Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.11.2013 по делу N А60-31409/2013 <О признании частично недействующим Положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности городскому округу Карпинск", утв. Решением Думы городского округа Карпинск от 15.07.2010 N 34/2 >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2013 г. по делу № А60-31409/2013

Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Л.Ф. Савиной, судей С.Е. Калашника, М.Л. Сергеевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Р. Сингатуллиным рассмотрел в судебном заседании дело № А60-31409/2013 по заявлению Заместителя прокурора Свердловской области
к Думе городского округа Карпинск
о признании недействующим нормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Зобнина Л.В., представитель по доверенности № 8-15-12 от 27.12.2012,
от заинтересованного лица: не явился, извещен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие заинтересованного лица.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Заинтересованным лицом до судебного заседания представлен отзыв на заявление, который приобщен судом к материалам дела.
От заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований. Ходатайство судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.

Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Думе городского округа Карпинск о признании:
- не соответствующими ст. 3, 125, 209, 215, 294, 295, 298, 606 - 625 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 35, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 18, 20, 22, 23 Закона РФ № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 39 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", ст. 27 Закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", п. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", пп. 8 п. 5.1, абз. 1 п. 8.2, п. 7.6, абз. 2 п. 8.2 в части слова "исключительно", п. 9.13 Положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности городскому округу Карпинск", утвержденного решением Думы городского округа Карпинск № 34/2 от 15.07.2010;
- недействующими пп. 8 п. 5.1, абз. 1 п. 8.2, п. 7.6, абз. 2 п. 8.2 в части слова "исключительно", п. 9.13 Положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности городскому округу Карпинск", утвержденного решением Думы городского округа Карпинск № 34/2 от 15.07.2010.
В настоящем судебном заседании от заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором заявителем уточнена редакция, в которой оспаривается нормативный правовой акт.
Поскольку ходатайство заявлено в пределах прав, предусмотренных ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оно принято арбитражным судом, в связи с чем спор подлежит рассмотрению в пределах уточненных требований о признании:
- не соответствующими ст. 3, 125, 209, 215, 294, 295, 298, 606 - 625 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 35, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 18, 20, 22, 23 Закона РФ № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 39 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", ст. 27 Закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", п. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", пп. 8 п. 5.1, абз. 1 п. 8.2, п. 7.6, абз. 2 п. 8.2 в части слова "исключительно", п. 9.13 Положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности городскому округу Карпинск", утвержденного решением Думы городского округа Карпинск № 34/2 от 15.07.2010 (в редакции решений Думы городского округа Карпинск № 3/5 от 24.05.2012, № 8/3 от 27.09.2012);
- недействующими пп. 8 п. 5.1, абз. 1 п. 8.2, п. 7.6, абз. 2 п. 8.2 в части слова "исключительно", п. 9.13 Положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности городскому округу Карпинск", утвержденного решением Думы городского округа Карпинск № 34/2 от 15.07.2010 (в редакции решений Думы городского округа Карпинск № 3/5 от 24.05.2012, № 8/3 от 27.09.2012).
Заинтересованное лицо в представленном отзыве заявленные требования признает.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

