Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2013 по делу N А60-25486/2013 <О признании частично недействующим Положения "О порядке предоставления муниципального имущества Талицкого городского округа на праве оперативного управления и хозяйственного ведения муниципальным учреждениям и муниципальным унитарным предприятиям", утв. Решением Думы Талицкого городского округа от 30.05.2012 N 45>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 2013 г. по делу № А60-25486/2013

Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи С.А. Хомяковой, судей И.В. Горбашовой, Ю.К. Киселева при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Качуриной рассмотрел в предварительном судебном заседании дело № А60-25486/2013
по заявлению Заместителя прокурора Свердловской области
к Думе Талицкого городского округа
о признании недействующим нормативного правового акта.
В судебном заседании участвовали представители:
от заявителя - Зобнина Л.В. (доверенность № 8-15-12 от 27.12.2012),
от заинтересованного лица - не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и мест рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Дело подлежит рассмотрению в отсутствие заинтересованного лица на основании ч. 2 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Заместитель прокурора Свердловской области просит признать недействующим Положение "О порядке предоставления муниципального имущества Талицкого городского округа на праве оперативного управления и хозяйственного ведения муниципальным учреждениям и муниципальным унитарным предприятиям", утвержденное Решением Думы Талицкого городского округа от 30.05.2012 № 45, в части п. 26, абз. 1, 2 п. 22, п. 41, абз. 1 п. 55, абз. 1 п. 64, признать не соответствующими:
- ст. ст. 125, 209, 215, 217 ГК РФ, ст. ст. 35, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" абз. 1, 2 п. 22, п. 41, абз. 1 п. 55, абз. 1 п. 64 Положения "О порядке предоставления муниципального имущества Талицкого городского округа на праве оперативного управления и хозяйственного ведения муниципальным учреждениям и муниципальным унитарным предприятиям", утвержденного решением Думы Талицкого городского округа от 30.05.2012 № 45;
- ч. 2 ст. 295 ГК РФ, ст. ст. 18, 20, 23 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" п. 26 Положения "О порядке предоставления муниципального имущества Талицкого городского округа на праве оперативного управления и хозяйственного ведения муниципальным учреждениям и муниципальным унитарным предприятиям", утвержденного решением Думы Талицкого городского округа от 30.05.2012 № 45.
Заинтересованное лицо представило отзыв от 27.09.2013 г., согласно которому с требованиями прокурора согласно, Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд

установил:

