Решение Свердловского областного суда от 29.10.2013 по делу N 3-60/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Постановления РЭК Свердловской области от 19.12.2012 N 216-ПК "Об утверждении предельных розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению Свердловской области">



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. по делу № 3-60/2013

Свердловский областной суд в составе:
судьи Шумкова Е.С.
при секретаре Г.
с участием прокурора Куриловича И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Открытого акционерного общества <...> о признании недействующим в части постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 19 декабря 2012 года № 216-ПК "Об утверждении предельных розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению Свердловской области",

установил:

Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) 19 декабря 2012 года принято постановление № 216-ПК "Об утверждении предельных розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению Свердловской области", которым для иных газоснабжающих организаций, за исключением Открытого акционерного общества <...> и Муниципального унитарного предприятия <...> установлены предельные розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению Свердловской области для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, в размере за 1 кг с учетом налога на добавленную стоимость:
- из групповых газовых резервуарных установок на период с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 года - 25 рублей 51 копейка, с 01 июля 2013 года - 29 рублей 29 копеек;
- в баллонах с доставкой до потребителя на период с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 года - 34 рубля 70 копеек, с 01 июля 2013 года - 39 рублей 82 копейки;
- в баллонах без доставки до потребителя на период с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 года - 28 рублей 75 копеек, с 01 июля 2013 года - 33 рубля 06 копеек.
Этим же постановлением утверждены разъяснения по применению установленных цен.
Указанное постановление опубликовано в официальном средстве массовой информации - "Областной газете" № 586-589 27 декабря 2012 года.
ОАО <...> (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления РЭК Свердловской области от 19 декабря 2012 года № 216-ПК в части установленных для данного Общества предельных розничных цен на сжиженный газ в разделе "иные газоснабжающие организации". В обоснование доводов представитель заявителя указал, что оспариваемое постановление противоречит пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" и принято с нарушением принципов регулирования розничных цен на сжиженный газ, установленных пунктом 4 "Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд", утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 15 июня 2007 года № 129-э/2, так как 31 октября 2012 года заявитель представил в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области заявление и расчетные материалы для рассмотрения и утверждения Обществу на 2013 год розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению области, по результатам рассмотрения документов для Общества были установлены экономически необоснованные розничные цены в значительно меньших размерах, чем были рассчитаны им, что повлекло возникновение у Общества в первом полугодии 2013 года убытков в сумме <...>. Кроме того, устанавливая розничные цены на сжиженный газ в оспариваемом постановлении, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области необоснованно применила предельный индекс роста цен на сжиженный газ в размере 115%.
Представители РЭК Свердловской области, возражая против удовлетворения заявления, указали, что оспариваемое постановление принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, в соответствии с требованиями части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства", действующих Методических указаний, Административного регламента, утвержденного Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 24 февраля 2011 года № 25-ПК. Принимая оспариваемое постановление, РЭК Свердловской области не принимала во внимание и не рассматривала заявление и приложенные к нему документы, поступившие 31 октября 2012 года от заявителя, поскольку заявление не было подписано руководителем предприятия, в связи с чем у комиссии отсутствовали предусмотренные Административным регламентом основания для начала предоставления государственной услуги по установлению цен. Кроме того, документы были оформлены с нарушением установленных требований и представлены не в полном объеме. При установлении розничных цен, в соответствии с пунктом 9 Методических указаний комиссия исходила из расходов, учтенных при формировании розничных цен, утвержденных на 2012 год Постановлением РЭК Свердловской области от 23 ноября 2011 года № 172-ПК, учитывая параметры определенные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации, согласно которому предельный рост цен на сжиженный газ с 1 июля 2013 года установлен в размере 115%.

