Постановление Уставного Суда Свердловской области от 28.10.2013 "По делу о соответствии Уставу Свердловской области Постановления Правительства Свердловской области от 28 марта 2012 года N 312-ПП "О предоставлении гражданам, получающим пенсии по старости, мер социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в период с 1 апреля по 31 октября" в связи с запросом гражданки Н.В. Таскиной"



УСТАВНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2013 года

ПО ДЕЛУ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 28 МАРТА 2012 ГОДА № 312-ПП "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГРАЖДАНАМ,
ПОЛУЧАЮЩИМ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ, МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
ПО ОПЛАТЕ В РАЗМЕРЕ 50 ПРОЦЕНТОВ СТОИМОСТИ ПРОЕЗДА
ПО ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
ТРАНСПОРТЕ ПРИГОРОДНОГО СООБЩЕНИЯ В ПЕРИОД С 1 АПРЕЛЯ
ПО 31 ОКТЯБРЯ" В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ГРАЖДАНКИ Н.В. ТАСКИНОЙ

Уставный Суд Свердловской области в составе председательствующего - заместителя председателя Суда Н.А. Жилина, судей А.О. Казанцева, Н.Г. Крисько, В.Д. Мостовщикова,
с участием представителя заявителя Н.В. Таскиной - И.П. Павлова, представителя Правительства Свердловской области Н.Г. Плинча,
руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 73, 83 - 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области Постановления Правительства Свердловской области от 28 марта 2012 года № 312-ПП "О предоставлении гражданам, получающим пенсии по старости, мер социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в период с 1 апреля по 31 октября".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданки Н.В. Таскиной. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Свердловской области оспариваемые в запросе положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.О. Казанцева, объяснения представителя заявителя и представителя органа, принявшего оспариваемый акт, мнения приглашенных в судебное заседание представителя ОАО "Свердловская пригородная компания" Д.И. Сурикова, представителя Уполномоченного по правам человека в Свердловской области В.А. Алферова, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области

УСТАНОВИЛ:

1. В Уставный Суд Свердловской области обратилась гражданка Таскина Надежда Валентиновна с запросом о соответствии Уставу Свердловской области Постановления Правительства Свердловской области от 28 марта 2012 года № 312-ПП "О предоставлении гражданам, получающим пенсии по старости, мер социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в период с 1 апреля по 31 октября" (далее - Постановление Правительства Свердловской области № 312-ПП).
Постановлением Правительства Свердловской области № 312-ПП устанавливается мера социальной поддержки по оплате 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области на железнодорожном транспорте пригородного сообщения ежегодно, в период с 1 апреля по 31 октября, гражданам, получающим пенсии по старости, проживающим на территории Свердловской области (далее - мера социальной поддержки).
Кроме того, данным Постановлением утверждаются:
"Порядок предоставления гражданам, получающим пенсии по старости, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по оплате 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области на железнодорожном транспорте пригородного сообщения" (далее - Порядок предоставления меры социальной поддержки);
"Порядок предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением гражданам, получающим пенсии по старости, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по оплате 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области на железнодорожном транспорте пригородного сообщения" (далее - Порядок возмещения);
"Структура файла списка граждан, воспользовавшихся правом на получение меры социальной поддержки по оплате 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области на железнодорожном транспорте пригородного сообщения";
"Форма списка граждан, воспользовавшихся правом на получение меры социальной поддержки по оплате 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области на железнодорожном транспорте пригородного сообщения" (далее - форма списка граждан).
Указанная мера социальной поддержки предоставляется организациями, осуществляющими перевозку пассажиров на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, на основании пенсионного удостоверения с предъявлением паспорта гражданина Российской Федерации либо другого документа, удостоверяющего личность (пункт 2 Порядка предоставления меры социальной поддержки).
Для получения субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением гражданам указанной меры социальной поддержки организации железнодорожного транспорта обязаны предоставлять списки граждан, воспользовавшихся правом на получение меры социальной поддержки, на бумажном носителе и в электронном виде по форме, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области № 312-ПП (пункт 10 Порядка возмещения). Форма списка включает в себя следующие графы: порядковый номер; фамилия, имя, отчество; дата рождения (число, месяц, год); номер пенсионного удостоверения; кем выдано пенсионное удостоверение; дата продажи билета (число, месяц, год); время продажи билета; дата отправления; зона действия билета (пункт отправления, пункт назначения); номер билета; сумма (стоимость билета).
Открытое акционерное общество "Свердловская пригородная компания" для осуществления учета граждан и в целях составления списка граждан, воспользовавшихся правом на получение меры социальной поддержки, разработало "Талон для оформления билета региональными льготниками" и обязало граждан заполнять этот талон, указывая следующие сведения: фамилию; имя; отчество; дату рождения; номер удостоверения льготника; кем выдано; дату выдачи удостоверения; подпись пассажира о согласии на обработку персональных данных.
Остальные сведения, необходимые для составления списка граждан, воспользовавшихся правом на получение меры социальной поддержки, вносились в талон для оформления им билета работником ОАО "Свердловская пригородная компания".
По мнению заявителя, Постановление Правительства Свердловской области № 312-ПП с учетом практики его применения налагает на граждан дополнительную обязанность по заполнению "Талона для оформления билета региональными льготниками", не предусмотренную нормативными актами, что создает неудобства при приобретении билетов, тем самым нарушает их права и не соответствует Уставу Свердловской области.
Таким образом, предметом рассмотрения Уставным Судом Свердловской области в данном деле является Постановление Правительства Свердловской области от 28 марта 2012 года № 312-ПП "О предоставлении гражданам, получающим пенсии по старости, мер социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в период с 1 апреля по 31 октября" постольку, поскольку в правоприменительной практике от граждан требовалось предоставление иных документов, кроме пенсионного удостоверения с отметкой о назначении пенсии по старости (по возрасту) и паспорта гражданина Российской Федерации либо другого документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства (пребывания) на территории Свердловской области.
2. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, обеспечивается государственная поддержка пожилых граждан (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится социальная защита (пункт "ж" части 1 статьи 72).

