руб.
На основании второго предложения п. 2 ст. 2 Положения решение о проведении торгов принимает Дума городского округа или Администрация в соответствии с п. 2.3, ст. 1 настоящего Положения.
В силу п. 3 ст. 2 Положения предоставление Имущества в безвозмездное пользование без проведения торгов осуществляется на основании решения Думы городского округа или Администрации в соответствии с п. 2.3, ст. 1 Положения в указанных п. 3.1 - 3.3 случаях.
Абзацем 1 п. 4 ст. 2 Положения предусмотрено, что при наличии положительного обоснования Администрации городского округа Дума городского округа может принять решение о согласовании передачи муниципальным учреждением и муниципальным унитарным предприятиям в безвозмездное пользование муниципального имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления или хозяйственного ведения и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника.
По мнению заявителя, полномочиями по распоряжению имуществом городского округа Заречный обладает только Администрация независимо от стоимости такого имущества. В связи с этим Дума городского округа Заречный, которая является представительным органом местного самоуправления, вопреки вышеуказанным нормам Положения не имеет полномочий управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе передавать его в безвозмездное пользование, принимать решение о проведении торгов или предоставлять имущество в безвозмездное пользование без конкурса, давать согласие на распоряжение имуществом муниципальным учреждениям и предприятиям.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику.
По п. 1, 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В п. 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В подп. 5 п. 10, п. 11 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 утверждены "Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества", из положений которого также следует отсутствие у представительного органа власти полномочий по распоряжению имуществом.
В соответствии с изложенными положениями законодательства в ст. 31, 54, 55 Устава городского округа Заречный, принятого решением Думы городского округа Заречный от 07.02.2013 № 1-Р, определено, что управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Заречный, отнесено к полномочиям администрации городского округа. По ст. 24, 25 Устава Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий.
По результатам анализа приведенных положений законодательства судом сделан вывод о том, что распоряжение муниципальным имуществом вне зависимости от его стоимости не входит в круг полномочий представительных органов муниципального образования, в связи с чем пункты 2, 3.1, 3.2 ст. 1, второе предложение пункта 2, пункт 3 в части слов "на основании решения Думы городского округа или Администрации в соответствии с п. 2.3 ст. 1 настоящего Положения", абзац 1 пункта 4 статьи 2 не соответствуют нормам ст. 125, 209, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Правилам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, в связи с чем подлежат признанию не действующими.
Также прокуратура указывает на несоответствие п. 1 ст. 2 Положения нормам ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 17, 18, 19 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, поскольку данный пункт в нарушение положений законодательства ограничивает круг лиц, которые могут претендовать на заключение договора и получение муниципального имущества в безвозмездное пользование.
Согласно п. 1 ст. 2 Положения в безвозмездное пользование передается Имущество в соответствии с его функциональным назначением для реализации программ развития территории городского округа Заречный; привлечения инвестиций на восстановление, капитальный ремонт, реконструкцию или иное значительное улучшение муниципального имущества; оказания услуг населению сельской территории; защиты окружающей среды; производства сельскохозяйственной продукции; развития культуры и сохранения культурного наследия; поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности; социального обслуживания населения.
При этом перечень случаев, когда муниципальное имущество может быть передано, является закрытым.
В силу п. 1 ст. 15 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 данного Федерального закона.
При этом в главе 5 указанного Федерального закона установлен более широкий круг деятельности для предоставления преференций (например: развития образования и науки; развития физической культуры и спорта; охраны труда; охраны здоровья граждан), нежели определенные в оспариваемом Положении.
В соответствии с п. 17, 18, 19 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, участником конкурсов и аукционов может стать любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе, индивидуальный предприниматель, претендующий на заключение договора. Участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ к таким участникам. Кроме указанных в п. 18 Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.
Статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающая особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, также не связывает возможность предоставления муниципального имущества с необходимостью осуществления приобретателем определенного вида деятельности.
На основании установленных обстоятельств суд полагает правомерным вывод прокуратуры о том, что п. 1 ст. 2 Положения незаконно ограничивает круг субъектов, которые имеют право претендовать на получение муниципального имущества, в связи с чем не соответствуют нормам ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 17, 18, 19 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67.
Также заявитель заявляет требования о признании недействующим и не соответствующим нормативным актам большей юридической силы формулировок п. 1 ст. 3 Положения, согласно которым порядок проведения торгов на право заключения договоров о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование и перечень случаев заключения договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливается Правительством Российской Федерации. До установления Правительством Российской Федерации порядка проведения торгов конкурсы на право заключения договоров о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Суд соглашается с доводами прокуратуры о том, что Федеральные законы от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (в силу ст. 1), от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в силу ст. 3) не распространяются на сферу проведения аукционов и конкурсов при передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование. При этом Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества утверждены приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 во исполнение положений ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворяются в части признания недействующим п. 1 ст. 3 Положения и не соответствующим положениям ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Правилам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать не соответствующими ст. 125, 209, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Правилам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" пункты 2, 3.1, 3.2 ст. 1, пункт 1, второе предложение пункта 2, пункт 3 в части слов "на основании решения Думы городского округа или Администрации в соответствии с п. 2.3 ст. 1 настоящего Положения", абзац 1 пункта 4 статьи 2, пункт 1 статьи 3 Положения "О порядке передачи муниципального имущества городского округа Заречный в безвозмездное пользование", утвержденного решением Думы городского округа Заречный от 28.05.2009 № 84-Р.
3. Признать не действующими пункты 2, 3.1, 3.2 ст. 1, пункт 1, второе предложение пункта 2, пункт 3 в части слов "на основании решения Думы городского округа или Администрации в соответствии с п. 2.3 ст. 1 настоящего Положения", абзац 1 пункта 4 статьи 2, пункт 1 статьи 3 Положения "О порядке передачи муниципального имущества городского округа Заречный в безвозмездное пользование", утвержденного решением Думы городского округа Заречный от 28.05.2009 № 84-Р.
4. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
5. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
С.Е.КАЛАШНИК

Судьи
О.В.ГАВРЮШИН
Л.В.КОЛОСОВА


------------------------------------------------------------------