Заслушав объяснения представителей заявителя, представителей РЭК Свердловской области, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, в силу части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, поэтому проверяет оспариваемый акт или его часть на предмет соответствия не только нормативным актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Пункт 1 статьи 424 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ) государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Федеральным законом "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов. По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" утверждены "Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" подпунктом "е" пункта 4 которых установлено, что розничные цены на газ, реализуемый населению подлежат государственному регулированию на территории Российской Федерации.
При этом пункт 8 названных Основных положений право на утверждение розничных цен на газ, реализуемый населению, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года № 1067-УГ "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области" установлено, что комиссия является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы). Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории Свердловской области (пункт 6). Основными задачами комиссии являются: государственное регулирование цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) на услуги, товары и продукцию, на которые государственное регулирование цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 1 пункта 9). Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами устанавливает розничные цены на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) (подпункт 4 пункта 10).
Таким образом, оспариваемое постановление принято РЭК Свердловской области во исполнение изложенных выше положений федерального законодательства и в пределах предоставленных ей полномочий.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 15 июня 2007 года № 129-э/2 (далее - Методические указания).
Методические указания определяют порядок формирования розничных цен и (или) их предельных уровней на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, и основные принципы регулирования розничных цен (пункт 2).
Пункт 4 названных Методических указаний устанавливает, что расчет розничных цен предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для:
а) возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с производством, приобретением, транспортировкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа;
б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности (до разработки методики определения размера стоимости основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регулируемом виде деятельности, учитывается размер чистой прибыли в регулируемом виде деятельности, необходимый для покрытия согласованных расходов субъектов регулирования)
в) учета в структуре регулируемых цен всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Утверждение (пересмотр) розничных цен регулирующим органом в соответствие с положениями пункта 19 Методических указаний осуществляется на основании заявления субъекта регулирования и документов, перечисленных в этом же пункте указаний, которые должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером субъекта регулирования.
Устанавливая максимальный срок принятия регулирующим органом решения об установлении цен (пункт 22), Методические указания не предусматривают порядка рассмотрения указанного заявления и документов. Однако такой порядок установлен Административным регламентом РЭК Свердловской области исполнения государственной функции по рассмотрению расчетных материалов и утверждению цен (тарифов) в соответствии с полномочиями РЭК Свердловской области, утвержденным Постановлением РЭК Свердловской области от 24 февраля 2011 года № 25-ПК (далее - Административный регламент).
В судебном заседании установлено, что при принятии оспариваемого постановления был соблюден порядок, предусмотренный Административным регламентом, включающий этапы: принятие заявлений и документов от субъектов регулирования; анализ и правовая экспертиза поступивших расчетных материалов и предложений об установлении цен; извещение заявителей о дате, времени и месте рассмотрения дела об установлении цен на заседании правления РЭК Свердловской области; рассмотрение и принятие решения об утверждении цен на заседании правления РЭК Свердловской области.
Также были выполнены и требования пункта 15 Административного регламента, в соответствии с которыми обсуждение и принятие решения РЭК Свердловской области об утверждении цен осуществляется на заседании правления РЭК Свердловской области в соответствии с Регламентом РЭК Свердловской области, утвержденным Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 08 октября 2008 года № 114-ПК "Об утверждении Регламента Региональной энергетической комиссии Свердловской области". Конечным результатом исполнения государственной функции является принятие решения об утверждении цен на заседании правления РЭК Свердловской области, которое оформляется в форме постановления РЭК Свердловской области. Постановление РЭК Свердловской области, если иное не установлено иными правовыми актами, включает в себя: 1) величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; 2) дату введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; 3) сроки действия цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (при необходимости).
Оспариваемое постановление соответствует требованиям пунктов 14 и 16 Методических указаний, предусматривающих дифференцированность цен по категориям и позволяющих устанавливать предельный уровень цен.
Вопреки доводам Общества, заявление ЗАО <...> об установлении розничных цен на сжиженный газ и обосновывающие заявление документы не были предметом рассмотрения правления РЭК Свердловской области на заседании 19 декабря 2012 года при принятии оспариваемого постановления, что следует из представленного суду протокола (л. д. 51 - 55).