На основании ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению, с учетом следующего.
Решением Думы городского округа Карпинск № 34/2 от 15.07.2010 утверждено Положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности городскому округу Карпинск" (далее - Положение).
Указанное решение опубликовано в газете "Муниципальный вестник городского округа Карпинск" № 6 от 15.07.2010.
Решением Думы городского округа Карпинск № 3/5 от 24.05.2012 "О внесении изменений в Положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности городскому округу Карпинск", опубликованном в газете "Муниципальный вестник городского округа Карпинск" № 6 от 31.05.2012, в вышеуказанное Положение внесены изменения.
Решением Думы городского округа Карпинск № 8/3 от 27.09.2012 "О внесении изменений в Положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности городскому округу Карпинск", опубликованном в газете "Муниципальный вестник городского округа Карпинск" № 10 от 09.10.2012, в рассматриваемое Положение вновь внесены изменения.
Положение "О порядке управления и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности городскому округу Карпинск" устанавливает единые правовые нормы - правила передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление, порядок управления муниципальным имуществом, составляющим казну округа, передачи муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование и приватизации муниципального имущества, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципального образования.
Пунктом 5.1 Положения закреплены полномочия Думы городского округа Карпинск в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом.
В соответствии с подпунктом 8 п. 5.1 Положения Дума Карпинского городского округа принимает решения о передаче муниципального в безвозмездное пользование.
В соответствии с абз. 1 п. 8.2 Положения договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом могут быть заключены без проведения конкурса или аукциона, если Думой городского округа Карпинск принято решение о предоставлении муниципальной преференции в виде передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества.
Согласно пункту 7.6 Положения срок договора аренды муниципального казенного имущества не может превышать пяти лет. Заключение договора аренды муниципального казенного имущества на срок более пяти лет осуществляется с согласия Думы городского округа Карпинск.
Заключение договоров аренды объектов муниципальной сетевой инфраструктуры осуществляется только с согласия Думы городского округа Карпинск.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 22 Устава городского округа "Карпинск", принятого Решением Карпинской городской Думы № 23/1 от 18.05.2005 Дума городского округа "Карпинск" является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.
В силу ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст. 21 Устава в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Статьей 209 ГК РФ закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. ст. 215, 125 ГК РФ, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. ст. 30, 31 Устава городского округа Карпинск, принятого Решением Карпинской городской Думы от 18.05.2005 № 23/1, Администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, которым осуществляется управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Из указанных выше норм следует, что представительный орган местного самоуправления - Дума городского округа Карпинск не полномочен управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе принимать решения о безвозмездной передаче муниципального имущества, находящегося в казне или закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями, о передаче в аренду объектов муниципальной сетевой инфраструктуры. Представительный орган местного самоуправления вправе только определять порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью.
В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
К иным правовым актам в соответствии со ст. 3 ГК РФ относятся Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации, правовые акты, изданные Министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
У органов местного самоуправления отсутствуют полномочия в области гражданско-правового нормотворчества.
Статьи 606 - 625 ГК РФ и иные правовые акты не содержат специальных обязательных требований о сроке заключения договора аренды муниципального имущества.
Данные условия должны определяться по усмотрению сторон договора.
На основании изложенного, пп. 8 п. 5.1, второе предложение п. 7.6, абз. 1 п. 8.2 Положения не соответствуют ст. 10 Конституции РФ, ст. ст. 125, 201, 209, 215, 606 - 625 ГК РФ, ст. ст. 35, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 7.6 Положения, помимо изложенного, противоречит п. "о" ст. 71 Конституции РФ, ст. ст. 606 - 625, ст. 3 и п. 4 ст. 421 ГК РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 8.2 Положения муниципальные преференции могут быть предоставлены исключительно в целях:
1) развития образования и науки;
2) проведения научных исследований;
3) защиты окружающей среды;
4) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
5) развития физической культуры и спорта;
6) производства сельскохозяйственной продукции;
7) социальной защиты населения;
8) охраны труда;
9) охраны здоровья граждан;
10) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
11) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2013 "О защите конкуренции", государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:
1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) развития образования и науки;
3) проведения научных исследований;
4) защиты окружающей среды;
5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
7) развития физической культуры и спорта;
8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
9) производства сельскохозяйственной продукции;
10) социального обеспечения населения;
11) охраны труда;
12) охраны здоровья граждан;
13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, абз. 2 п. 8.2 Положения в части слова "исключительно" противоречит п. 1 ст. 19 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2013 "О защите конкуренции", поскольку содержит закрытый перечень целей предоставления муниципальной преференции, не предусматривает предоставления муниципальный преференций в целях, определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п. 9.13 Положения Предприятия или Учреждения не вправе самостоятельно продавать, заключать договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения за Предприятием или оперативного управления за Учреждением
Согласно ст. 294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
В силу ч. 2 ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным образом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Аналогичные положения закреплены в ч.ч. 1 - 4 ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 № 161-ФЗ.
Из вышеуказанных норм следует, что получение согласия собственника имущества необходимо лишь в случае распоряжения недвижимым имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения.
Движимым имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения, с учетом положений ст. ст. 22, 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ, предприятие распоряжается самостоятельно, без согласования с собственником имущества.
В соответствии с ч. 3 ст. 120 ГК РФ особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Действующим гражданским законодательством предусмотрена возможность отдельного регулирования правового статуса некоторых типов учреждений путем принятия специальных нормативных актов, устанавливающих, в том числе, и особенности правового режима имущества таких учреждений.
Распоряжение имуществом учреждений осуществляется по общим правилам, установленным ст. 298 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, данные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Аналогичная норма содержится в п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В силу ч. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Особенности правового положения образовательных учреждений определены Федеральными законами № 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании" и № 125-ФЗ от 22.08.1996 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Таким образом, законодателем предусмотрены определенные особенности распоряжения муниципальным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за учреждениями.
Пункт 9.13 оспариваемого Положения противоречит ст. ст. 295, 298 ГК РФ, ст. 18, ст. 20, ст. 22, ст. 23 Закона РФ № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 39 Федерального закона № 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании", ст. 27 закона № 125-ФЗ от 22.08.1996 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", поскольку каких-либо исключений не предусматривает, устанавливая общие правила распоряжения всеми видами имущества, закрепленного за всеми муниципальными предприятиями и учреждениями.
Оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает конкуренцию, ставит решение хозяйственных задач в зависимость от воли органа местного самоуправления, что в силу ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" является недопустимым.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует вышеназванным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них обязанности и создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, требования заместителя прокурора Свердловской области подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные Заместителем прокурора Свердловской области требования удовлетворить.
2. Признать недействующими пп. 8 п. 5.1, абз. 1 п. 8.2, п. 7.6, абз. 2 п. 8.2 в части слова "исключительно", п. 9.13 Положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности городскому округу Карпинск", утвержденного решением Думы городского округа Карпинск № 34/2 от 15.07.2010 (в редакции решений Думы городского округа Карпинск № 3/5 от 24.05.2012, № 8/3 от 27.09.2012) как не соответствующие ст. 3, 125, 209, 215, 294, 295, 298, 606 - 625 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 35, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 18, 20, 22, 23 Закона РФ № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 39 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", ст. 27 Закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", п. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Л.Ф.САВИНА

Судьи
С.Е.КАЛАШНИК
М.Л.СЕРГЕЕВА


------------------------------------------------------------------