Решением Думы Талицкого городского округа от 30.05.2012 № 45 утверждено Положение "О порядке предоставления муниципального имущества Талицкого городского округа на праве оперативного управления и хозяйственного ведения муниципальным учреждениям и муниципальным унитарным предприятиям" (далее - Положение).
Данное решение Думы Талицкого городского округа опубликовано в газете "Сельская новь" № 66 от 16.06.2012.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ от 06.10.2003 решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.
В соответствии со ст. ст. 52, 192 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает конкуренцию, ограничивает права предприятий по распоряжению закрепленным за ними имуществом, ставит решение хозяйственных задач в зависимость от воли представительного органа местного самоуправления, что в силу ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" является недопустимым, прокурор обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
Положение устанавливает единые правовые нормы о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление, об управлении муниципальным имуществом, составляющим казну округа, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципального образования.
В соответствии с абз. 1, 2 п. 22 Положения согласие собственника на продажу, безвозмездную передачу, мену, передачу в залог, иное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего Предприятию, на праве хозяйственного ведения, оформляется решением Думы Талицкого городского округа.
Согласие собственника на участие Предприятия в некоммерческой организации, а также на внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ недвижимого и движимого имущества, а также денежных средств оформляется решением Думы Талицкого городского округа. Согласие собственника на отчуждение акций, долей участия в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, принадлежащих Предприятию на праве хозяйственного ведения, оформляется решением Думы Талицкого городского округа.
Пунктом 41 Положения закреплено, что согласие собственника на продажу, безвозмездную передачу, мену, передачу в залог, иное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего Учреждению, Казенному предприятию на праве оперативного управления, оформляется решением Думы Талицкого городского округа.
Согласно абз. 1 п. 55 Положения согласие собственника на продажу, безвозмездную передачу, мену, передачу в залог, иное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего казенному учреждению на праве оперативного управления, оформляется решением Думы Талицкого городского округа
В соответствии абз. 1 п. 64 Положения согласие собственника на продажу, безвозмездную передачу, мену, передачу в залог, иное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего бюджетному учреждению на праве оперативного управления, оформляется решением Думы Талицкого городского округа.
Статьей 10 Конституции РФ установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляю] представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 22 Устава Талицкого городского округа, принятого Решением Талицкой районной Думы от 02.06.2005 № 396, Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.
В силу ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, п. 2 ст. 23 Устава в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Статьей 209 ГК РФ закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. ст. 215, 125 ГК РФ, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. ст. 21, 34 Устава Талицкого городского округа, принятого Решением Талицкой районной Думы от 02.06.2005 № 396, органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере управления муниципальным имуществом является Управление по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа (далее - Управление по регулированию имущественных и земельных отношений), которое наделено собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа по управлению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Из указанных выше норм следует, что представительный орган местного самоуправления - Дума Талицкого городского округа не полномочна управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе принимать решения о безвозмездной передаче муниципального имущества, передаче в залог имущества, находящегося в казне и закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями, о приобретении в муниципальную собственность движимого и недвижимого имущества.
Представительный орган местного самоуправления вправе только определять порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Способы приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, закреплены в ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Такой способ приватизации, как отчуждение муниципального имущества по договору мены законодательством не предусмотрен.
На основании изложенного, абз. 1, 2 п. 22, п. 41, абз. 1 п. 55, абз. 1 п. 64 Положения не соответствуют ст. 10 Конституции РФ, ст. ст. 125, 201, 209, 215, 217 ГК РФ, ст. ст. 35, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно п. 26 Положения согласие собственника на совершение сделок, указанных в абзаце первом пункта 22 настоящего Положения, в отношении движимого имущества Предприятия, а также согласие Собственника на заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, иных договоров в отношении имущества, принадлежащего Предприятию на праве хозяйственного ведения, оформляется распоряжением УРИиЗО.
В соответствии с ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Полномочия муниципальных унитарных предприятий по распоряжению имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения, закреплены ч. 2 ст. 295 ГК РФ, ст. ст. 18, 20, 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", согласно которым предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия, и за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
На основании изложенного п. 26 Положения противоречит ч. 2 ст. 295 ГК РФ, ст. ст. 18, 20, 23 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 № 161-ФЗ, поскольку ограничивает полномочия муниципальных унитарных предприятий по распоряжению движимым имуществом.
Таким образом, поскольку Положение "О порядке предоставления муниципального имущества Талицкого городского округа на праве оперативного управления и хозяйственного ведения муниципальным учреждениям и муниципальным унитарным предприятиям", утвержденное Решением Думы Талицкого городского округа от 30.05.2012 № 45, в части п. 26, абз. 1, 2 п. 22, п. 41, абз. 1 п. 55, абз. 1 п. 64 не соответствует указанным выше нормативным положениям, требование прокурора о признании данного Положения недействующим подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействующим Положение "О порядке предоставления муниципального имущества Талицкого городского округа на праве оперативного управления и хозяйственного ведения муниципальным учреждениям и муниципальным унитарным предприятиям", утвержденное Решением Думы Талицкого городского округа от 30.05.2012 № 45, в части п. 26, абз. 1, 2 п. 22, п. 41, абз. 1 п. 55, абз. 1 п. 64, признать не соответствующими:
- ст. ст. 125, 209, 215, 217 ГК РФ, ст. ст. 35, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" абз. 1, 2 п. 22, п. 41, абз. 1 п. 55, абз. 1 п. 64 Положения "О порядке предоставления муниципального имущества Талицкого городского округа на праве оперативного управления и хозяйственного ведения муниципальным учреждениям и муниципальным унитарным предприятиям", утвержденного решением Думы Талицкого городского округа от 30.05.2012 № 45;
- ч. 2 ст. 295 ГК РФ, ст. ст. 18, 20, 23 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" п. 26 Положения "О порядке предоставления муниципального имущества Талицкого городского округа на праве оперативного управления и хозяйственного ведения муниципальным учреждениям и муниципальным унитарным предприятиям", утвержденного решением Думы Талицкого городского округа от 30.05.2012 № 45.
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
5. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
С.А.ХОМЯКОВА

Судья
И.В.ГОРБАШОВА

Судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ


------------------------------------------------------------------