31 октября 2012 года на бланке с реквизитами названия заявителя, но без идентификационных данных заявителя и указания места его нахождения, в РЭК Свердловской области действительно поступало заявление о рассмотрении и утверждении на 2013 год розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению Свердловской области на бытовые нужды, скрепленное печатью Общества, но в нарушение подпункта 1 пункта 3 Раздела 3 Административного регламента не подписанное его директором (л. д. 147). К заявлению были приложены документы, оформленные с нарушением пункта 19 Методических указаний, поскольку не подписаны руководителем Общества и его главным бухгалтером, среди которых также отсутствовали документы, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г", "д", "е" этого же пункта Методических указаний.
Учитывая, что пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и пунктом 19 Методических указаний предусмотрен заявительный характер предоставления государственных услуг, в том числе и в сфере установления регулируемых государством цен на сжиженный газ, реализуемый населению, а вышеуказанное заявление ввиду отсутствия в нем подписи руководителя Общества не свидетельствовало о намерении Общества получить государственную услугу по утверждению розничных цен на сжиженный газ, то у РЭК Свердловской области в силу подпунктов 1 и 2 пункта 3 Раздела 3 Административного регламента, согласно которым основаниями для начала осуществления государственной функции по утверждению цен являются получение от лиц, заинтересованных в исполнении государственной функции, заявления в свободной форме, подписанного руководителем (заявителем) и расчетных материалов и иных документов на бумажном носителе, отсутствовали основания для осуществления административных процедур, предусмотренных Административным регламентом.
Поскольку заявитель в порядке, установленном названным Федеральным законом, Методическими указаниями и Административным регламентом не обращался в РЭК Свердловской области с заявлением об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению Свердловской области на бытовые нужды на 2013 году, то РЭК Свердловской области обоснованно не рассматривало вышеуказанное заявление на заседании своего правления при принятии оспариваемого постановления. Указанные действия РЭК Свердловской области не могут рассматриваться как нарушение порядка принятия оспариваемого постановления.
Как видно из протокола заседания правления РЭК Свердловской области от 19 декабря 2012 года, принимая оспариваемое постановление и устанавливая предельные розничные цены на газ для иных газоснабжающих организаций, РЭК Свердловской области, вопреки доводам заявителя, не применяла предельный индекс роста розничных цен на сжиженный газ в размере 115%, определенный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, а применила метод индексации затрат, ранее учтенных в действовавших на тот момент розничных ценах на сжиженный газ для населения, установив для иных газоснабжающих организаций предельные розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению на первое полугодие 2013 года на уровне цен, утвержденных и действовавших с 01 июля 2012 года, а с 01 июля 2013 года - в размере 111,9% (на газ в баллонах с доставкой и без доставки) и 112,3% (на газ из групповых резервуарных установок) от цен, действовавших во втором полугодии 2012 года и в первом полугодии 2013 года (л. д. 51 - 55).
Применение названного метода при установлении розничных цен на газ, реализуемый населению, в том числе и при установлении предельных розничных цен, предусмотрено пунктом 11(2) "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года № 685) и согласуется с положениями пункта 9 Методических указаний, согласно которым при расчете розничных цен и обоснования величин отдельных статей расходов применяются прогнозные рыночные цены (тарифы, стоимость услуг), определяемые на основании прогнозного уровня инфляции на расчетный период действия розничных цен, а фактические и плановые расходы субъекта регулирования подлежат анализу с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период регулирования.
При этом РЭК Свердловской области не допущено роста предельных розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению в 2013 году, выше чем, предельный индекс роста розничных цен на сжиженный газ в размере 115%, определенный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации.
Устанавливая цены с календарной разбивкой, РЭК Свердловской области на основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" правильно руководствовалась названным Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, которым индексация цен на газ, реализуемый населению, предусмотрена с 1 июля 2013 года.
Оспариваемое постановление и утвержденные им цены не предполагают неопределенности в их применении.
Оценивая в целом вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителем постановление не противоречит действующему законодательству, регулирующему формирование цен на реализацию сжиженного газа населению, что в силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Указывая на причинение убытков, как на основание обращения в суд, заявитель представил только свой расчет (л. д. 32), но никаких иных доказательств, в том числе бухгалтерских документов, обосновывающих данных расчет, не представил.
Поэтому суд приходит к выводу, что заявителем не был доказан факт причинения убытков в результате принятия оспариваемого постановления и нарушение его прав.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд полагает необходимым указать, что заявитель в соответствии с пунктом 23 Методических указаний не лишен возможности обращения в настоящее время в РЭК Свердловской области с заявлением об установлении предельных розничных цен на сжиженный газ, реализуемый им населению в 2013 году, отличных от тех, которые установлены оспариваемым постановлением, с соблюдением установленных требований.
Руководствуясь статьями 194, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления Открытого акционерного общества <...> о признании недействующим в части постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 19 декабря 2012 года № 216-ПК "Об утверждении предельных розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению Свердловской области".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
Е.С.ШУМКОВ


------------------------------------------------------------------