Органы государственной власти Свердловской области в пределах их полномочий обеспечивают государственные гарантии прав человека и гражданина в сфере социальной защиты населения, в частности предоставляют меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в Свердловской области (подпункт 3 статьи 110 Устава Свердловской области).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Правительство Свердловской области организует осуществление социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста (подпункт 2 статьи 14 Областного закона "О правительстве Свердловской области").
При подготовке проекта закона Свердловской области "О внесении изменений в Закон Свердловской области от 26 декабря 2011 года № 129-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" Правительство Свердловской области предложило предусмотреть в 2012 году бюджетные ассигнования для предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией меры социальной поддержки. Предложение Правительства было поддержано Законодательным Собранием Свердловской области и Губернатором Свердловской области при внесении поправок в вышеуказанный Закон. Аналогичные расходы на предоставление субсидий организациям железнодорожного транспорта были предусмотрены Законом Свердловской области от 7 декабря 2012 года № 104-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов".
Таким образом, оспариваемое заявителем Постановление Правительства Свердловской области № 312-ПП об установлении меры социальной поддержки принято данным органом государственной власти Свердловской области в порядке исполнения закона и в целях повышения уровня социальной защиты граждан.
3. Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого правового акта, так и смысл, придаваемый ему сложившейся правоприменительной практикой (пункт 1 статьи 72 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области").
Мера социальной поддержки предоставляется организациями, осуществляющими перевозку пассажиров на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, на основании пенсионного удостоверения с отметкой о назначении пенсии по старости (по возрасту) с предъявлением паспорта гражданина Российской Федерации либо другого документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства (пребывания) на территории Свердловской области (пункт 2 Порядка предоставления меры социальной поддержки). Исходя из буквального смысла оспариваемого Постановления Правительства Свердловской области № 312-ПП, предоставление гражданами иных документов для пользования мерой социальной поддержки не требуется.
В ходе судебного заседания было установлено, что открытое акционерное общество "Свердловская пригородная компания" требовало от граждан не только пенсионное удостоверение и паспорт, но и "Талон для оформления билета региональными льготниками", что влекло нарушение прав граждан.
С 1 сентября 2013 года открытое акционерное общество "Свердловская пригородная компания" существенно изменило правоприменительную практику, введя в действие новую технологию оформления проездных документов со считыванием данных с персональных штрих-кодов, при этом заполнение "Талона для оформления билета региональными льготниками" сейчас не требуется.
Таким образом, существовавшая ранее правоприменительная практика не может считаться сложившейся в том смысле, который придается ей пунктом 1 статьи 72 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", и быть положена в основу признания оспариваемых заявителем нормативных положений не соответствующими Уставу Свердловской области.
Нормативное положение Постановления Правительства Свердловской области № 312-ПП о том, что организации железнодорожного транспорта обязаны предоставлять списки граждан, воспользовавшихся правом на получение меры социальной поддержки для получения субсидии, само по себе не нарушает прав граждан. Существование данного положения обусловлено необходимостью контроля за реализацией принципа эффективности использования бюджетных средств, означающего, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Разовое получение гражданином штрих-кода в целях его регистрации в качестве получателя меры социальной поддержки в организации железнодорожного транспорта не может рассматриваться как предъявление незаконных требований, нарушающих права граждан, а, наоборот, способствует реализации права граждан на получение меры социальной поддержки и осуществлению контроля за эффективностью расходования средств областного бюджета.
Таким образом, оспариваемое Постановление Правительства Свердловской области № 312-ПП не противоречит Уставу Свердловской области, поскольку не требует от граждан предоставления иных документов, кроме пенсионного удостоверения с отметкой о назначении пенсии по старости (по возрасту) и паспорта гражданина Российской Федерации либо другого документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства (пребывания) на территории Свердловской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать соответствующим Уставу Свердловской области Постановление Правительства Свердловской области от 28 марта 2012 года № 312-ПП "О предоставлении гражданам, получающим пенсии по старости, мер социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в период с 1 апреля по 31 октября", поскольку оно не обязывает граждан предоставлять иные документы, кроме пенсионного удостоверения с отметкой о назначении пенсии по старости (по возрасту) и паспорта гражданина Российской Федерации либо другого документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства (пребывания) на территории Свердловской области.
2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области" и в "Вестнике Уставного Суда Свердловской области".


------------------------------------------------------------------