Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.10.2013 по делу N А60-28193/2013 <О признании частично недействующим Положения "О порядке передачи муниципального имущества МО Красноуфимский округ в безвозмездное пользование", утв. Решением Думы муниципального образования Красноуфимский округ от 24.09.2009 N 222>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. по делу № А60-28193/2013

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 29 октября 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего И.В. Хачева, судей И.В. Евдокимова, Е.Г. Италмасовой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.А. Казанцевой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Заместителя прокурора Свердловской области
к Думе муниципального образования Красноуфимский округ
о признании нормативного правового акта недействующим,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - К.В. Поль, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, удостоверение, доверенность № 8/2-15-13 от 20.06.2013;
от заинтересованного лица - представитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Представителю заявителя, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Думе муниципального образования Красноуфимский округ о признании не соответствующими ст. 209, 215, 125 ГК РФ, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 20 ст. 4, ч. 1 ст. 15, ст. 17.1, ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Правилам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" пункт 1.2, пункт 1.3.1 в части слов "на основании решения Думы Муниципального образования Красноуфимский округ" пункты 2.1, 2.2, 2.3, 4.1 Положения "О порядке передачи муниципального имущества МО Красноуфимский округ в безвозмездное пользование", утвержденное решением Думы муниципального образования Красноуфимский округ от 24.09.2009 № 222.
Заинтересованное лицо возражений по существу заявленных требований не представил.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Решением Думы муниципального образования Красноуфимский округ от 24.09.2009 № 222 утверждено Положение "О порядке передачи муниципального имущества МО Красноуфимский округ в безвозмездное пользование" (далее - Положение).
Данное решение опубликовано в газете "Вперед" № 127 от 13.10.2009.
Положение устанавливает единые правовые нормы - правила передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципального образования.
В соответствии с п. 1.2 Положения решение о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования Красноуфимский округ (далее - имущество), принимает Дума муниципального образования Красноуфимский округ.
Согласно п. 1.3.1 Положения ссудодателем имущества от имени муниципального образования Красноуфимский округ является Комитет по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ (далее - ссудодатель), который осуществляет на основании решения Думы муниципального образования Красноуфимский округ передачу в безвозмездное пользование имущества.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. ст. 215, 125 ГК РФ, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно ст. 21 Устава муниципального образования Красноуфимский округ, принятого решением районного Совета МО Красноуфимский район от 24.06.2005 № 133 (в ред. от 28.02.2013), Дума муниципального образования Красноуфимский округ является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.
В силу ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст. 22 Устава в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно ст. ст. 34, 56 Устава управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа отнесено к полномочиям Управления муниципальным имуществом муниципального образования Красноуфимский округ. Органы местного самоуправления городского округа от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа.
Из указанных выше норм следует, что представительный орган местного самоуправления Дума муниципального образования Красноуфимский округ не полномочен управлять и распоряжаться муниципальным имуществом. Представительный орган местного самоуправления вправе только определять порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью.
С учетом изложенного, пункт 1.2 и пункт 1.3.1 в части слов "на основании решения Думы Муниципального образования Красноуфимский округ" не соответствуют ст. 209, 215, 125 ГК РФ, ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 2.1 Положения установлено, что в безвозмездное пользование передается Имущество в соответствии с его функциональным назначением в целях:
- развития образования и науки;
- защиты окружающей среды;
- развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
- развития физической культуры и спорта;
- производства сельскохозяйственной продукции;
- социальной защиты населения;
- охраны труда;
- охраны здоровья граждан;
- поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- в иных целях, определяемых федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия таких актов.
Определение оспариваемыми пунктами Положения целей, для которых предоставляется муниципальное имущество в безвозмездное пользование, значительно сужает круг лиц, которые могут претендовать на заключение договора.
Согласно ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 утверждены "Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества" (далее - Правила).
В соответствии с п.п. 17, 18, 19 Правил участником конкурсов и аукционов может стать любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе, индивидуальный предприниматель, претендующий на заключение договора. Участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ к таким участникам. Кроме указанных в п. 18 Правил требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.
Законодатель в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" не связывает возможность предоставления хозяйствующим субъектам права на заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества с видом деятельности, которую данный субъект осуществляет.
На основании изложенного, п. 2.1 Положения не соответствует ч. 1 ст. 15, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", п.п. 17, 18, 19 Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67.
В силу п. 2.2 Положения предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование является муниципальной преференцией и осуществляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
Согласно п. 2.3 Положения предоставление Имущества в безвозмездное пользование не является муниципальной преференцией в следующих случаях:
- предоставление Имущества по результатам торгов, в форме конкурса или аукциона;
- передача, выделение, распределение Имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
закрепление муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- предоставление имущества на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Исключения из общего правила поименованы в данной статье закона, к которым отнесено заключение договоров без торгов при предоставлении государственных или муниципальных преференций.
Согласно п. 20 ст. 4 вышеуказанного закона государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Таким образом, передача муниципального имущества в безвозмездное пользование по общему правилу осуществляется по результатам торгов. Предоставление муниципальной преференции при передаче имущества в безвозмездное пользование является льготой, предоставленной органом местного самоуправления определенному хозяйствующему субъекту, и осуществляется при соблюдении целей, установленных ст. 19 Федерального закона № 135-ФЗ.
На основании изложенного, п. п. 2.2, 2.3 Положения противоречит п. 20 ст. 4, ст. ст. 17.1, 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно п. 4.1 Положения порядок проведения торгов на право заключения договоров о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование и перечень случаев заключения договоров путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона устанавливается Правительством РФ. До установления Правительством РФ порядка проведения торгов конкурсы на право заключения договоров о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 утверждены "Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных отношениях" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.
Порядок проведения аукционов и конкурсов при передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование не подпадает под сферу действия вышеуказанных законов.
Таким образом, п. 4.1 Положения противоречит ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Правилам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных отношениях".
В соответствии со ст. 78 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ от 06.10.2003 решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.
В соответствии со ст. ст. 52, 192 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает конкуренцию, предусматривая передачу муниципального имущества по общему правилу без проведения торгов, ограничивает права хозяйствующих субъектов на осуществление коммерческой деятельности определяя цели, для которых муниципальное имущество передается в безвозмездное пользование, предоставляет представительному органу местного самоуправления право распоряжения муниципальным имуществом, что в силу ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" является недопустимым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействующими пункт 1.2, пункт 1.3.1 в части слов "на основании решения Думы Муниципального образования Красноуфимский округ" пункты 2.1, 2.2, 2.3, 4.1 Положения "О порядке передачи муниципального имущества МО Красноуфимский округ в безвозмездное пользование", утвержденное решением Думы муниципального образования Красноуфимский округ от 24.09.2009 № 222 как не соответствующие ст. 209, 215, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 20 ст. 4, ч. 1 ст. 15, ст. 17.1, ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Правилам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договора управления имуществом, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67, ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
И.В.ХАЧЕВ

Судьи
И.В.ЕВДОКИМОВ
Е.Г.ИТАЛМАСОВА


------------------------------------------------------------------