Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.11.2013 по делу N 33-13621/2013 <Об отмене Решения Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 01.08.2013 и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма", утв. Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 19.04.2013 N 795>



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 2013 г. по делу № 33-13621/2013

Судья Ф.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т.Е.,
судей Кормильцевой И.И.,
Старкова М.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 ноября 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района города Нижний Тагил об оспаривании Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма", утвержденного постановлением Администрации города Нижний Тагил от 19.04.2013 № 795,
по апелляционной жалобе Администрации города Нижний Тагил
на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 01 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя заинтересованного лица К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя заявителя Д., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

постановлением Администрации города Нижний Тагил от 19.04.2013 № 795 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" (далее - Административный регламент).
Постановление Администрации города Нижний Тагил от 19.04.2013 № 795 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" опубликовано в официальном издании "Тагильский рабочий" № 76 (23720) 26 апреля 2013 года.
Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия Административного регламента предоставления муниципальной услуги, с указанием его наименования "Предоставление жилого помещения муниципального жилого фонда", как противоречащего федеральному законодательству.

В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемый Административный регламент противоречит требованиям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", статьям 57, 87, 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку принят органом местного самоуправления за пределами компетенции, установленной пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Представитель заинтересованного лица Администрации города Нижний Тагил в судебном заседании заявленные требования не признал.
Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 01 августа 2013 года заявление прокурора Ленинского района города Нижний Тагил удовлетворено. Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление жилого помещения муниципального жилого фонда" (согласно наименованию акта, указанному в заявлении), утвержденный постановлением Администрации города Нижний Тагил от 19.04.2013 № 795, признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Администрация города Нижний Тагил просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая, что решение суда является незаконным и необоснованным. Оспариваемый Административный регламент принят в пределах компетенции по реализации функции органа местного самоуправления по обеспечению граждан жилыми помещениями, предусмотренной статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанная муниципальная услуга содержится в приложении к постановлению Администрации города Нижний Тагил от 07.05.2013 № 885 "Об утверждении перечня муниципальных услуг, функций и работ, предоставляемых (выполняемых) отраслевыми (функциональными) и территориальными органами Администрации города Нижний Тагил и муниципальными учреждениями города", отсутствие указанной услуги в сводном реестре на день рассмотрения дела не является нарушением действующего законодательства.
Прокурором, участвующим в деле, принесены письменные возражения относительно апелляционной жалобы с указанием о законности и обоснованности решения суда.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (пункт 2); административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4).
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункты 1 - 5 статьи 14).
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений федерального законодательства, следует, что Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" принят Администрацией города Нижний Тагил, как органом местного самоуправления, в соответствии с установленными полномочиями по решению вопросов местного значения в области жилищного законодательства.
Вывод суда о принятии оспариваемого Административного регламента за пределами компетенции, предоставленной органу местного самоуправления, основан на неправильном толковании норм материального права.
Административный регламент, определяющий порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении муниципальной услуги на территории городского округа Нижний Тагил, соответствует форме и содержанию, предъявляемым к указанному нормативному правовому акту с учетом требований к структуре, установленной статьей 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Также является неправильным вывод суда о незаконности оспариваемого Административного регламента в связи с отсутствием муниципальной услуги "Предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" в перечне услуг, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 729-р "Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме" и в сводном перечне услуг, размещенном на официальном сайте Администрации города Нижний Тагил.
Указанное распоряжение Правительства Российской Федерации не распространяется на правоотношения, регулируемые оспариваемым Административным регламентом в области предоставления муниципальной услуги органом местного самоуправления - Администрацией города Нижний Тагил, не являющейся муниципальным учреждением, в котором размещается муниципальное задание (заказ).
Кроме того, отсутствие указанной муниципальной услуги в реестре муниципальных услуг (функций), предоставляемых Администрацией города Нижний Тагил и муниципальными учреждениями города, на день рассмотрения дела не свидетельствует о незаконности Административного регламента, поскольку не нарушает положения части 7 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в силу которой формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Согласно пункту 7 Порядка формирования и ведения реестра муниципальных услуг (функций) и муниципальных работ, предоставляемых Администрацией города Нижний Тагил и муниципальными учреждениями города, утвержденного постановлением Администрации города Нижний Тагил от 28.03.2012 № 558 "О муниципальных информационных системах "Реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых Администрацией города Нижний Тагил и муниципальными учреждениями города", сводный Реестр муниципальных услуг (функций) и муниципальных работ, предоставляемых Администрацией города Нижний Тагил и муниципальными учреждениями города, размещается на официальном сайте города ежегодно, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Приведенные положения законодательства оспариваемым Административным регламентом не нарушены, исходя из даты его принятия 19.04.2013.
Кроме того, муниципальная услуга - предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма - предусмотрена в приложении № 1 к постановлению Администрации города Нижний Тагил от 07.05.2013 № 885 "Об утверждении перечня муниципальных услуг, функций и работ предоставляемых (выполняемых) отраслевыми (функциональными) и территориальными органами Администрации города Нижний Тагил и муниципальными учреждениями города".
Доводы заявителя со ссылками на статьи 57, 87, 88 Жилищного кодекса Российской Федерации не являются основанием для признания Административного регламента недействующим, поскольку оспариваемый нормативный акт не исключает выполнение органом местного самоуправления предусмотренных полномочий. Кроме того, частью 1 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации на наймодателя возложена обязанность предоставления нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции дома другого жилого помещения маневренного фонда без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. При этом наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи (что свидетельствует о заявительном характере и договорных отношениях сторон) может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма, которое с учетом положений статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации входит в муниципальный жилищный фонд социального использования, включающий совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Указанными жилыми помещениями органы местного самоуправления вправе распоряжаться, передавая муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами согласно положениям статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах дела решение суда об удовлетворении заявления является незаконным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления, поскольку отсутствуют предусмотренные законом основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 01 августа 2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления прокурора Ленинского района города Нижний Тагил об оспаривании Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма", утвержденного постановлением Администрации города Нижний Тагил от 19.04.2013 № 795.

Председательствующий
Т.Е.СОБОЛЕВА

Судьи
И.И.КОРМИЛЬЦЕВА
М.В.СТАРКОВ


------------------------------------------------------------------